Семейное поведение: социологический и демографический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна. Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями, рожают детей, совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов. [2, с. 155]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Репродуктивное поведение

Рождаемость - один из главных  компонентов воспроизводства населения. Поэтому анализу рождаемости  всегда уделялось особое внимание.

Понятие «рождаемость» используют для характеристики процесса рождения детей либо в конкретном поколении, либо в совокупности поколений или  населении. [14] Демография исходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способности к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизни людей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерности носят исторический характер. 

Показатели рождаемости  в сильной степени зависят  от репродуктивного поведения и  мотиваций людей.

Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения  между ними, возникающие в связи  с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д.

Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение  ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы  его действия, пределы вмешательства человека в естественный цикл деторождения. Эти рамки заданы, с одной стороны, физиологически, характеризуя исторически конкретный потенциал рождаемости, максимально возможное число детей, которое может родить женщина в течение своей жизни в заданных условиях (демографические структуры, состояние здоровья, прежде всего репродуктивного, уровень смертности и т.д.). С другой стороны, эти рамки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной. [1]

Понятие репродуктивного  поведения имеет отношение к  этой последней, к системе социального контроля. Именно оно определяет, сколько детей и через какой период времени будет иметь семья. Однако, поскольку репродуктивное поведение может развертываться только в пределах биологического потенциала рождаемости, необходимо предварительно ввести несколько понятий, характеризующих эту физиологическую основу репродуктивного поведения.

Под плодовитостью в современной  демографии и социологии семьи понимается биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей.

Термин бесплодие означает неспособность зрелого организма воспроизводить потомство, или просто неспособность к рождению. Обычно бесплодным считается брак (брачный союз), в котором в течение трех лет и при условии неприменения контрацепции не происходит рождения ребенка либо из-за отсутствия зачатий, либо из-за того, что беременности заканчиваются или самопроизвольным абортом или рождением мертвого ребенка.

В социологическом изучении репродуктивного поведения важную роль играют понятия репродуктивного цикла и репродуктивного процесса человека.

Под репродуктивным процессом  понимается определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия биологических (физиологических) факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения. Понятие репродуктивного процесса отражает эмпирически наблюдаемую и фиксируемую (статистически или социологически) последовательность событий репродуктивного цикла. [2, с. 203]

Репродуктивный цикл —  повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды).

Репродуктивный процесс  человека состоит из большого числа повторяющихся репродуктивных циклов. Важной характеристикой репродуктивного цикла является его полнота: цикл является полным, если содержит все свои основные события, т.е. полную последовательность "coitus — зачатие — роды". Выпадение одного из них делает цикл неполным. Это возможно как в силу "естественных", физиологических причин, так и вследствие "сознательного" вмешательства в "естественный" ход событий, т.е. в случае добровольной или вынужденной абстиненции, применения контрацепции или искусственного прерывания беременности. [2, с. 203]

Репродуктивное поведение выражается не только в каких-то внешних поступках, репродуктивных событиях, но и в изменениях этих внутренних структур, убеждении, установок и мотивов.

Таким образом, структура  индивидуального поведения (и репродуктивного в том числе) должна представлять некоторую совокупность регуляторов и взаимосвязей между ними. Одной из попыток разрешить эту сложную задачу моделирования структуры поведения является модель диспозиционной регуляции поведения, предложенная В.А. Ядовым. В самом общем виде эта модель выглядит так:

ПОТРЕБНОСТИ — ДИСПОЗИЦИИ — СИТУАЦИИ

В центре — система диспозиций (предрасположенностей или предуготовленностей личности к восприятию условий деятельности), которая определяет (оценивает) возникающие ситуации повседневной жизни с точки, зрения возможностей удовлетворения конкретной потребности, специфической для данного вида поведения. [13, с. 93]

Применительно к репродуктивному поведению такой специфической потребностью является потребность в определенном числе детей. Различные же ситуации либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению этой потребности, но не непосредственно, а через систему диспозиций, через ценностные ориентации, которые служат критериями оценки возможности удовлетворить имеющуюся потребность в детях в конкретных обстоятельствах времени и места.

Одно и то же репродуктивное событие (например, наступившая беременность) будет оцениваться совершенно различным  образом, смотря по тому, совпадают  или нет потребность в детях и их фактическое число, которое как результат предшествующего поведения является элементом текущей ситуации.

Различают три основных типа репродуктивного поведения: - многодетное (потребность в 5 и более детях);   среднедетное (потребность в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях).

Существует определенный стереотип мышления, который связывает  ориентацию на многодетную семью  с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», а малодетною - с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничением рождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей.

На репродуктивное поведение  влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события  влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать  их значение. Если число детей в  семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение  экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение  условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина  наблюдается и в случае ухудшения  экономической ситуации.

Условия жизни прошлых  лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая  обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность  в детях является результатом  усвоения определенной модели репродуктивного  поведения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей.

Несмотря на всю консервативность, репродуктивное поведение также  подвержено изменениям. В средние  века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число  рождений. В аграрном обществе большие  семьи обладали лучшими возможностями  достижения благополучия. Многодетность  поощрялась социальными и культурными  традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось  только при внебрачных связях. Главным  способом регулирования рождаемости  было половое воздержание, система  запретов связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями. Широкое  распространение получило безбрачие. (Две крайности).

Переход к индустриальному  обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни  семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в  детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. В  результате произошел массовый переход  к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах.

В современном постиндустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление внесемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного решения не иметь детей. Важнейшей характеристикой репродуктивного поведения является уровень потребности в детях. Понятно, что статистически это измерить невозможно. Поэтому в демографии используются методы социологического опроса. Респондентам задаются вопросы об «идеальном», «желаемом» и «ожидаемом» числе детей. Дальнейший анализ опирается на гипотезу, что: «идеальное» число детей отражает господствующую в обществе социальную норму репродуктивного поведения; «желаемое» - свидетельствует о готовности иметь определенное число детей при наличии всех необходимых условий; «ожидаемое» - говорит об оценках современной жизненной ситуации и ближайших перспективах изменения семьи. [2, с.208]

Истоки происхождения  показателей предпочитаемого числа  детей уходят в тридцатые годы, а широкое распространение в сегодняшних исследованиях говорит о придаваемом ему значении. Вместе с тем, истолкование сути и природы этого инструмента весьма многообразно и связано не только с отличиями в формулировках вопросов. Если остановиться на самых популярных показателях идеального, ожидаемого и желаемого числа детей, то можно даже говорить об известной стандартизации их формулировок. Вопрос об идеальном числе, как правило, задается так: «Сколько детей лучше всего вообще иметь в семье?», об ожидаемом: «Сколько всего детей Вы собираетесь иметь?».

Идеальное число фиксирует степень информированности людей о значимости проблем рождаемости, поэтому у лиц более осведомленных (с более высоким уровнем образования) представление о том, сколько должно быть детей, оказывается в среднем выше, чем у людей с меньшим образованием (фактическое же число детей, наоборот, у более образованных ниже). Идеальное число есть показатель не идеала, не нормы в этом смысле, а лишь численно выраженное мнение — точно так же можно спросить, сколько «лучше всего» зарабатывать в месяц. Не случайно в первых опросах общественного мнения, осуществленных в 1936 г. Институтом Гэллапа в США, фигурировало и мнение о наилучшем числе детей. Идеальное число ни в коей мере не отражает социальной нормы, реально влияющей на поведение.

Желаемое число ориентировано на детность «при всех необходимых» для этого условиях. Другими словами, это как бы потенциал детности семьи, определяемый самими респондентами, поскольку «все необходимые условия» на практике отсутствуют, а есть лишь некоторые. Главная идея данного индекса в том, что при создании для семьи «всех необходимых условий» реальное число якобы может повыситься. Разность же между желаемым и фактическим числом детей призвана продемонстрировать негативное влияние жизненных помех и трудностей на сокращение детности. Здесь очевидно, что лежащее в основе обиходное представление о «прямой» связи между условиями жизни и рождаемостью противоречит всем методологически и методически правильно осуществленным исследованиям, в которых зафиксирована обратная связь. Разумеется, индекс желаемого числа детей следует непременно использовать, но проблема лишь в том, как интерпретировать данные, и тут нельзя доверяться «истинам» здравого смысла, конвенционально проникающим в теории.

«Ожидаемое число детей» не содержит в формулировке явного утверждения об условиях жизни семьи, но предполагается, что имеются в виду конкретные условия жизни семьи в момент опроса. Поэтому уровень этого показателя всегда намного ниже остальных, и отсюда идет его использование как инструмента прогноза. Индекс ожидаемого числа трактуется как установка реального поведения, как реальная готовность осуществить намерение в привычных условиях (если, конечно, не произойдет нечто чрезвычайное). [1, с. 260]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Социализационное поведение

Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. [16] В социологии семьи акцент делается на исследование фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных дедах. Не из учебников по педагогике, а из конкретных действий родителей по выполнению социальных ролей отца и матери социологом извлекаются «педагогические системы» семьи. Каким должно быть «правильное» или «эффективное» воспитание — это не предмет социологического интереса, хотя цели и задачи, которые ставят перед собой семейные воспитатели, являются составной частью системы диспозиций, блока определения ситуаций.

Информация о работе Семейное поведение: социологический и демографический аспекты