Семейно-правовое положение несоершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявление сущностных черт правового положения несовершеннолетних в семейных правоотношениях на современном этапе. В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи.
1. Изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные семейно-правовому положению несовершеннолетних.
2. Проанализировать правоприменительную деятельность в сфере отношений, затрагивающих семейно-правовые интересы несовершеннолетних.
3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетних в семейных правоотношениях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Общие положения семейно-правового положения несовершеннолетних…….………………………………………………………5
§ 1. Исторические предпосылки правового положения ребенка в древнем обществе…………………...…………………………………………….5
§ 2.Исторические предпосылки семейно-правового положения ребенка в России………………………………………………………………………..........7
ГЛАВА II. Права несовершеннолетних детей в семье и их защита……...…10
§ 1.Личные права несовершеннолетних детей…………………….…….10
§2.Имущественные права несовершеннолетних детей …………….……20
§3.Защита прав несовершеннолетних детей…………………….……....24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик СП.docx

— 70.91 Кб (Скачать файл)

Внешним проявлением утраты родительского  попечения обычно служит вид ребенка, который голодает, не имеет одежды, а подчас и жилья. Особенно это  заметно, когда от заброшенности  и одиночества страдают малолетние дети. Большие трудности возникают  при необходимости определить степень  безразличия к своему ребенку  здравствующих родителей. Если они  элементарно не заботятся о насущных потребностях ребенка, налицо отсутствие родительского попечения. При недобросовестном выполнении родительских обязанностей, когда уход за ребенком осуществляется кое-как, нерегулярно, приходится иметь  дело с проблемами педагогического  свойства, которые решаются без принуждения  и применения СК. Тогда необходима профилактическая работа с неблагополучной  семьей, относящейся к группе риска. Но возникающие при этом вопросы, связанные с предупреждением  нарушения прав ребенка, до поры до времени не входят в круг разрешаемых  с помощью семейного законодательства. Утрата родительского попечения  является фактом, имеющим юридическое  значение. Поэтому важно иметь  информацию о ребенке, оказавшемся  в бедственном положении. Вот  почему п. 3 ст. 56 СК обязывает должностных  лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о  нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Аналогичное по существу требование сформулировано в п. 1 ст. 122 СК. Оно адресовано в первую очередь должностным лицам различных учреждений, причастных к жизни ребенка, занимающихся его воспитанием, лечением, социальной реабилитацией. Кроме того, выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами внутренних дел и проч. Каким бы путем ни стало известно о ребенке, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения, этот факт следует констатировать. Такую обязанность п. 1 ст. 122 СК возлагает на органы опеки и попечительства, которые в течение трех дней со дня получения тревожной информации о ребенке должны ее проверить. В случае необходимости ими составляется акт, подтверждающий правдивость поступивших сведений.

С другой стороны, этот акт служит основанием для вывода, что факт утраты родительского попечения, нарушения  прав, интересов ребенка налицо. С этого момента органы опеки  и попечительства вправе и обязаны:

-при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (ст. 77 СК);

-приступить к подготовке материалов по лишению родительских прав в соответствии со ст. 69 и 70 СК, а если дети уже отобраны, предъявить такой иск;

-оформить в соответствии с требованиями ст. 73 СК иск об ограничении родительских прав; обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (п. 1 ст. 122 СК);

-при невозможности устроить ребенка в семью принять меры к его временному устройству в одно из детских учреждений (п. 1 ст. 123 СК);

-передать несовершеннолетнего на постоянное попечение детского учреждения системы МО, МЗ, МС (п. 1 ст. 123 СК);

-в необходимых случаях сами временно осуществлять опеку (попечительство) над ребенком (п. 2 ст. 123 СК);

-использовать иные формы устройства ребенка, предусмотренные законодательством субъектов РФ (п. 1 ст. 123 СК).

Таков примерный перечень обязанностей Органов опеки и попечительства по защите прав нуждающегося в том  ребенка. Этот перечень охватывает ситуации, когда несовершеннолетний оказался беззащитным из-за отсутствия родителей  или грубого нарушения ими  своих родительских прав, нежелания, невозможности выполнять элементарные родительские обязанности. Если же права  ребенка нарушаются в семье, где  родители конфликтуют и спорят о  месте его проживания, органы опеки  и попечительства по собственной  инициативе в семейные дела не вмешиваются, поскольку семейные отношения как таковые государством не контролируются. Государство осуществляет их регулирование только в случаях, предусмотренных законом, когда приходится так или иначе устранять препятствия на пути .реализации прав ребенка, восстанавливать его права в случае их нарушения. Кроме перечисленных, на органы опеки и попечительства возлагаются обязанности, связанные с устройством несовершеннолетних детей в новую для них семью: на усыновление, опеку (попечительство). Они заключаются в необходимости вести строгий учет таких детей в соответствии с правилами, сформулированными ст. 122 СК, постановлением Правительства РФ.16

До сих  пор говорилось о защите прав ребенка  вообще, т.е. как личных, так и имущественных, к числу которых относится, в  частности, право несовершеннолетнего  на приватизируемое жилое помещение. Именно это право в наше время  нуждается в особой защите, так  как его нарушение влечет за собой  тяжкие последствия для оставшегося  без жилья ребенка. Согласно Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"17, приватизируемые жилые помещения передаются в собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 14 до 18 лет.

Причем жилые помещения, в которых  проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в  собственность по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов. Жилые  помещения, в которых проживают  исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению  с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органов опеки и попечительства. В случае помещения несовершеннолетнего  в детское или иное воспитательное учреждение его администрация, родители (лица, их заменяющие) обязаны в течение  шести месяцев со дня помещения  ребенка в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения  в его собственность и принять  меры по распоряжению этим жилым помещением в интересах ребенка. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (лицами, их заменяющими) на личный счет ребенка  в местном отделении банка. В  целях последовательной защиты имущественных  прав ребенка при отобрании принадлежащего ему приватизированного жилья или  его части используется п. 2 ст. 37 ГК, предусматривающий определенные ограничения правомочий родителей  в виде обязательного предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение этой сделки. А МО РФ своим письмом от 20 февраля 1995 г. рекомендует продажу жилых помещений, принадлежащих ребенку, производить в исключительных случаях.

Более последовательной защите прав ребенка, оставшегося без попечения  родителей, в том числе находящегося под опекой (попечительством), служит ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".18

Причем эти гарантии распространяются и на лиц в возрасте от 18 до 23-х  лет, у которых в пору несовершеннолетия  умерли оба родителя или единственный родитель либо которые остались без  родительского попечения, когда  им не было восемнадцати лет. К тому же, согласно п. 2 ст. 11 этого Закона, "нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок  осуществления этих прав, который  существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в  установленном законодательством  порядке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

Из представленного  в данной работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется  немало внимания вопросам личным и имущественным правам несовершеннолетних. Россия становится на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство и какими бы не были трудности, необходимо привести внутреннее российское законодательство в соответствие с международно-правовыми документами, имеющих своей задачей - обеспечить защиту от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого о поколения.

На основании  изучения и анализа научной юридической  литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:

1.Современное Российское законодательство, регулирующее семейно-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.

2.Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.

3.Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении семейно-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Так же, в  ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его  применения можно вывести следующее  понятийное определение:

Правовой статус несовершеннолетнего  гражданина - это совокупность юридических  прав и обязанностей граждан, не достигших  полной дееспособности, обусловленных  их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства  и органов местного самоуправления.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью  лишь при наличии достаточных  правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном  закреплении самого права. В существовании  прав, обязанностей, ответственности  ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан  России не зафиксирован.

И в заключении хотелось бы выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной имущественных прав несовершеннолетних, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список используемой литературы.

I.Нормативно-правовые акты:

1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013)

4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012)

5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012)

6. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

7.Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

8.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ(ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

9. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об актах гражданского состояния"

10. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

11. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"

12. Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 (ред. от 10.03.2009)

"Об утверждении  Типового положения о специальном  учебно-воспитательном учреждении  для детей и подростков с  девиантным поведением"

13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"

Информация о работе Семейно-правовое положение несоершеннолетних