Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:59, курсовая работа
Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Семейное поведение: социологический и демографический аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.
Семья является самой
первичной ячейкой нашего общества,
и потому основывается не только на
браке, но и на кровном родстве. Так
уж получается, что семейное поведение
каждой личности в отдельности может
характеризовать исключительно
свои личные фундаментальные и
Усиленное общественное внимание к семье связано с современным демографическим развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные позволяют заметить, что это процесс весьма нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной демографической политики. На демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их числе общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей.
Раздел 1. Семейное поведение и демографическая ситуация
1.1 Понятие семейного поведения
Семейное поведение – поведение человека в семье, которое отличается от индивидуального, так как рамки семьи накладывают на это поведение существенные ограничения в виде определенных норм, рамок, требований, традиций, мифов, ритуалов, границ социальной активности и т.п. Наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенными связями, оно составляет основной интерес социологии семьи.
Под семейным поведением понимаются все те специфические проявления социального поведения, которые делают возможным, функционирование супружества – родительства - родства. Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности – потребность в браке, сексуальную потребность, потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. В своих конкретных формах – брачного, социализацинного и репродуктивного поведения – оно реализует процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций. [2, с. 149]
Семья – сложная самоуправляемая система, члены которой в ходе ее существования все время должны решать одну и ту же проблему: как отладить систему управления семьей так, чтобы, с одной стороны, между ними постоянно воспроизводились отношения сотрудничества, взаимодействия, согласования позиций и интересов, приобщенности к семье, а с другой стороны, - постоянно преодолевались в существующей семейной среде их возможные конфронтации, противодействия, рассогласования, отчужденность.
Проблемы сотрудничества - конфронтации, взаимодействия – противодействия, согласованности – рассогласованности, приобщенности – отчужденности являются важнейшим морально-психологическим противоречием семейного поведения, которое либо успешно преодолевается членами семьи и способствует ее развитию, либо обостряется и ведет к ее разрушению.
Существует понятие «
Именно отношения в диапазонах сотрудничество – конфронтация, взаимодействие – противодействие, приобщенность – отчужденность, согласованность – рассогласованность, и являются теми существенными признаками, ключевыми семейными генотипами, которые и определяют качество отношений в семейной системе. Ситуации в этих диапазонах постоянно возникают по всей линии организации семьи (родители, родители – дети, родители – ближайшие родственники, дети – бабушки и дедушки и т.п.) и формируют, воспроизводят, переформируют, развивают внутри семьи определенную систему самоуправления, от которой в значительной степени и зависит балансировка семейного поведения и устойчивость.
Для того, чтобы объяснить проявления поведение членов семьи в тех или иных их поступках, важно выяснить, от каких плюсовых или минусовых факторов зависит формирование сотрудничества, взаимодействия, согласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к сплачивающим, объединяющим моделям индивидуального и группового поведения. В то же время важен и обратный аспект: какие минусовые факторы ведут в семье к процессам конфронтации, противодействия, рассогласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к разобщающим, разъединяющим моделям индивидуального и группового поведения. Здесь можно использовать предположение о том, что поведение членов семьи в семейной системе с одной стороны состоит из «человека действующего» и «человека общающегося» (взаимодействующего - противодействующего, приобщенного - отчужденного, в поведении которого проявляются объединяющие - разъединяющие, сплачивающие - разобщающие модели), с другой стороны - из «человека мотивированного» и «человека, включенного в информационные потоки», который проявляет себя побуждаемым – принуждаемым в мотивационном пространстве семьи и «функционалистом – дженералистом» в информационном пространстве семьи, т.е., либо видящим все процессы происходящие в семье исключительно с позиций исполняемых им функций (например, зарабатывания денег или обеспечения быта или воспитания детей) в семье, либо с позиций всех существующих задач, стоящих перед семьей, т.е. максимально широко, панорамно. [11]
Процессы самоуправления
в семье могут складываться либо
стихийно, либо целенаправленно. Соотношение
стихийности и
1.2 Семейное поведение как фактор развития институционального кризиса семьи
Семья представляет собой
сложное социальное явление, в котором
переплетаются многообразные
Исследования семьи, брака,
рождаемости ведутся в
Во всех современных исследованиях брака и семьи приводятся данные, подтверждающие продолжение перечисленных выше процессов в сфере брака и семьи. Эти тенденции наблюдаются практически во всех европейских, североамериканских странах, в России, в странах СНГ; в разных обществах они отличаются лишь исторической длительностью, глубиной проникновения в культуру. Однако одни ученые интерпретируют их как доказательства кризиса института моногамного брака, семьи, другие рассматривают происходящие процессы как свидетельства трансформации этих институтов.
«Парадигма кризиса и риска» состоит в том, что постулируется вероятность такого результата функционирования социума, который свидетельствует о крахе социальных систем и крахе экзистенциальных (существовательных) опор общества. В теории кризиса семьи, анализирующей возникновение социальных ценностей и приоритетов, продуцирующих разного рода риски и угрозы, учитывается (предсказывается) перспектива разрушения самого института семьи и моногамии, что грозит депопуляцией и казарменной социализацией новых поколений. При этом предполагается и угроза прямого вымирания общества.
Сторонники другой парадигмы, так называемой «прогрессистской», считают, что переход от традиционной к современной семье, плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы. Скорее, они являются признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи. [3, с. 124] Эти ученые полагают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, т. е. модернизация общества влечет за собой и трансформацию отдельных его институтов. Модернизация брака и семьи, происходящая как в России, так и во всех европейских и североамериканских странах, охватывает многие аспекты частной жизни: взаимоотношения женщин и мужчин, взрослых и детей – родных и приемных. По существу, в сфере семьи и брака уже на протяжении нескольких десятилетий происходит ослабление и даже ломка традиционных, патриархальных устоев, ролей, представлений, стереотипов. В основе этих изменений ценности ХХ века: расширение свободы выбора для мужчины и для женщины как в семейной, так и в общественной сфере, равенство супругов-партнеров, большие возможности для самореализации и контактов между поколениями. В статистике же процесс модернизации семьи проявляется в повышении частоты разводов, вступлений в повторные браки, во всё большем распространении неофициальных супружеских союзов, внебрачной рождаемости.
Полноценно объяснить многие аспекты поведения людей в семье, в жизненных ситуациях формирования брачного союза дает возможность подключение, с одной стороны, такого понятия, как «демографическое (брачное, репродуктивное, семейное) поведение», с другой – теорий, объясняющих закономерности развития демографической сферы общества. Такой универсальной концепцией можно считать теорию демографических переходов или исторических типов рождаемости по Вишневскому.
Существует теория демографического перехода, основателем которой принято считать А. Ландри. Идея теории демографического перехода состоит в том, что в основе изменения режимов воспроизводства населения в том или ином обществе лежит степень развитости ценностно-нормативных регуляторов рождаемости. Важнейшими из них являются табу, ритуалы, этикеты, нормы, обычаи, законы. Степень жесткости (или даже жестокости) требования к их соблюдению и определяет эволюцию режимов воспроизводства населения и, соответственно, институтов брака и семьи. [3, с. 136]
А. Ландри выделил три режима воспроизводства населения и 3 стадии демографического перехода:
1) «Примитивный режим» – высокая рождаемость, колебания численности населения зависят от смертности, обусловленной недостатком или избытком продовольствия; иррациональность брачного, репродуктивного поведения.
2) «Промежуточный режим» – под влиянием развития медицины, технического прогресса, гигиены смертность начинает снижаться. Появляются тенденции к изменению репродуктивного поведения: сначала через откладывание браков, затем посредством внутрисемейного регулирования; переход к рациональности поведения в сфере брака и семьи.
3) «Современная эпоха» – в обществе преобладает тенденция массового внутрисемейного планирования числа и сроков рождения детей; брачное и репродуктивное поведение максимально рациональное.
Идеи А. Ландри оказались плодотворными, их разработки продолжаются и сейчас. Исследователи-демографы находили подтверждения этим закономерностям в разных обществах, анализируя дифференциацию рождаемости в переходные периоды по доходам, по образованию матери, по социальным группам. В результате первого демографического перехода произошло существенное снижение рождаемости, начавшееся около 1800 г. в большинстве европейских стран.
Исследования и теоретические выкладки по демографическому переходу, опирающиеся на европейский опыт 1930-х гг., обычно заканчиваются на стадии «нулевого» или стационарного роста населения. Стадия долгосрочного уменьшения населения, надвигающаяся сейчас на Европу, тогда была названа постдемографическим переходом. Но его специфические черты в Европе оказались настолько схожими для многих стран, что весь процесс теперь называют вторым демографическим переходом.
Начало второго
Информация о работе Семейное поведение: социологический и демографический аспекты