Семейное поведение: социологический и демографический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

Два ключевых слова характеризуют  нормы и отношения во времена  первого и второго демографического перехода и ясно показывают различие между ними: альтруизм и индивидуализм. Для нормативной культуры первого  перехода на низкую рождаемость центральным  моментом было внимание к семье и  потомству, важность их для человека. Но второй переход акцентирует права  и самовыражение личности. Социодемограф Рон Лестег (один из авторов термина и сторонник теории второго демографического перехода) убедительно доказывает, что урбанизация, индустриализация и секуляризация были косвенными детерминантами первого перехода. Секуляризация снижала влияние церкви и повышала готовность супругов к ограничению рождений. Число детей в семье сознательно ограничивалось супругами, воспитанию и образованию детей стало уделяться большое внимание. Семья стала детоцентристской. [6, с. 69]

Исходя из теоретических  представлений, объясняющих изменения  в демографической сфере, можно  интерпретировать и изменения в  браке и семье не как отклонения от нормы, а как признаки существенных эволюционных сдвигов в самих  социальных институтах брака и семьи. Основное нормативное требование, испокон  веков контролировавшее традиционную моногамию, состояло в непременной  слитности и однозначно заданной последовательности трех видов поведения: брачного, сексуального, репродуктивного. Такая непременная последовательность абсолютно исключала какой бы то ни было выбор линии поведения людей в семейной жизни.

Социологически это означает, что нормы семейного поведения  были направлены на запрет сексуального поведения вне брака; нормы ранней и всеобщей брачности создавали возможность женщине максимально удлинять репродуктивный период, культурные нормы предписывали и неукоснительное выполнение «супружеских обязанностей». Рождавшиеся же в браке дети рассматривались как свидетельство соблюдения этих норм, как источник социального престижа, которого лишались и не состоящие в браке люди, и бездетные супруги.

Ослабление демографического давления как результат революционного снижения смертности, ставшего базой  первого демографического перехода, вызвало нарушение слитности  этих трех видов поведения, и постепенно, на протяжении последних 200 – 300 лет происходило относительное разделение брачного, сексуального, репродуктивного поведения. Автономизация трех видов поведения привела к возникновению такой системы ценностей и отношений в сфере брака и семьи, которую можно считать фундаментально новой.

Из принципа автономизации  с социологической точки зрения следует то, «что обнаруживается неоднозначность, ненавязчивость, гибкость нормативной  системы брачного и семейного  поведения современных людей. Действительно, предпочтительно, но не обязательно  вступление в брак; желательно иметь  детей, но и бездетность не представляется аномальным состоянием, т. е. современная  нормативность, будучи социальным регулятором, в большей мере учитывает личностное своеобразие человека, чем нормативность  традиционная».

Среди новых форм семьи  можно выделить:

1.    Монородительская семья;

2.    «Сериальная  моногамия»: повторные браки, новое  распределение ролей, «разводные  цепочки» («divorce chains»);

3.    «Коммуны» различного  типа, нетрадиционные стили жизни  – с 20-х годов – сожительство  вне брака (добрачное или внебрачное). Новое то, что этот тип стал  признаваться и в общественном  мнении, и в литературе как  имеющий право на существование.  Более того, сожительство до брака  стало считаться даже весьма  желательным, рассматривается как  гарантия прочного брака, а  внебрачное сожительство перестало  скрываться от супруга, и, как  результат, возникла форма «брак  втроем».

4.    «Открытый брак»  – супруги принципиально считают  необходимым иметь внебрачные  сексуальные связи – образуются  союзы нескольких пар, обменивающихся  сексуальными партнерами (swinging). [5, с. 38]

В ХХ в. изменение последовательности событий, формирующих семью, стала  настолько очевидной, что американский антрополог М. Мид (1970) констатировала существование так называемого двухступенчатого брака. Первая ступень – так называемый «индивидуальный брак», в который вступают с целью сексуального сожительства без рождения детей (этот брак часто не регистрируют). Вторая ступень – «родительский брак» заключается обычно с целью рождения детей. «Родительский» брак более прочный, «индивидуальный» может служить подготовкой ко второй ступени. Статистика подтверждает правоту наблюдений М. Мид.

Стало быть, именно репродуктивные намерения брачной пары, реальное поведение, направленное на рождение детей, являются наиболее актуальным основанием для перехода от неофициального союза  к «законному». В этом, казалось бы «формальном», переходе содержится, по-видимому, глубинная сущность моногамной семьи как социального института, эволюция которого происходит на протяжении всей истории человечества.

Существует теория для объяснения современного состояния демографической сферы и института семьи. Это так называемая «полезностная» концепция. В ее основе лежит объяснение снижения рождаемости из-за уменьшения потребности в детях, полезности детей для семьи, выбора в результате соотнесения затрат на их воспитание и образование с потенциальной прибылью впоследствии. Понятно, что с ослаблением собственно демографических нормативно-ценностных регуляторов и с появлением возможности рационализировать брачное и репродуктивное поведение, люди оценивают свои потери и приобретения как при принятии решения о вступлении в брак или о разводе, так и при решении о рождении ребенка. И в русле данной теории существует множество исследований, таким образом экономических и эконометрических, в которых моделируется или объясняется стратегия поведения супругов как экономических актов. Рождение ребенка или выбор супруга «на брачном рынке» ставится в этой концепции в один ряд с возможностью приобретения других благ (автомобиля, квартиры или даже обеспеченной старости и пр.). На предпосылке современного сверхрационального поведения членов американской семьи построена, например, и классическая работа Г. Беккера «Трактат о семье», в которой поведение членов семьи практически во всех аспектах семейной жизни объясняется их предпочтениями с точки зрения экономической выгоды.

Движущей силой брачного поведения становится, таким образом, потребность в браке и брачном  партнере, а доминирование последней  над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или товарищеско-партнерского сожительства.

В демографии брачное поведение рассматривается в основном с точки зрения его влияние на рождаемость, т. к. большинство рождений осуществляется в браке, известны основные закономерности этого влияния.

Согласно статистике, в 1960 году в республике родилось 200 тыс. детей  – наибольшее количество за все  послевоенные годы, затем этот показатель стал уменьшаться. Заметный рост рождаемости  в 1983–1986 годах, обусловленный государственной  поддержкой семей с детьми (продление  оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, увеличение пособий на детей  и другие льготы), сменился ее резким спадом к середине 90-х годов. В 80-е  годы Республика Беларусь, как и  другие европейские государства, постепенно перешла к модели двухдетной семьи. [9]

В условиях социально-экономического кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ  однодетной и даже бездетной семьи. В республике в основном преобладают  семьи с одним ребенком. Наиболее наглядное представление об этом дает суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на одну женщину от 15 до 49 лет), который снизился с 2,0 в 1989 году до 1,3 рождений в 2000 году. Но для обеспечения замещения поколений на уровне простого воспроизводства этот коэффициент должен составлять 2,16. [11]

Происходящие в уровне рождаемости перемены не исчерпываются  его снижением. Отмечаются тенденции  смещения среднего возраста матери при  рождении первого ребенка с 20-22 лет  к 23-25 годам (если в 1995 году средний возраст  матери составлял примерно 22 года, то в 2009 – 24,3). [8]

По данным Национального  статистического комитета, показатель суммарной рождаемости, который  сократился с 2,083 ребёнка на женщину  в 1994—1995 годах до 1,233 в 2004 году, к 2009 году вырос до 1,509 ребёнка, но в 2010 году вновь несколько сократился до 1,494. [10]

Для улучшения демографической  ситуации требуется разработка специфических  для демографии мероприятий, в том  числе нетрадиционных, важных для  поворота сознания не только специалистов, но и массы «рядовых» граждан  в сторону заметного пополнения семейного потомства, максимального  повышения заботы о родившихся и  подрастающих детях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Виды семейного поведения

2.1 Брачное поведение

Брачное поведение – это  система действий и отношений, опосредующих выбор брачного партнера (т.е. брачный отбор) и вступление в брак. Иногда брачное поведение понимают более широко, включая в него и действия, направленные на прекращение брака, развод. [15]

Социологическими феноменами брачного поведения являются:

•      идеальные  представления о партнере,

•      выбор  партнера, мотивация,

•      способы, сроки ухаживания,

• оглашение, легитимизация отношений: формальное или неформальное (но санкционированное) обручение, заключение союза,

•      удовлетворенность  – неудовлетворенность супружеством,

•      устойчивость – неустойчивость союза,

•     распад союза, прекращение супружеских отношений.

Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается в каждом данном конкретном случае единственный партнер, который и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически  конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях  исторического развития различны:

1. Пространство возможных  выборов. Здесь все культуры  различаются по тому, допускаются  или нет в них повторные  браки. Если повторные браки  допускаются, если допускается  «серийная моногамия», то совокупность, из которой производится отбор  брачного партнера, является предельно  широкой и включает в себя  как не состоящих, так и состоящих  в браке.

Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит  он в браке или нет. Как пишет  американский социолог Б. Фарбер, «каждый  человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние  в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в  позднейших браках. Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой  моногамии, пространство возможных  выборов не включает в себя тех, кто  уже состоит в браке. Человек  вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом  брачного возраста и покидает его, вступив  в брак.

В обществе европейского, западного  типа, историческая тенденция 

состоит в переходе от строгой  моногамии, когда вступление в повторный  брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

2. Степень свободы индивидуального  выбора. Что касается степени  свободы индивидуального выбора, в этом отношении, между различными  обществами также существуют  большие отличия. В некоторых  культурах, а в прошлом практически  повсюду преобладают браки, организуемые  родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся  молодые люди. В других доминирует  «свободный» выбор, когда основными  его «агентами» являются сами  вступающие в брак. Однако в  любом случае вступление в  брак, выбор брачного партнера  не являются произвольными. Они  подчиняются действию определенных  факторов культурного, социального,  психологического и даже отчасти  социально-биологического характера.  [2, с. 150]

 Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы. Важнейшим из них является правило эндогамии - эгзогамии.

К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия  и близость (соседство).

Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения  тенденции заключения браков между  людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками —  социальными, психологическими, физическими  и т.д. Противоположная тенденция  обозначается термином гетерогамия. Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность, совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).

При этом наибольшей является роль:

а) этнической принадлежности: о роли этнической принадлежности можно  сказать, что помимо действия правила  эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто  социологические факторы, прежде всего  степень этнической однородности той  или другой территории.

б) роль возраста в брачном  отборе: его роль подтверждается многочисленными  статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько  специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а  небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

в) роль образования: роль образования  как фактора брачного отбора столь  же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше. В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент. В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования.

Информация о работе Семейное поведение: социологический и демографический аспекты