Семья как объект социально-ппедагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить формы социально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя из цели исследования, можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть современную российскую семью как объект социальной работы;
2. Проанализировать социальные проблемы семьи и причины их возникновения;
3. Изучить закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
4. Исследовать опыт социально-педагогической работы с семьей в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы деятельности исследования современной семьи ………………………………………….................................6
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы………..…6
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения …………..10
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности с
семьей…………………………………………………………………….............16
2.1.Закономерности, принципы и методы социальной работы с
Семьёй……………………………………………………………………………16
2.2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в России…….............24
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список…………………………………………….............35

Файлы: 1 файл

соц.пед.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

Несмотря на многочисленные трудности становления в Тамбовской  области учреждений  социального обслуживания семьи и детей,  можно говорить сегодня о динамично развивающейся системе учреждений, ориентированных на оказание социальных услуг остронуждающимся,  о сложившейся региональной модели социального обслуживания семей с детьми.

Количество центров, созданных в системе социальной защиты населения, растет из года в год, с восьми центров в 2000 году до пятнадцати в 2006 году. Некоторые из них финансируются из областного бюджета (Реабилитационно-оздоровительный центр для детей с ограниченными возможностями "Росинка",  центр социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица, центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищенным слоям населения, центр социальной адаптации, переподготовки и обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы и членов их семей,  социальный приют для детей и подростков), два городских Центра (Дом милосердия г. Тамбова и Центр социальной помощи семье и детям г. Мичуринска), центр для  несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находящийся на балансе комитета по социальной защите населения администрации Тамбовского района, комплексный центр социального обслуживания населения Советского района,  имеющего в своей структуре дневное  отделение для несовершеннолетних и кризисное отделение для женщин12.

Областные учреждения  социального  обслуживания семьи и детей, помимо социальных услуг, оказываемых  непосредственно  населению области, являются базовыми учреждениями для отработки методик, социальных технологий работы с различными категориями семей в соответствии с уставной деятельностью, повышения  квалификации кадров специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов, реабилитологов, воспитателей и др.

Созданные в области центры обладают  редкостной  возможностью комплексного воздействия на семью,  но вместе с тем каждый из перечисленных имеет свой профиль, свое направление в работе. Если рассматривать сложившуюся модель системы учреждений по направлению работы, категориям обслуживаемых лиц, то можно увидеть, что одни Центры обслуживают различные категории семей,  другие оказывают помощь детям-инвалидам, третьи работают с детьми из неблагополучных семей, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и т.д.

Структура Центров тоже различна. Есть центры, не имеющие  в своей структуре отделений дневного пребывания, стационарных отделений для семьи,  женщин, детей (Центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищенным слоям населения,  центр социальной адаптации, переподготовки и обеспечения занятости граждан, уволенных  с военной службы и членов их семей), Центры,  имеющие отделения дневного пребывания (Дом милосердия,  Комплексный центр социального обслуживания населения), Центры, имеющие стационарные отделения (Центр социальной помощи семье и детям г. Мичуринска)  и стационарные  учреждения (Центр социальной реабилитации семьи, детский реабилитационно-оздоровительный центр для детей с ограниченными возможностями  "Росинка",  центр для несовершеннолетних, нуждавшихся в социальной реабилитации, социальный приют для детей и подростков).

Мичуринский центр  социальной  помощи  семье и детям открыт в 1993 году.  Его деятельность направлена на  оказание  конкретной, адресной помощи семье. Там оказывается материальная, юридическая, педагогическая, психологическая, социальная помощь. Решение социальных проблем  семьи (жилищных вопросов, трудоустройства, лечения от алкоголизма  и наркомании) помогает наладить психологический  климат и вернуть ребенка в  семью.

Дом милосердия, как социальное учреждение нового типа функционирует  с 1996 года.  Его деятельность направлена на обслуживание многодетных, неполных, опекунских семей, семей с детьми-инвалидами, детей-инвалидов, женщин и людей  пенсионного возраста.

Работа учреждения ведется  в нескольких направлениях: открыто  дневное отделение на 25 мест для  детей с заболеванием ДЦП, студия "Надежда". С детьми работает  логопед, массажист, преподаватели  музыки, театра, изобразительной деятельности и др. Существенную поддержку малообеспеченным семьям оказывает отделение социально-экономической  помощи. Специалисты по социальной работе и социальные работники отделения  оказывают  содействие  в получении  льгот,  компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи,  улучшении жилищных условий  в  соответствии  с действующим законодательством.

В плане  работы Дома милосердия стоит задача открытия еще одного отделения дневного пребывания для  несовершеннолетних, отделения помощи женщинам и общественной столовой. Изменение структуры Дома милосердия, расширение спектра оказываемых  бесплатных  и введение  платных  услуг позволит ему выйти на более  высокий уровень и получить статус базового.

В январе 1996 года вступил  в строй областной центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищенным слоям населения. В структуре Центра создано отделение приема, анализа и прогнозирования, отделение социальной помощи семье, женщинам и детям, отделение социально-экономической помощи, отделение юридической и психологической помощи, действует компьютерный класс, парикмахерская, медицинский кабинет, социальная столовая.  Планируется открытие службы «телефона доверия». В центр обращаются семьи безработных, опекунские семьи, семьи с несовершеннолетними родителями, военнослужащие, уволенные с военной службы и члены их семей,  самостоятельно  проживающие выпускники  детских домов   и школ-интернатов, погорельцы, многодетные семьи, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.

Говоря о региональной модели социального обслуживания семьи  и детей нельзя не сказать о  реабилитационно-оздоровительном центре для детей с ограниченными  возможностями "Росинка",  рассчитанного, на одновременное пребывание 280 детей, в котором приоритет отдается именно психологической, социально-средовой реабилитации.

Центр "Росинка" создан постановлением администрации области  № 367 от 17.07.92 года на базе летнего оздоровительного лагеря  завода "Октябрь".  Управлению социальной защиты населения Центр  был передан в феврале месяце 1996 года.

Основной задачей Центра является реабилитация детей-инвалидов  в среде здоровых детей (1 к 3), восстановление их социального статуса, социальная адаптация путем проведения социально-педагогических, психологических, медицинских и  иных мероприятии.

В центре "Росинка" для  детей  с  ограниченными  возможностями  создана благоприятная психологическая  среда  (общение больных детей  со здоровыми). Вся проводимая в центре работа строится  так, что больные дети обязательно включены в процесс самообслуживания, игровую и творческую деятельность наравне со здоровыми детьми.

В Центре работают различные  студии, кружки, секции. На должном уровне поставлена и медицинская реабилитация,  как составляющая часть всего  реабилитационного процесса. Работают физиокабинеты, зал лечебной физкультуры, оснащенный новым реабилитационным оборудованием, мягкими модулями, тренажерами.

Центром "Росинка" накоплен положительный опыт работы, разработана  программа реабилитации детей с  ограниченными возможностями «Я и другие Я», разработаны методики работы с детьми, имеющими различные  патологии, конспекты, рекомендации. В 1998 году выпущен первый проспект и  сборник методических рекомендаций.

Реализация прав семьи, женщин, детей, инвалидов, граждан, уволенных  с  военной службы и членов их семей на защиту и помощь со стороны  государства и общества, содействие развитию укрепления семьи, как социального  института, оказание своевременной  и квалифицированной помощи семьям и детям, оказавшихся в трудной  жизненной  ситуации - вот основные задачи, поставленные перед Центром  социальной реабилитации семьи в  селе Большая Липовица,  учреждением социального обслуживания семьи и детей стационарного типа.

Создан этот Центр управлением  социальной защиты населения администрации  области в 1994 году на базе незавершенного строительства  санатория-профилактория  акционерного общества "Тамбовавтотранс" и бывшего детского оздоровительного лагеря.

Срок пребывания в Центре от 18 до 24 дней. При необходимости, срок пребывания может быть продлен или  предложен повторный курс реабилитации.

При поступлении семей  в Центр, проводится углубленный  медицинский осмотр врачом-терапевтом, организуется проведение педагогической и психологической диагностики. По результатам обследования заполняются  индивидуальные реабилитационные карты, на основании которых составляются индивидуальные программы реабилитации на весь период пребывания в Центре. Всем находящимся в Центре предоставляется бесплатное проживание в двух, трех или четырехместных комнатах, в зависимости от количества заехавших членов одной семьи, полноценное четырехразовое питание, бытовые услуги. Для оказания одноразовой социально-экономической помощи семьям, находящимся в особо сложном материальном положении, создан "банк вещей".

Социальные педагоги Центра, работая с семьей, выясняют все  трудности, проблемы и стараются, по возможности, оказать помощь и поддержку. Например, обращаются с просьбой по месту жительства семьи к главам администраций городов и районов, к руководителям предприятий, общественным Фондам с просьбой оказать содействие в решении проблем семьи (жилищных, экономических, в вопросах трудоустройства). Помогают в получении семьями  льгот, в выплате детских пособий, пенсий, получении материальной помощи.

 Для взрослых членов  семей  проводятся  консультации,  беседы, различные массовые  мероприятия.  Ежедневно демонстрируются кинофильмы, видеофильмы, работает шахматный  клуб, проводятся соревнования по  настольному теннису, бильярду.

Центр социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица с 1997 года является  участником  реализации федеральной целевой программы "Дети-инвалиды". За прошедший период Центром получено оборудование для проведения творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями (пианино, баян, аккордеон, мольберты, фотоаппараты, кинокамера), спортивные тренажеры, реабилитационное и медицинское оборудование  на общую сумму более 300 тысяч рублей. На капитальное строительство,  реконструкцию корпусов  Центра  из средств федерального бюджета получено 6,3 млн. рублей.

Центр знают  и  правильно  оценивают  его достижения. На базе Центра социальной реабилитации семьи  проводятся семинары, совещания, научно-практические конференции, в том числе международные, на базе центра отрабатываются новые социальные технологии, апробируются методики.

Отмечая положительную динамику в развитии системы социальных учреждений, следует подчеркнуть, что ее настоящие  возможности пока не удовлетворяют  в полной мере существующие потребности  в  учреждениях социального  обслуживания семьи и детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего тысячелетия  на фоне многообразия социально-экономических, демографических, экологических и  других задач социальной политики всё  отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического  свойства. Наиболее остро дают о  себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей  сегодня на себе многие негативные последствия спонтанного внедрения  в стране рыночной экономики.

В настоящее время наблюдается  устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи  и  соответственно её воспитательных возможностей.

Социальный педагог рассматривает  семью как первичную ячейку общества, как социальный институт. Возникающие  в практике социальной  работы в  России совершенно новые задачи неизбежно  требуют  совершенствования форм и методов их реализации на научной  основе.

В ходе исследования я выясняла, что:

- семья как объект социальной работы выполняет такие функции, как поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического  существования   пищи,  жилища, одежды; создание культурной непрерывности и передача  новым поколениям общественного - культурного наследия.

- социальные  проблемы  семьи, прежде всего, выражаются  в  резком  социально-экономическом  расслоении  общества,   в   постоянном дефиците  государственного  бюджета и невозможности  социальной  и  географической  мобильности;  в  миграции; в  ухудшении   состояния  здоровья  населения;  в  росте  количества  неполных  семей;  в  повышении коэффициента  иждивенчества;  в  насилии   в  семье,  социальном сиротстве.

- К формам социальной  защиты семей, имеющих детей,  в России относятся:

1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4. Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременных женщин и др.

5. Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.

-к основным методам  социальной работы с семьей  относятся: индивидуальная работа  с членами семьи, менеджмент  социальной работы с семьей, семейная  терапия, организация социальной  работы  с семьёй по месту  жительства и административное  управление.

Таким образом, я считаю что цель работы достигнута, задачи выполнены.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентирована не только на решение  данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения  в России.

 

 

 

Информация о работе Семья как объект социально-ппедагогической деятельности