Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель работы выявление сущностных черт правового положения несовершеннолетних в семейных правоотношениях на современном этапе. В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи.
1. Изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные семейно-правовому положению несовершеннолетних.
2. Проанализировать правоприменительную деятельность в сфере отношений, затрагивающих семейно-правовые интересы несовершеннолетних.
3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Общие положения семейно-правового положения несовершеннолетних…….………………………………………………………5
§ 1. Исторические предпосылки правового положения ребенка в древнем обществе…………………...…………………………………………….5
§ 2.Исторические предпосылки семейно-правового положения ребенка в России………………………………………………………………………..........7
ГЛАВА II. Права несовершеннолетних детей в семье и их защита……...…10
§ 1.Личные права несовершеннолетних детей…………………….…….10
§2.Имущественные права несовершеннолетних детей …………….……20
§3.Защита прав несовершеннолетних детей…………………….……....24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Котова Ольга Александровна
(гр.ю-104)
Семейно-правовое положение несовершеннолетних
Курсовая работа
Научный руководитель
ассистент
«___»________2013 г.
__________________
__________________
Кемерово 2013
ГЛАВА I. Общие
положения семейно-правового положения
несовершеннолетних…….………………………
§ 1. Исторические
предпосылки правового положения ребенка
в древнем обществе…………………...………………………………
§ 2.Исторические предпосылки семейно-правового
положения ребенка в России………………………………………………………………
ГЛАВА II. Права несовершеннолетних детей в семье и их защита……...…10
§ 1.Личные права несовершеннолетних детей…………………….…….10
§2.Имущественные права несовершеннолетних детей …………….……20
§3.Защита прав несовершеннолетних детей…………………….……....24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….32
Нынешняя
ситуация в России характеризуется
глобальными переменами в социально-экономической
и политической сферах жизнедеятельности
нашего общества. Складывающаяся на фоне
этих перемен нестабильная обстановка,
и, прежде всего, в экономической
сфере, заставляет все больше внимания
уделять вопросам жизнеобеспечения
граждан, реализации и защиты их прав
и свобод. Особого участия требуют
к себе, так называемые, менее
защищенные слои населения, среди которых
на первом месте стоят дети.
Ухудшение положения детей и возможностей
семьи и государства по их жизнеобеспечению,
развитию и социализации, побудили общество
к определению приоритетных направлений
социально-экономической защищенности
детей, обеспечения их конституционных
прав и свобод. В этой связи, в 1995 году в
соответствии с Конституцией РФ (ст. ст.
7, 15, 71, 72, 80) и международными нормами и
требованиями, были разработаны основные
направления государственной социальной
политики в сфере улучшения положения
детей в Российской Федерации до 2000 года,
утвержденные Указом Президента РФ.1
К числу приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ отнесены:
1)укрепление правовой защиты детства;
2) поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
3) обеспечение
безопасного материнства и
4) улучшение питания детей;
5) обеспечение воспитания, образования и развития детей, и, наконец,
6) поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В сфере укрепления правовой защиты
детства перед обществом
а) приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией РФ;
б)
усиление защиты личных и имущественных
прав детей и подростков в соответствии
с меняющимися социально-
Решающую роль в деле достижения поставленных целей призвано сыграть новое российское законодательство. Принятие новых Гражданского и Семейного кодексов, а также иных нормативно-правовых актов, посвященных полностью либо в определенной части вопросам положения детей в семье и обществе, требует своего осмысления и разработки механизмов их реализации.
Особое
внимание обращается на проблему правовой
информированности населения о
законодательстве в интересах детей
и семьи. В этой связи, основной упор
делается на развитие системы государственного
социального обслуживания семьи
и детей, привлечение мощных средств
телевидения и радиовещания, вовлечение
в подобные мероприятия квалифицированных
специалистов различных областей знаний,
в том числе и юристов.
Все вышесказанное в значительной степени
повлияло на выбор темы курсовой работы,
объектом которой явились общественные
отношения, по поводу реализации имущественных
и личных неимущественных интересов несовершеннолетних.
В качестве же предмета работы выступает
семейно-правовое положение несовершеннолетних
по современному законодательству России.
Цель работы выявление сущностных черт
правового положения несовершеннолетних
в семейных правоотношениях на современном
этапе. В этой связи предпринята попытка
решить следующие основные задачи.
1. Изучить действующие нормативно-правовые
акты, посвященные семейно-правовому положению
несовершеннолетних.
2. Проанализировать
правоприменительную
3. Рассмотреть
особенности участия
ГЛАВА I. Общие положения семейно-правового положения несовершеннолетних.
§ 1. Исторические предпосылки правового положения ребенка в древнем обществе.
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. Кроме того, с давних пор в неосознанном виде у человека существовала потребность предотвратить кровосмешение, дабы не плодить нездоровых, неполноценных детей. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью. Это чувство было осмыслено позже, когда уже подвергся анализу опыт древней общественной организации, создания предпосылок появления семьи — основной клеточки общества и всякого прогресса. Правда, это была всего лишь одна из концепций, противостоящая общепринятой, согласно которой во главе угла поступательного развития общества, перехода от одной исторической эпохи к другой находилась эволюция отношений между полами — мужчиной и женщиной. По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Продолжая жить в примискуитете (беспорядочном половом сожительстве) и в орде, матери при благоприятных условиях начинают держать детей при себе. Дети узнают свою мать. Дети от неизвестных отцов составляют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее оплотом, защитой и силой. Не случайно поэтому связанностью женщины с ребенком некоторые авторы объясняли происхождение разделения труда. Привычка общения с матерью научила ребенка держаться матери даже тогда, когда он достигал самостоятельности. В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от ее воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточно внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды. Нередко они становились жертвой дремучих представлений об источнике жизненной силы матери и ее последующего потомства. Ребенка зарывали в землю только за то, что он вел себя беспокойно и мешал вести кочевой образ жизни. Его начинали как-то признавать лишь с момента, когда он мог самостоятельно заботиться о своем пропитании. До этого он считался частью самой матери. Так обеспечивалось выживание наиболее физически сильных и здоровых, да и самого общества в эпоху матриархата. С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это еще было время, когда мужчина был склонен считать своими детьми все свое потомство, от какой бы женщины оно ни произошло. И хотя матери еще свойственно отстаивать интересы собственных детей, принятие их в семью отца уже стало зависеть от его воли. Так медленно и постепенно человечество двигалось к патриархату. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была "вполне установлена", когда отец имел "право жизни и смерти по отношению к новорожденному" и мог продать его. Ограничение права отца на убийство новорожденного в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право отца на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его. Остается только укоренившееся на века право наказывать своих детей. Все это происходит потому, что настает время, когда охрана интересов детей становится предметом заботы со стороны государства, время, которое совпадает с эпохой развития так называемой индивидуальной семьи.
Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. Конечно, каждый из исторических этапов эволюции человечества, его потомства в разных государствах имел свои особенности, отражающие специфику государственного устройства и религии, обычаи, экономические проблемы общества и способы их решения.
§ 2.Исторические
предпосылки семейно-правового
В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи и родителей. Причем главенствовали при этом религиозные, моральные побуждения, ибо помощь беззащитному ребенку рассматривалась как богоугодная акция. Руку помощи таким детям протягивала и сельская община. Но постепенно в круг нуждающихся в государственной поддержке детей вовлекаются бедные и "страждущие". В семье же ребенок целиком и полностью был подвластен родителям. Правда, в те времена, как свидетельствуют судебник Ивана Грозного, Уложение царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Однако о каких бы то ни было правах детей в семье тогда не могло быть и речи. В Своде законов России, составленном в середине XVII в., было правило, запрещавшее принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей, которые воспитывали их по собственному разумению в духе своего времени. По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных канонов в семье в положении ребенка четко обозначились две линии. Первая заключалась в нетерпимом отношении к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых виделась угроза нарушения законных интересов наследника. А отсюда жалкая судьба подавляющего большинства тех детей, которые попали в когорту изгоев общества. Вторая, четко выраженная линия государственной политики по отношению к детям касалась нищенствующих безродных детей, их устройства. Стремясь внести систему в это дело, Петр I попытался подчинить его принципам следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. На место полного "нищелюбия" — своего рода культа в России, служившего исключительно спасению души, он выдвинул новую идею, в основу которой были положены нужды государства и забота о пользе населения. Реализация этой идеи никак не связывалась с защитой прав ребенка и просто превращалась в его закабаление в период нехватки рабочих рук, что было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи. В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775 г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Государственное признание сословного принципа сказалось и на положении ребенка в семье, поскольку он целиком и полностью от нее зависел. Но постепенно в России конца XVIII и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889 г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жестокого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию: "Общество защиты детей от жестокого обращения", "Общество спасения падших девушек" и др.) Словом, для конца XIX в. характерны попытки защитить и детей, страдающих из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личностью ребенка, от безразличия к его насущным потребностям. Но здесь еще превалируют соображения, связанные с гуманным отношением к ребенку как к беззащитному существу, на бесправное же положение его пока что внимание не обращается. Грядущее XX столетие принято было называть "веком ребенка". Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбылись. Скорее напротив, и в без того трудной жизни огромной массы детского населения началась эпоха физических и нравственных страданий, вызванных гражданской войной, экономической разрухой, потерей родителей и семьи. Объявив себя "высшим опекуном ребенка", Россия после Октября 1917г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. Вместе с тем особую остроту приобрели вопросы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения. Установка на замену семейного воспитания общественным внедрялась не одно десятилетие. Тем не менее семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье. Однако внимание государства было сосредоточено на создании и расширении сети детских учреждений, способных заменить семью даже там, где она существовала. Но ст. 53 Конституции СССР провозгласила, что "семья находится под защитой государства"2. Констатацию этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Однако возврат к прошлому объяснялся не только этим, но и последствиями негативного отношения к семье как к естественной и жизненно необходимой среде обитания ребенка-индивидуума. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращение его в самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 г. "О правах ребенка"3.
После ее ратификации в 1990 г. РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате СК посвящает несовершеннолетним детям специальную главу, где содержится перечень личных и имущественных прав ребенка. Обладателями этих прав стали 38,3 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9% общей численности населения России.
ГЛАВА II. Права несовершеннолетних детей в семье и их защита.
§ 1.Личные права несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет. Их способность приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Что же касается дееспособности, то она определяется ст. 21 ГК и соответствующими статьями СК. Употребляемые в кодексах термины "ребенок", "дети", "несовершеннолетний" тождественны. Они применяются ко всем, кому нет восемнадцати. Говоря о правах ребенка, СК использует терминологию Конвенции ООН "О правах ребенка". Используемое в законодательстве понятие "личные права ребенка" относятся к числу собирательных прежде всего потому, что в их перечень включатся права, имеющие разное содержание, преследующие неодинаковые цели. Тем не менее можно выделить в качестве приоритетных и самостоятельных следующие личные права несовершеннолетнего:
-право жить и воспитываться в семье;
-право на общение с родителями и другими родственниками;
-право на свою защиту;
-право выражать свое мнение;
-право на имя, отчество и фамилию4.
Любое из перечисленных прав есть
предоставляемая государством каждому
ребенку возможность жить и воспитываться
в семье, защищать себя и т.д. Закрепив
эти права в гл. 11 СК, государство
тем самым, во-первых, подчеркивает
их значение, во-вторых, создает гарантии
их реализации. Но разумеется, всякое личное
право несовершеннолетнего
Информация о работе Семейно-правовое положение несоершеннолетних