Семья как объект социально-ппедагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить формы социально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя из цели исследования, можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть современную российскую семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи и причины их возникновения;
3. Изучить закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
4. Исследовать опыт социально-педагогической работы с семьей в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы деятельности исследования современной семьи ………………………………………….................................6
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы………..…6
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения …………..10
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности с
семьей…………………………………………………………………….............16
2.1.Закономерности, принципы и методы социальной работы с
Семьёй……………………………………………………………………………16
2.2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в России…….............24
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………………………………………….............35

Файлы: 1 файл

соц.пед.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

• Принцип активного изменения характеристик персонала (воспитание, обучение, психологическая подготовка);

• Принцип обеспечения процесса совершенствования и развития объекта.

• Принцип “выращивания изнутри” (привлечение специалистов  к разработке методик, техник).

Психолог В.Т. Юсов наряду с раскрытием закономерностей психологического обеспечения профессиональной деятельности, обосновывает его собственные принципы. К числу наиболее значимых он относит принципы комплектности, системности, дифференцированности, конкретности и целеустремлённости.

Во-вторых, это принципы, присущие самой социальной работе с  клиентом, семьёй. Эта группа принципов  в общем виде разработана как  в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сегодня уделяется большое  внимание учеными, практическими работниками  сферы социальной защиты созданию системы  принципов социальной работы с различными категориями семей.

В-третьих, в обширной совокупности системы принципов важное место  занимают принципы функционирования самой  семьи как объекта и субъекта социальной поддержки.

Каждая семья, независимо от общепринятых принципов социальной работы строит свою жизнедеятельность  в соответствии с теми нормами, правами, которые ей вообще представлены обществом.

В семейном кодексе Российской Федерации отмечается, что регулирование  семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи7.

В тоже время для определённых типов семей, к числу которых  относятся проблемные, дистантные, разнородные и т.п. семьи, реализация ряда этих принципов ограничивается условиями профессиональной деятельности членов семьи и создаёт дополнительные сложности в выделении принципов социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы.

Ø Методологические

Ø Интегративные

Ø Организационные

Ø Профессиональные (специальные)

Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера  социальной политики (государственной  семейной политики) России. К ним  относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др.

Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности  предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип  общей заинтересованности (специалиста  и клиента) в интенсивном решении  возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис- интервентность); принцип целенаправленности и т.д.

Принципы интегративности выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.

Целостность предусматривает  внутреннее единство всех компонентов  изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь  и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.

Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств  и качеств явления, способность  к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического  обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются  семьями на практике. Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения  социальной работы - восстановление социальной активности семьи. К этим принципам  относятся: социально-технологическая  компетентность специалиста, принцип  стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.

Социально-технологическая  компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание  этических, нравственно-психологических  и материальных его форм, а также  адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста.

Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального  педагога в сферу проблемных интересов  семьи или её членов.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула  множество различных методов  социальной работы: работа с определёнными  людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся  социальное управление и планирование.  Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.

1. Индивидуальная работа  с членами семьи (клиентом). Она  включает  в себя общение с  клиентом с глазу на глаз, если  его социальные проблемы требуют  вмешательства со стороны. Основное  назначение социального работника  состоит в том, чтобы помочь  клиенту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой оказались,  понять свою роль в совместных  действиях, а также включиться  в конкретный  процесс деятельности  по выходу из жизненно трудной  ситуации или обстоятельств. В  этих целях социальный педагог  применяет различные методы психолого-педагогического  обеспечения социальной работы  с семьёй.

2. Менеджмент социальной  работы с семьёй. В общих чертах  роль менеджмента выглядит следующим  образом: он обеспечивает связь  семьи с источниками необходимых  ресурсов, существующими в комплексной  сети обеспечения услугами, и  управляет обеспечением этими  услугами во времени. Менеджеры  функционируют также, как посредники примирители, адвокаты. Он отличается глубокими знаниями возможностей и прав клиентов, процедур в данном и другом агентствах, а также умение выступать в роли примирителя и арбитра.

3. Семейная терапия. В  данной области усилия социального  работника нацелены на помощь  семье в преодолении возникающих  порой проблем во взаимоотношениях, а также проблем поведения,  взаимоотношения между родителями  и детьми, супружеские конфликты,  конфликты родителей со своими  родителями.

При помощи семейной терапии  решаются также проблемы бытового пьянства и алкоголизма, проблемы социально-ролевой  адаптации, вопросы сексуальных  ценностей и сексуального поведения, проблемы выбора друзей, взаимоотношения  семьи и школы. Семейная терапия  более приемлема  для агентств семейного консультирования, школы, клиники, для лиц с психическими заболеваниями, центров оздоровления по месту жительства.

4. Организация социальной  работы  с семьёй по месту  жительства. Это процесс стимулирования  и помощи социальным работникам  муниципального округа (администрации  города, посёлка). В оценке положения  дел, в планировании и координации  усилий по обеспечении здоровья, благосостояния и отдыха семей  различных групп населения.

Сегодня реально такая  деятельность начинается обычно по инициативе организации ветеранов войны, инвалидов  или пенсионеров, групп по интересам  и увольнениям.

5. Административное управление. Это функция группы штатного  персонала, который руководит  общей программой социальной   службы в данном агентстве.  В задачи и обязанности управленческого  персонала входит определение  целей программы, анализ социальных  и социально-психологических условий  жизни в муниципальном округе, городе, посёлке, выработке решений  о том, какие потребуются исполнительные  и управляющие штатные работники,  какой должна быть организационная структура агентства, его финансовые дела и фонды обеспечения деятельности агентства8.

Существуют и другие виды профессиональной деятельности в социальной работе. Это исследования, консультирование, планирование, контроль, обучение, проведение семинаров и симпозиумов и  т.д.

6. Профессиональная подготовка  специалистов различного профиля  для работы с семьёй. Она необходима  для занятия профессиональной  должности и проводится по  учебному плану, который:

• Строится на базе гуманитарных наук и интегрируется с ними;

• Обеспечивает обучение по следующим направлениям:

- практическая социальная работа;

- политика области социального благосостояния и сферы услуг;

- поведение людей и социальная среда;

- социальные исследования.

• Нацелена на выработку практических навыков на основе приобретения опыта в полевых условиях9.

В практике социальной работы с семьёй реализуются различные методы социальной работы, причём умение комплексно использовать различные методы определяется уровнем профессиональной компетентности специалиста и подготовленностью семьи.

2.2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в России

За последние годы в  Российской Федерации принят  целый  пакет законодательных актов, направленных на решение самых животрепещущих проблем семьи, ее социальной защиты.

Руководствуясь законами Российской Федерации,  Указами Президента РФ,  постановлениями Правительства Российской  Федерации, администрация области,  областная Дума  приняли ряд документов, направленных на улучшение положения семьи,  женщин  и детей, в частности: «План действий по улучшению положения семей в Тамбовской области на 2001-2003 годы», «План действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в  обществе», целевая областная программа  "Дети  Тамбовщины" на 2012-2014 годы. 

С 1997  года  действуют  законы  «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области»,  «О государственной  молодежной  политике  в Тамбовской области», «О физической культуре и  спорте в Тамбовской области».

Кроме того, приняты  более 20 постановлений администрации области, областной Думы по вопросам социальной защиты семей,  материнства и детства.

Демографическая ситуация в области остается неблагополучной. Население области продолжает сокращаться с 1 144 817 человек на 01.01.2005 года до 1 075 748  человек к концу 2012 года.

В разрезе структуры семей, проживающих в области, картина  такова, что из 381,2 тыс. семей - 9041 многодетная  семья, имеющая 3-х и более несовершеннолетних детей,  19 340  неполных (в 9 из 10 неполных  семей детей воспитывает одинокая мать),  545 студенческих семей,  265 семей с несовершеннолетними  родителями,  4595 семей беженцев  и  вынужденных переселенцев, 17 731 семья с безработными родителями,  около 2000 семей, имеющих  на  попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4050 семей воспитывают детей-инвалидов, 16 613 семей, подвергшихся радиационному воздействий и проживающих на загрязненных территориях области, 6 556 маргинальных семей.  То есть, каждая  вторая  семья, проживающая в области, нуждается в социальной помощи и поддержке10.

Кроме того, специфика осуществления  радикальных  экономических реформ в России, а, значит, и в Тамбовской области, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семей с детьми, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных  семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом.

Ставшие весьма распространенными  случаи жестокого обращения с  детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих  условиях становление  системы социального обслуживания населения и, прежде всего семей  с детьми,  стало объективной  необходимостью.

Действенным фактором активизации  работы по формированию сети социальных учреждений встало принятие Указа Президента Российской Федерации от 01. 06. 1992 г.  "О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания,  защиты и развития детей" ,в котором органам исполнительной власти  на местах рекомендовалось создавать  и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа11.

Серьезным импульсом  развития учреждений явилось принятие Федерального закона "Об основах социального  обслуживания  населения в Российской Федерации".

Информация о работе Семья как объект социально-ппедагогической деятельности