Семья как объект социально-ппедагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить формы социально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя из цели исследования, можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть современную российскую семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи и причины их возникновения;
3. Изучить закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
4. Исследовать опыт социально-педагогической работы с семьей в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы деятельности исследования современной семьи ………………………………………….................................6
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы………..…6
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения …………..10
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности с
семьей…………………………………………………………………….............16
2.1.Закономерности, принципы и методы социальной работы с
Семьёй……………………………………………………………………………16
2.2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в России…….............24
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………………………………………….............35

Файлы: 1 файл

соц.пед.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

Важно  понять,  что  сущность  любого  объекта не есть  раз  и  навсегда  застывшая  данность,  она  находится в  постоянном  движении  и  видоизменениях.   Это  же  относится  и к  сущности семьи; несмотря  на  то,  что  семья - одно из  наиболее  стабильных  явлений,  она  модифицируется  и  сама  по  себе,  и  под  влиянием  процессов,  происходящих  во всех других  социальных  институтах.   Семейные  часы,  отсчитывая домашнее  время,  отсчитывают  и  время  всей  планеты.   Следовательно,  теоретические  положения  о  сущности  семьи должны  подвергаться  постоянному  обновлению  в  контексте изучения  многообразия  социальных  проблем.

1.2. Социальные  проблемы семьи и причины их  возникновения

Семья  во  все времена  постоянно находилась  в центре вникания  передовой  общественной  мысли, прогрессивных  политических деятелей и ученых,  начиная  от  древних философов и кончая  современными  реформаторами.   И  это  неудивительно. Семья  представляет  собой  систему  социального  функционирования человека,  меняется  не  только  под  воздействием  социально  политических условий,  но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.   Вот  почему  она  является  одной  из  важных сфер  и  одним  из  главных  объектов  социальной  работы. Изменяются  виды  семейных отношений,  иными  становятся  система власти  и  подчинения  в  семейной  жизни,  роли и функциональная  зависимость  супругов,  положение  детей,   многие ученые  характеризуют  нынешнее  состояние  семьи как  кризисное. Это  обусловлено  объективными  процессами  изменения  брачно-семейных  отношений  во  всех  экономически  развитых  странах, и  особенно  в  Европе,  в  сторону  автономизации  семьи, что  неизбежно  повлекло  за  собой  снижение  рождаемости, рост  числа  разводов  и  увеличение  числа  одиноких людей.

Социологические  исследования  репродуктивного  поведения семей  в  последние  30 лет  определили  печальную  закономерность:  более  состоятельные  классы  общества  испытывают гораздо  меньшую  потребность  иметь  детей,  чем  менее состоятельные.   В 2005 г.  в стране  родились  1,4 млн.  детей, в 2008 г, - 1,7 млн.,  в 2011 - всего 1,8 млн4.   Если прирост населения в России  будет оставаться  таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150  человек.

Наряду  с  традиционными  функциями ,  связанными  с рождением и воспитанием ребенка,  с решением  повседневных проблем,  семья призвана  быть  надежным  психологическим «укрытием»,  помогающим  человеку  выживать  в трудных,  быстро  меняющихся  условиях  современной жизни.   Семья выступает в качестве  социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам  экономическую,  социальную  и физическую  безопасность, заботу  о малолетних,  престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации  детей,  молодежи и,  что важнее  всего,  объединяет  своих членов  чувством любви, общности  и даёт  возможность делить  с другими трудности и радости жизни.

Сегодня  вопросы  уровня  жизни,  социальной  и демографической  политики явно  вытесняются  на  второй  план.   Нынешнее  состояние  социальной  защиты  семей  с  детьми  показывает  отношение  государства к  институту  семьи,  степень  его ответственности  за  воспроизводство  населения,  готовность поддержать  семьи,  в  которых  родились  и  воспитываются  дети. Под угрозой  оказались  здоровье  и  благополучие  самого  ценного  достояния  нации - подрастающего  поколения,  будущего страны.

Средняя  величина  семьи  за  последние  три десятилетия  сократилась  и  составила  3,2  человека в  городах  и  3,3  в  сельской  местности5.    Как показали  исследования ,  сокращение величины  семьи за   последние три десятилетия обусловлено следующими  факторами:

• ростом  числа  малодетных  семей;

• приростом висла  молодых  семей  вследствие  снижения  возраста  вступления  в  брак;

• тенденцией  к  отделению  молодых  семей  от  родительских нуклеаризация;

• увеличением доли  семей  с  одним родителем в  результате разводов,  смерти  одного  из  супругов  и  рождения детей одинокими  матерями .

Сегодня  преобладающий  тип  семьи - это  простые  нуклеарные семьи,  состоящие из  супругов  с детьми  или без них (61 %  семей).    Семьи этого типа делятся примерно  поровну на  три части: 

• без  детей – это молодые  семьи,  еще  не  имевшие детей и старые,  где  взрослые  дети живут  отдельно;  

• с одним ребенком; 

• с  двумя детьми.

Еще  12 %  супружеских  пар живут  с  одним  из  родителей  супругов  или  с  другими  родственниками.

Сложных  семей,  включающих две  супружеские  пары  или  более, в  России  очень  мало - всего  3,4 %,  что  подтверждает  интенсивность  нуклеаризации  семей.

Значительную долю  составляют  неполные  семьи - 13%,  в  подавляющем  числе  случаев  это  семьи  одиноких  матерей,  разведенных  женщин  и  вдовцов.   В  большинстве  случаев в  этих  семьях  один, реже - два  ребенка.

Данная  типология  семей  используется  при  разработке  материалов переписи  населения.   В  ее  основу  положены  такие  критерии, как  брачное  состояние,  родственные  связи  и  наличие  детей,

Для  целей  государственной  семейной  политики  типы  семей  выделяются  по  иному  основанию - объективному риску  социальной  уязвимости,  а  значит  нуждаемости  в  материальной поддержке  государства,  особых льготах  и  услугах.  Поскольку  в  семье  один  кормилец,  в  трудных материальных условиях находится  большинство  семей  одиноких матерей.  По  состоянию на  конец  2006г.  их  насчитывалось  около  1,5 млн. Аналогичные  трудности  испытывают  семьи  военнослужащих  срочной  службы  с  детьми (около  40 тыс. семей),  а также семьи,  в  которых  один  из  родителей  уклоняется  от  уплаты алиментов  (800 тыс. семей). 

Еще  одна категория  семей,  получающих  поддержку  государства - это  семьи  с  детьми- инвалидами.

Следует  назвать  также  семьи  с  родителями - инвалидами.   Нуждаются  в  поддержке, кроме  того,  и  семьи,  взявшие  детей  под  опеку и попечительство. Их  около  200 тысяч. Следующая  многочисленная  категория  семей  с  объективно  ограниченными материальными  возможностями - это  многодетные  семьи.   Их  численность  постоянно  сокращается  и  составляет  в  настоящее  время  2,3 млн.

Как  правило,  в  трудных  материальных  условиях  находятся  семьи  с  малолетними  детьми   в  возрасте  до  3-х лет. Таких  семей  около  6 млн.

В  особом   положении  находятся студенческие  семьи  с детьми.   Фактически  они  являются  иждивенцами  родителей  в  большинстве  случаев.

Помимо  этого  к  семьям,  нуждающимся  в  особой  поддержке  государства,  должны  быть  отнесены  семьи  беженцев  и вынужденных  переселенцев.   По данным  Федеральной  миграционной службы России,  на  2005 г.  в  России  находилось 1,9 млн. таких  семей.

Еще  одна категория  семей ,  нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных ,  имеющие   несовершеннолетних детей.

Особый  разряд  семей  составляют  девиантные  семьи. Это семьи алкоголиков,  наркоманов,  правонарушителей  и др.

По  данным МВД России,  на учете  в  органах милиции  находятся  свыше  620 тыс.  подростков - правонарушителей  и 113 тыс.  родителей,  отрицательно  влияющих  на  поведение  детей. В  30 % неблагополучных  семей  систематически  злоупотребляют спиртными  напитками,  в  40 %  устраивают  скандалы,  ведут антиобщественный  образ  жизни.   Выборочное  криминологическое обследование  показало,  что  36,5 %  подростков  из  неблагополучных  семей живут  в  семьях,  где  уже  есть  судимые6.

Спасаясь  от  жестокого  обращения  и  насилия,  около  50 тыс. подростков  ежегодно  уходят  из  дома,  2 тыс.  кончают  жизнь  самоубийством.   Усиливается  тенденция  жестокого  обращения  с детьми.

Таким  образом,  наиболее  острые  социальные  проблемы семьи  выражаются  сегодня в  резком  социально-экономическом расслоении  общества,  когда на  одном полюсе  находится  35 % бедняков,  в  том  числе  10 % просто  нищих,  а на другом -10 % выигравших  от  проводимых  экономических  преобразований, включая  слой  3 -5 %  очень  богатых людей,   в постоянном дефиците  государственного  бюджета и невозможности социальной и географической  мобильности;  в миграции,  в том числе и за  пределы государства в России  сегодня  около  3 млн. беженцев и вынужденных переселенцев,  как легальных,  так и нелегальных; в ухудшении состояния здоровья  населения, в том числе и семьи,  демографической ситуации,  проявляющейся в естественной  убыли населения в фундаментальных изменениях  традиционных  ролей членов  семьи,  особенно женщин;  в росте количества  неполных  семей;  в повышении коэффициента  иждивенчества;  в  насилии  в  семье,  социальном сиротстве  и  во  многом другом.

Социальная  работа  ориентирована  не  только  на  решение  данных  проблем  семьи,  но  и  на  ее  укрепление  и развитие,  восстановление  внутреннего  потенциала для  выполнения  многочисленных  общественно  значимых  функций  семьи, стабилизации  демографического  и  социально - экономического положения  в  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Особенности социально-педагогической деятельности с семьей

2.1 Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения  в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами населения. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Использование познанных  закономерностей на практике, аккумулирование  и учет уроков прошлого опыта осуществляются с помощью разветвленной системы  принципов и методов социальной работы.

Теория выявляет и описывает, как известно, основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего  комплекса взаимосвязанных компонентов  социальной работы. Этот комплекс по существу представляет собой целостный механизм социальной работы, который включает: объект сознательного воздействия  и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия  и его возможности; цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта; принципы и методы   воздействия   субъекта  на объект; результаты взаимодействия субъекта и объекта.

Результативность и эффективность  решения проблем обеспечения социальной защищенности указанных групп населения во многом определяется оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, учетом в практике работы с людьми.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами  органов социальной защиты населения  и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Здесь имеет место  специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта  социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, а их учет обеспечивает эффективное  достижение целей этого взаимодействия.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей  социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.

Одно из центральных мест в характеристике механизма социально-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьёй принадлежит принципам и  методам воздействия субъекта на объект, которые наряду с закономерностями создают научную основу социальной защите и поддержке семьи.

Следует заметить, что научно-теоретическое  обобщение и выработка специалистами  определённых принципов не означает их чисто субъективный характер. Принципы социально-педагогического обеспечения  социальной работы объективны по форме. Принципы  формулируются в виде руководящих правил-начал, с тем, чтобы повседневная деятельность специалиста, оказывающего помощь семье, не противоречила  имеющим место социальным закономерностям  и в то же время была экономичной  и одновременно эффективной.

Принципы социально-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьёй – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов социальной защиты и поддержки  населения, учреждений образования, здравоохранения  и т.д., обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики  и достижениями прикладной науки. Следовательно, принципы связаны с одной стороны  с закономерностями социально-педагогического  обеспечения профессиональной деятельности, а с другой – с практическим опытом реализации его задач, дающим устойчивые положительные результаты.

Во-первых, это принципы, непосредственно относящиеся к  проблеме социально-педагогического  обеспечения профессиональной деятельности вообще. Как и сама проблема, так  и система принципов на сегодняшний  день в большей мере рассматриваются  в контексте обеспечивающей деятельности. Тем не менее, определённые попытки  сформулировать систему принципов  для конкретного вида обеспечения  или его составляющей отличались в работах А.И. Прохорова, В.Т. Юсова и др.

Так, в работе А.И. Прохорова  излагается три основных принципа социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности:

Информация о работе Семья как объект социально-ппедагогической деятельности