Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:59, курсовая работа
Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.
Общая задача социализации
в семье заключается в
Реальное воспитание ребенка в семье начинается сразу, хотя не всегда имеется определенность относительно того, что надо воспитывать, и тем более, как именно.
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежише от внешнего мира или как трамплин к будушему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической социологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения «принуждения» детей (якобы андрогинным по своей «природе») к тендерным ролям мальчиков и девочек.
Разумеется, все родители
хотят, чтобы их дети были здоровыми
и счастливыми и выросли
Следует четко различать социологический и социально-психологический подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семейных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохранить или повысить свой социальный статус, специфику семейного стиля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных поколений в контексте изменения соотношений между социокультурными семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в межличностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога. [1, с. 292]
Данная проблематика лучше всего проясняется в рамках системного исследования, реализуемого в русле сочетания инструментального исследования диспозиций социализации с феноменологическим осмыслением отношений родители — дети. Соответственно этому строятся стратегии социологического исследования, подбираются методы исследования — количественные и качественные. При инструментальной методологии в центре внимания оказывается процесс достижения того или иного результата родительского поведения, складывающийся из потребности вырастить детей людьми в конкретных условиях семейной жизни, но под решающим воздействием механизма определения соииализационных ситуаций, под влиянием иерархии ценностей семьи, диктующей выбор путей и средств социализации детей.
В какой мере родители и семейные наставники ориентированы на определенные результаты социализационного поведения, что считать таковыми — подготовку здоровых и социально зрелых личностей, гарантов родительской старости, или же умение добиться перевеса семейных влияний на ребенка над внесемейными влияниями остальных проводников социализации — это вопросы, ждущие ответа. В области исследований социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании и к конечным итогам воспитания, и к остальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обобщить это в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети.
Классическим является определение ценности, предложенное К. Клакхоном: «Ценность — это явное или неявное представление о желательном, характерное для индивида или группы, которое влияет на выбор возможных вариантов, средств и типов действия». Одной из первых методик изучения ценностей явилась предложенная американскими социальными психологами Г. Олпоргом, П. Верноном и Г. Линдзеем на основе теории ценностей Э. Шпрангера, представителя немецкой школы «понимающей социологии». Шпрангер выделил шесть основополагающих типов ценностей: теоретическую ориентацию (поиск истины), экономическую (утилитарный интерес к людям и миру), эстетическую (восприятие жизни через красоту, симметрию, форму), социальную (как бы отречение от себя во имя любви к людям, поиск своего Я в другом), политическую (господство над другими людьми, которые всегда — объект манипулирования), религиозную (надежда на спасение, единение с высшими ценностями).
В реальности эти идеальные типы не представлены в чистом виде, между ними устанавливается определенная иерархия. Мужчины пред-почитают теоретические, экономические и политические ценности, женщины — эстетические, социальные и религиозные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному. Произошло разделение таких видов семейного поведения, как брачного, репродуктивного и сексуального, которые ранее составляли единое целое, единый процесс создания полноценной семьи.
В обществе также существует взаимосвязь демографических процессов с трансформацией социальных институтов брака и семьи. В современных обществах эта трансформация проявляется в распространении таких явлений, как неофициальные супружеские союзы и внебрачные рождения.
Говоря о демографическом развитии общества, рост населения важно, чтоб он сопровождался положительными качественными сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей.
Как пишет французский демограф Э. Ле Бра, тремя главами демографии являются «брачная жизнь, обычно связываемая с браком и разводом, прокреативная (репродуктивная) жизнь, маркируемая рождениями, и смерть как конец жизни», но все эти события «происходят в семьях».
Список использованных источников
Информация о работе Семейное поведение: социологический и демографический аспекты