Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа
Цель - выявить формы социально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя из цели исследования, можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть современную российскую семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи и причины их возникновения;
3. Изучить закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
4. Исследовать опыт социально-педагогической работы с семьей в России
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы деятельности исследования современной семьи ………………………………………….................................6
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы………..…6
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения …………..10
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности с
семьей…………………………………………………………………….............16
2.1.Закономерности, принципы и методы социальной работы с
Семьёй……………………………………………………………………………16
2.2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в России…….............24
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………………………………………….............35
Несмотря на многочисленные
трудности становления в
Количество центров, созданных
в системе социальной защиты населения,
растет из года в год, с восьми центров
в 2000 году до пятнадцати в 2006 году. Некоторые
из них финансируются из областного бюджета
(Реабилитационно-
Областные учреждения социального
обслуживания семьи и детей, помимо
социальных услуг, оказываемых непосредственно
населению области, являются базовыми
учреждениями для отработки методик,
социальных технологий работы с различными
категориями семей в
Созданные в области центры обладают редкостной возможностью комплексного воздействия на семью, но вместе с тем каждый из перечисленных имеет свой профиль, свое направление в работе. Если рассматривать сложившуюся модель системы учреждений по направлению работы, категориям обслуживаемых лиц, то можно увидеть, что одни Центры обслуживают различные категории семей, другие оказывают помощь детям-инвалидам, третьи работают с детьми из неблагополучных семей, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и т.д.
Структура Центров тоже различна.
Есть центры, не имеющие в своей структуре
отделений дневного пребывания, стационарных
отделений для семьи, женщин, детей
(Центр экстренной социально-психологической
помощи слабозащищенным слоям населения,
центр социальной адаптации, переподготовки
и обеспечения занятости граждан, уволенных
с военной службы и членов их семей), Центры,
имеющие отделения дневного пребывания
(Дом милосердия, Комплексный центр
социального обслуживания населения),
Центры, имеющие стационарные отделения
(Центр социальной помощи семье и детям
г. Мичуринска) и стационарные учреждения
(Центр социальной реабилитации семьи,
детский реабилитационно-
Мичуринский центр социальной помощи семье и детям открыт в 1993 году. Его деятельность направлена на оказание конкретной, адресной помощи семье. Там оказывается материальная, юридическая, педагогическая, психологическая, социальная помощь. Решение социальных проблем семьи (жилищных вопросов, трудоустройства, лечения от алкоголизма и наркомании) помогает наладить психологический климат и вернуть ребенка в семью.
Дом милосердия, как социальное учреждение нового типа функционирует с 1996 года. Его деятельность направлена на обслуживание многодетных, неполных, опекунских семей, семей с детьми-инвалидами, детей-инвалидов, женщин и людей пенсионного возраста.
Работа учреждения ведется
в нескольких направлениях: открыто
дневное отделение на 25 мест для
детей с заболеванием ДЦП, студия
"Надежда". С детьми работает
логопед, массажист, преподаватели
музыки, театра, изобразительной деятельности
и др. Существенную поддержку малообеспеченным
семьям оказывает отделение социально-
В плане работы Дома милосердия стоит задача открытия еще одного отделения дневного пребывания для несовершеннолетних, отделения помощи женщинам и общественной столовой. Изменение структуры Дома милосердия, расширение спектра оказываемых бесплатных и введение платных услуг позволит ему выйти на более высокий уровень и получить статус базового.
В январе 1996 года вступил
в строй областной центр
Говоря о региональной
модели социального обслуживания семьи
и детей нельзя не сказать о
реабилитационно-
Центр "Росинка" создан постановлением администрации области № 367 от 17.07.92 года на базе летнего оздоровительного лагеря завода "Октябрь". Управлению социальной защиты населения Центр был передан в феврале месяце 1996 года.
Основной задачей Центра является реабилитация детей-инвалидов в среде здоровых детей (1 к 3), восстановление их социального статуса, социальная адаптация путем проведения социально-педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятии.
В центре "Росинка" для
детей с ограниченными возможностями
создана благоприятная
В Центре работают различные студии, кружки, секции. На должном уровне поставлена и медицинская реабилитация, как составляющая часть всего реабилитационного процесса. Работают физиокабинеты, зал лечебной физкультуры, оснащенный новым реабилитационным оборудованием, мягкими модулями, тренажерами.
Центром "Росинка" накоплен положительный опыт работы, разработана программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Я и другие Я», разработаны методики работы с детьми, имеющими различные патологии, конспекты, рекомендации. В 1998 году выпущен первый проспект и сборник методических рекомендаций.
Реализация прав семьи, женщин, детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей на защиту и помощь со стороны государства и общества, содействие развитию укрепления семьи, как социального института, оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - вот основные задачи, поставленные перед Центром социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица, учреждением социального обслуживания семьи и детей стационарного типа.
Создан этот Центр управлением социальной защиты населения администрации области в 1994 году на базе незавершенного строительства санатория-профилактория акционерного общества "Тамбовавтотранс" и бывшего детского оздоровительного лагеря.
Срок пребывания в Центре от 18 до 24 дней. При необходимости, срок пребывания может быть продлен или предложен повторный курс реабилитации.
При поступлении семей в Центр, проводится углубленный медицинский осмотр врачом-терапевтом, организуется проведение педагогической и психологической диагностики. По результатам обследования заполняются индивидуальные реабилитационные карты, на основании которых составляются индивидуальные программы реабилитации на весь период пребывания в Центре. Всем находящимся в Центре предоставляется бесплатное проживание в двух, трех или четырехместных комнатах, в зависимости от количества заехавших членов одной семьи, полноценное четырехразовое питание, бытовые услуги. Для оказания одноразовой социально-экономической помощи семьям, находящимся в особо сложном материальном положении, создан "банк вещей".
Социальные педагоги Центра,
работая с семьей, выясняют все
трудности, проблемы и стараются, по
возможности, оказать помощь и поддержку.
Например, обращаются с просьбой по
месту жительства семьи к главам
администраций городов и
Для взрослых членов
семей проводятся консультации,
беседы, различные массовые мероприятия.
Ежедневно демонстрируются
Центр социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица с 1997 года является участником реализации федеральной целевой программы "Дети-инвалиды". За прошедший период Центром получено оборудование для проведения творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями (пианино, баян, аккордеон, мольберты, фотоаппараты, кинокамера), спортивные тренажеры, реабилитационное и медицинское оборудование на общую сумму более 300 тысяч рублей. На капитальное строительство, реконструкцию корпусов Центра из средств федерального бюджета получено 6,3 млн. рублей.
Центр знают и правильно оценивают его достижения. На базе Центра социальной реабилитации семьи проводятся семинары, совещания, научно-практические конференции, в том числе международные, на базе центра отрабатываются новые социальные технологии, апробируются методики.
Отмечая положительную динамику в развитии системы социальных учреждений, следует подчеркнуть, что ее настоящие возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие потребности в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
Заключение
Перед обновляющимся российским
обществом в начале третьего тысячелетия
на фоне многообразия социально-экономических,
демографических, экологических и
других задач социальной политики всё
отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического
свойства. Наиболее остро дают о
себе знать в сфере социальной
работы с семьёй, концентрирующей
сегодня на себе многие негативные
последствия спонтанного
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи и соответственно её воспитательных возможностей.
Социальный педагог
В ходе исследования я выясняла, что:
- семья как объект социальной работы выполняет такие функции, как поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности и передача новым поколениям общественного - культурного наследия.
- социальные проблемы
семьи, прежде всего,
- К формам социальной защиты семей, имеющих детей, в России относятся:
1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
4. Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременных женщин и др.
5. Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.
-к основным методам
социальной работы с семьей
относятся: индивидуальная
Таким образом, я считаю что цель работы достигнута, задачи выполнены.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Информация о работе Семья как объект социально-ппедагогической деятельности