Секты в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы проанализировать особенности сект в России и за рубежом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «секта» и виды сект;
-охарактеризовать методы вовлечения новых членов в секту;
-выявить основные принципы функционирования сект;
-исследовать методы воздействия на личность в секте;
- рассмотреть основные аспекты борьбы с тоталитарными сектами и реабилитации жертв;
- проанализировать особенности сатанинских сект в России и за рубежом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «СЕКТА»
1.1. Понятие секта и ее виды 5
1.2. Методы вовлечения новых членов в секту 11
1.3.Основные принципы функционирования секты 15
1.4. Методы воздействия на личность в секте 22
1.5. Борьба с тоталитарными сектами и реабилитация жертв 25
2.САТАНИНСКИЕ СЕКТЫ
2.1. Сатанинские секты в России 28
2.2. Сатанинские секты за рубежом 36
Заключение 42
Список используемых источников. 45

Файлы: 1 файл

Орлова Екатерина (курсовая)3.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

-Стимуляция индивидуальной тяги к мистицизму. Многие люди испытывают особое чутьё к процессам «тонкого мира», благоговение перед потусторонним миром.

Для закрепления пребывания в секте применяются другие методы:

-Психологическое порабощение. Подавление воли.

-Выработка зависимости: психологической, наркотической. Создание эффекта «семьи», «родственных душ» - искусственного родства, от которого нельзя отказаться.

-Отягощение материальными долгами, требованием «отработки» и т.д.

-Втягивание в криминальные действия – «повязанность».

-Применение силы (задержание, лишение свободы, телесные наказания и т.д.).

-«Назад дороги нет». Доказательство необратимости перехода за некую грань. Таким «переходом» может являться обряд инициации, лишение собственности, сексуальное насилие.

-Иллюзия причастности к великим тайнам, обещание раскрытия еще более значительных знаний.

-Завышение самооценки, подчеркивание собственной значимости. В своем роде выработка «мании величия».

-Создание эффекта карьеры, затратного восхождения по лестнице совершенствования, бросить которое жалко.  Секты осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.

Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает сектантские ценности. Многие сектанты содержат своего рода общежития, где  вся деятельность концентрируется  вокруг сектантских целей. На сектантов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь» [19].

Строгое следование сектантскому стилю  жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям секты. Кроме того, энергичные программы  добывания средств, вербовки и другой ориентированной на секту деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению сектантские верования.

Обучение и чрезмерное использование  методик, вызывающих транс, таких, как  медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Подобные методики могут иметь  своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.

Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных сектах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые сектанты предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Публичное заявление усиливает  преданность обращенных секту и  заставляет уходящих казаться предающими доверие.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как: «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; или «твоя душа сгниет»; или «ты отправишься в ад»; или «пострадают твои родственники»; или «твоя жизнь будет в опасности».

Обращенные боятся покинуть секту.

Обещание немедленного осуществления, мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного сектантом вознаграждения [16].

Обращенные постоянно стремятся  достичь утопических идеалов  и обвиняют себя самих за то, что  стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое  мышление о секте. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие не сектовых связей и эмоциональной поддержки.

Обращенные становятся зависимыми от секты в дружбе, близости и  эмоциональной поддержке; чувства  отчуждения, враждебности и паранойи в отношении не сектового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри секты; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и само опорочивание.

Обращенные испытывают стыд, затем  облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед сектой за спасение от их "дурной натуры".

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу секты наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т. п.).

Сектанты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в секты. В заключение я хочу сказать, что всем нам необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Поэтому я желаю всем быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.

 

1.3. Основные принципы функционирования секты

Групповое воздействие - мощный регулятор  поведения и деятельности человека. Феномен группы заключается в том, что даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности: в присутствии других людей возрастает. Для этого им необходимо:

1. Чтобы у секты была своя священная книга.

Это может быть любой, достаточно внушительный по объему, форме

и содержанию текст,  желательно - древний.   Чем  древнее  -  тем

лучше.  Священность и благодарность текста не должны  подвергаться

сомнению.  Любые нестыковки,  казусы и ляпы данного текста должны

быть  сглажены  толкованием  (комментированием)  текста.     Само

толкование также должно обладать  самостоятельным  авторитетом  -

так же, как и исходный текст  оно должно быть неоспоримым, но лишь

настолько,    что  бы  при  изменении  базовой  концепции  секты,

толкование могло быть исправлено без  потери  лица  сектой.

 С этим связан авторитет  личности толкователя (толкователей).

Он должен иметь особую связь  с богом (богами),  тем  или  иным

способом - либо через видения,   либо  через  цепь  гуру,    либо

каким-то другим достаточно убедительным способом получать  особые

указания от высших сил.

 Этот факт ни в коем  случае не должен ставиться  под сомнения  и

должен всячески защищаться логически -  с  опорой  на  толкование

священного текста.

Допустим принцип: Х - пророк потому,  что в  Священном  тексте

сказано, что Х - пророк.  А Священный текст потому священен,  что

Х - пророк это сказал.

Возможно несколько вариантов - либо толкователь  -  достаточно

колоритная фигура - тогда он на виду,  почитается всего  лишь  на

ступеньку ниже бога (пророка). Либо, если это группа толкователей

- тогда желательно держать ее  в  тени  -  тут  на  первое  место

выходит вся система секты.

Но в любом случае авторитет  толкователей  не  должен  ставится

под сомнения.

2. У секты должно быть учение.

В священной книге секты должно излагаться некое учение. Желательно - ответвление уже известной традиционной религии. В

случае же абсолютно нового  учения,    продвижение  его  в  массы

затруднено.

Степень отличия от  материнской  религии  может  колебаться  в

неких пределах,  но не  слишком  больших  -  дабы  не  шокировать

публику.

Отделение  от  основного  учения  (ересь)  -  основной   метод

образования сект.  Ответвление  происходит с  помощью  толкователя

или  толкователей  -  основателя  секты,    который  с    помощью

поступившего  ему «высшего  откровения»,    или просто   изучив

первоисточник,  «выясняет»,    что оказывается исходное  учение

ошибочно толкует некие принципы,  виной этому конечно отступление

от истинной веры основной религии  и, разумеется,  дьявол.  Но мы,

мол,  имеем правильную точку зрения,  потому что это подтверждают

следующие пункты учения: n1, n2,... (Свидетели  Иеговы):

   В случае самостоятельно  возникающего  учения  -  дело  сильно

осложняется обывательским недоверием.  Все-таки обязательны некие

ссылки на уже существующие учения и религии. (см. пример Иисуса и

фарисеев).

3. Методы преподнесения учения.

Здесь можно написать много.  Методы очень разные,  но основа у

них одна и та же.

-Не хочешь - не верь.

Принцип  добровольности  для  неофитов  -  отсев  пригодных  к

зомбированию людей.

- Занимательные ритуалы,  халявный  прасад  (освященная  пища

кришнаитов), красочные буклеты.

Необходимо то,  что бы привлекало человека в секту  на  первых

порах - такой вкусный червячок на крючке - дабы человек пришел  и

ознакомился: это могут быть и  экзотические ритуалы и прасад,  это

могут быть собрания с песнопениями и проповедями,  это может быть

раздача буклетов в ярких обложках,  это  может  быть  скандальная

известность - и т.д.

- Дать то, что хочет большинство.

В согласии с первым принципом - отбор определят группу  людей,

тех,  кто не хочет мирится  с «грязной» действительностью,  но  не

может ничего изменить. Им предлагают «узкий путь к истине» - путь

ухода от «греховной,  грязной»,  так нелюбимой ими реальности  в

реальность желаемую - чистую и  праведную.  Тот кто  лучше  уловит

основную тенденцию желаний  такой группы людей - завербует  больше

всех народу.

- За все надо платить.

Не только о деньгах речь: вот  неофит уже в секте.  Теперь он -

не объект,  а субъект работы секты - он  уже  не  только  слушает

проповеди и участвует  в  ритуалах,    но  и  сам  проповедует  и

«обучается»,  главным образом тому же проповедованию  -  вербовке

неофитов.  Если у него есть способности и  трудолюбие - выбивается

наверх.  Он уже верит.  Он уже - винтик в  механизме мясорубки:  с

одной  стороны  поступают  неофиты    -    с    другой    выходят

разочаровавшиеся,  а уверовавшие становятся еще  одним  элементом

мясорубки.

4. Структура  секты.

Все секты можно подразделить на секты первого поколения -  те,

в которых еще активно действует основавшая секту группа  и  секты

второго (и  более) поколения - те,   в  которых  основавшая  секту

группа  уже отошла от дел (или в мир  иной)  и  секту  возглавляют

воспитанные в ней же люди.   Основное  различие  -  в  допустимом

уровне  цинизма по отношению к вере, принятому в среде руководства

секты. В сектах первого поколения он естественно гораздо выше.

- Глава секты (личность или совет).

Если это первое поколение - главой секты может быть  атеист  и

циник,  который по тем или  иным соображениям  затеял  эту  секту,

либо фанатик  с  манией  мессианства.    Если  это  второе-третье

поколение функционирования секты - когда  верхушка пришла с  низов

- тогда это отобранные продвижением  вверх  и  воспитанные  сектой

люди с наилучшими умственными  способностями -  но  способностями, направленными сектой в нужную сторону.

- Приближенные к руководству сектой.

Если это первое поколение - также  могут быть циники и атеисты,

но среди них уже попадаются отдельные воспитанные сектой уникумы.

Если второе поколение - то только вторые.    Они  -  кандидаты  в

будущие руководители и на них  собственно  лежит  все  управление

сектой.

- Середина.

Тут только истинно верующие,  уже  достаточно изучившие  учение

секты.  На них лежит вся основная организаторская  работа,    они

«младшие офицеры» - главы собраний, общин, гуру местного масштаба

и т.д. В этот слой может пробиться  любой более-менее соображающий

адепт. Они - основная опора секты.

-Низы.

Это либо тупые,  либо недостаточно вовлеченные в  деятельность

секты  адепты,    либо  только  что  обратившиеся  неофиты.    Их

деятельность проходит в основном на уровне ритуалов  и  собраний.

На них возложена основная черновая работа -  приглашение  в  залы

собраний, проповеди и разъяснение основ.

- Неофиты и сомневающиеся

Те,  кто еще не перекрутилось  в мясорубке секты -  кто  только

что пришел в секту, но еще не обратился, еще сомневается.  С ними

ведется основная работа по убеждению.  На  них  выливаются  блага

«духовной пищи» и «божественной истины».  Они - вечно текущее (в

смысле утечки кадров) основание  пирамиды.

5. Цели секты.

Цель  секты - нарастить  свою  массу,    перейти   в    «массу

критическую»  и стать религией  -  т.е.    такой    религиозной

структурой,  с которой считаются в обществе,   которая  имеет  не

только религиозный,  но  и  политический  вес  и  власть. Не  надо

повторять ошибок обличителей сект - не все члены секты сознают  ее

целей.

 Их,  как правило,    осознает  руководство  в  сектах  первого

поколения,  в сектах второго - оно  может  уже  и  не  осознавать

этого.    Просто  структура  секты построена   так,   чтобы функционировать в полном согласии с этим принципом.  Приближенные к руководству,  середина и тем более низы - тоже  как  правило  не осознает истинных целей секты.  Да это и не нужно.  Как в армии -офицеры среднего и младшего звена и рядовые не знают и не  могут

Информация о работе Секты в России и за рубежом