Семейное поведение: социологический и демографический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям  социальных общностей и групп, в  формировании социально зрелой личности (с учетом того, что в разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь. [1, с. 284]

Реальное воспитание ребенка  в семье начинается сразу, хотя не всегда имеется определенность относительно того, что надо воспитывать, и тем  более, как именно.

Важно, какова атмосфера  семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как  убежише от внешнего мира или как трамплин к будушему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической социологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения «принуждения» детей (якобы андрогинным по своей «природе») к тендерным ролям мальчиков и девочек.

Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми  и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной памяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения. Степень выраженности намерений родителей по передаче детям семейного дела и собственности, по наследованию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обстоятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост разводов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникновением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы становятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящими» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.

Следует четко различать  социологический и социально-психологический подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семейных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохранить или повысить свой социальный статус, специфику семейного стиля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных поколений в контексте изменения соотношений между социокультурными семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в межличностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога. [1, с. 292]

Данная проблематика лучше всего проясняется в рамках системного исследования, реализуемого в русле сочетания инструментального исследования диспозиций социализации с феноменологическим осмыслением отношений родители — дети. Соответственно этому строятся стратегии социологического исследования, подбираются методы исследования — количественные и качественные. При инструментальной методологии в центре внимания оказывается процесс достижения того или иного результата родительского поведения, складывающийся из потребности вырастить детей людьми в конкретных условиях семейной жизни, но под решающим воздействием механизма определения соииализационных ситуаций, под влиянием иерархии ценностей семьи, диктующей выбор путей и средств социализации детей.

В какой мере родители и  семейные наставники ориентированы  на определенные результаты социализационного поведения, что считать таковыми — подготовку здоровых и социально зрелых личностей, гарантов родительской старости, или же умение добиться перевеса семейных влияний на ребенка над внесемейными влияниями остальных проводников социализации — это вопросы, ждущие ответа. В области исследований социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании и к конечным итогам воспитания, и к остальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обобщить это в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети.

Классическим является определение  ценности, предложенное К. Клакхоном: «Ценность — это явное или неявное представление о желательном, характерное для индивида или группы, которое влияет на выбор возможных вариантов, средств и типов действия». Одной из первых методик изучения ценностей явилась предложенная американскими социальными психологами Г. Олпоргом, П. Верноном и Г. Линдзеем на основе теории ценностей Э. Шпрангера, представителя немецкой школы «понимающей социологии». Шпрангер выделил шесть основополагающих типов ценностей: теоретическую ориентацию (поиск истины), экономическую (утилитарный интерес к людям и миру), эстетическую (восприятие жизни через красоту, симметрию, форму), социальную (как бы отречение от себя во имя любви к людям, поиск своего Я в другом), политическую (господство над другими людьми, которые всегда — объект манипулирования), религиозную (надежда на спасение, единение с высшими ценностями).

В реальности эти идеальные  типы не представлены в чистом виде, между ними устанавливается определенная иерархия. Мужчины пред-почитают теоретические, экономические и политические ценности, женщины — эстетические, социальные и религиозные.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному. Произошло разделение таких видов семейного поведения, как брачного, репродуктивного и сексуального, которые ранее составляли единое целое, единый процесс создания полноценной семьи.

В обществе также существует взаимосвязь демографических процессов с трансформацией социальных институтов брака и семьи. В современных обществах эта трансформация проявляется в распространении таких явлений, как неофициальные супружеские союзы и внебрачные рождения.

Говоря о демографическом развитии общества, рост населения важно, чтоб он сопровождался положительными качественными сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей.

Как пишет французский  демограф Э.  Ле  Бра,  тремя главами демографии являются  «брачная  жизнь,  обычно  связываемая с   браком   и   разводом, прокреативная (репродуктивная) жизнь, маркируемая рождениями, и смерть  как конец жизни», но все эти события «происходят в семьях».

Список использованных источников

  1. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —304 с.
  3. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество. Прошлое, настоящее, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. – 287 с.
  4. Волков А.Г. «Семья как объект демографии», М., 1986. – 162 с.
  5. Голод С.И. Будущая семья: какова она? Социально-нравственный аспект. М.: Знание, 1990. - 64 с.
  6. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. – 135 с.
  7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.
  8. В.И. Зиновский/ Регионы Республики Беларусь// Статистический сборник/ Национальный статистический комитет Беларуси. – Минск, 2010.
  9. Лукашевич, С. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь/ С. Лукашевич// Юстиция Беларуси – 2002.
  10. Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2011.
  11. Рубин, Я.И. Современная демографическая проблема в Беларуси/ Я.И. Рубин// Социологические исследования – 2009.
  12. Солодников В. В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы // Социологические исследования. 1994. – 256 с.
  13. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. – 455 с.
  14. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
  15. Большой словарь по социологии [Электронный ресурс] /2011. - Режим доступа:  http://voluntary.ru/dictionary/662/word/rozhdaemost.
  16. В. Медков. Демография: словарь демографических терминов. [Электронный ресурс] /2011. - Режим доступа:  http://voluntary.ru/dictionary/592/word/brachnoe-povedenie-marital-behavior.
  17. Социологический словарь [Электронный ресурс]/2012. – Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/

 


Информация о работе Семейное поведение: социологический и демографический аспекты