Школьный социальный педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 02:36, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение школы как социализирующего института предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками образовательного процесса, не связанные ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).
В качестве социализирующего института школа обладает всеми значимыми свойствами и признаками социального института — одной из основных категорий современной социологии.

Содержание работы

1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2
1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3
1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5
1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7
1.5.Цели и задачи………………………………………………………стр.17
2. Школьный социальный педагог……………………………………стр.21
2.2. Социальный педагог в системе общественного воспитания……стр.23
2.3. Функционал социального педагога………………………………стр.25
3. Список литературы………………………………………………….стр.27

Файлы: 1 файл

Зачетная работа. Школа как институт социализации.Школьный соц.педагог..docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2

1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3

1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5

1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7

1.5.Цели и задачи………………………………………………………стр.17

2. Школьный социальный  педагог……………………………………стр.21

2.2. Социальный педагог в системе общественного воспитания……стр.23

2.3. Функционал социального педагога………………………………стр.25

3. Список литературы………………………………………………….стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Школа  как институт социализации.

 

Рассмотрение  школы как социализирующего института  предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками  образовательного процесса, не связанные  ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).

В качестве социализирующего института  школа обладает всеми значимыми  свойствами и признаками социального  института — одной из основных категорий современной социологии. Подробное рассмотрение концепций  и проблематики, связанной с исследованием  такого сложного и до сих пор дискуссионного явления как социальный институт, не входит в задачи настоящего исследования. Тем не менее, отметим, что наше понимание данного феномена опирается не только на идеи классиков социологии Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, но и учитывает новейшие разработки как западных (Т. Веблен, Г. Гилман, Р. Грофстейн, Д. Норт, Ф. Коллин, К. Панунзио, Дж. Фейблиман), так и отечественных (А. А. Давыдов, Л. А. Зеленов, А. Д. Ковалев, М. Ф. Черныш, И. А. Шмерлина и др.) ученых.

Закрепляя значимые характеристики человеческой жизнедеятельности в сфере социокультурного наследования, современная российская школа как социализирующий институт представляет собой продукт длительного периода культурно-исторического развития. Как справедливо отметил Т. Веблен, социальный институт являет собой результат процессов, происходивших в прошлом, приспособлен к обстоятельствам прошлого и не находится в полном согласии с требованиями настоящего времени[2]. Таким образом, невозможно адекватно понять институциональную природу современной школы, не понимая исторического процесса в ходе которой она была создана.

По  мнению В. М. Меньшикова, которое мы в целом разделяем, современная  российская школа является продуктом  исторического развития европейского модели общего образования, истоки которой  коренятся в аксиологическом универсуме христианского греко-римского мира. При этом сходство западноевропейского и российского школьного образования проявляется не только в институциональном аспекте, но и в общих типах педагогического сознания.

1.2.Основные черты и отличия.

Специфической чертой российской, а позднее и  советской школы, являлся коллективизм, опиравшийся на понимание человека как существа, включенного в сеть сложных социальных и символических  отношений и мыслимого только в этих отношениях (не как изолированный  индивид, что более характерно для  западных педагогических концепций).

В отличие от западноевропейской школы, развивавшейся по преимуществу на основе латинского языка и культуры и, в  силу этого, в определенной мере игнорировавшей повседневность народной жизни, русское  школьное образование строилось  на старославянском языке. При этом даже в начальной школе содержание образования позволяло достигать  достаточно высокого уровня интеллектуального  развития ученика.

Отношения к учебе как к серьезному труду, являлось еще одной особенностью российской школы, находившей свое отражение  в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серьезный умственный труд. Для классического школьного образования России также характерным являлся патерналистский характер отношений между учителями и учениками, что требовало от учителя осознания своей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием.

Еще одной особенностью российской школы  было активное участие государства  в ее развитии и управлении.

Прежде  чем перейти к более детальной  характеристике основных этапов институционализации  современной российской школы, следует  рассмотреть вопрос о соотношении  социализации, в качестве института  которой в рамках настоящего исследования рассматривается российская школа, и таких понятий, как «воспитание» и «образование».

В самом широком и исторически  первоначальном смысле «воспитание» понималось как синоним социализации — «одно  из фундаментальных, атрибутивных свойств  человеческого рода, подобных труду  и мышлению, языку и морали, религии  и искусству, позволяющих ему воспроизводить, совершенствовать и развивать себя в качестве социального организма, «сделать» из себя человека (Гегель)».

С появлением в социально-профессиональной структуре общества статусно-ролевой позиции учителя, повлекшем за собой выделение педагогики как самостоятельной области гуманитарного знания, определение воспитания было сужено: «Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы»[6]. Таким образом, «воспитание» стало соотноситься с «социализацией» как часть с целым и теперь в основном понимается как управляемая социализация, протекающая в рамках так называемой «воспитательной/образовательной среды», организационным воплощением которой выступает школа как образовательное учреждение (специализированная социальная организация).

Со  времен Просвещения школьное образование  трактовалось как научно организованное воспитание и, тем самым, было противопоставлено  всем другим формам воспитания, в том  числе семейному, которое зачастую оценивалось как вредный пережиток. Таким образом, понятие «образование» исторически связано с появлением школы и ассоциируется с понятием «обучения». Под образованием в этом случае понимается «форма умственного воспитания, даваемая в системе учебно-воспитательных учреждений, процесс и результат овладения учащимися определенной системой знаний, умений, навыков».

Отметим, что в последние годы классическое понимание образования как обучения подвергается существенной ревизии. Все  больше внимания исследователи уделяют  самоформированию и саморазвитию человека, подчеркивают принципиальную важность активной позиции и творческой составляющей обучающегося субъекта в образовательном процессе.

Воспитание  в целом не сводится и не сводимо к образованию, в той же мере, в которой не сводится к воспитанию социализация. Образование есть часть воспитания. Играя исключительно важную роль в формировании личности современного человека, школьное образование, нем не менее, не может заменить семейное воспитание.

В рамках настоящего исследования под  воспитанием мы будем понимать управляемую  часть первичной социализации —  процесс формирования ребенка (человека) в целом, а под образованием —  формирование его в системе школьного  обучения.

1.3.История возникновения и формирования.

 

Исторически первой — «школьной» — формой первичной  управляемой социализации-воспитания являлись так называемые «дома молодежи», возникшие в охотничьих сообществах, и существовавшие вплоть до появления  земледельческих общин и моногамной семьи.

На  заре цивилизации в общем пространстве воспитания впервые были выделены отдельные  возрастные периодов, соответствующих  младенчеству, детству, подростковому  возрасту и юности, созданы соответствующие  им формы воспитания. Наиболее важными  являлись два возрастных этапа: этап детства, характеризовавшийся относительно свободным развитием ребенка  и игрой как важнейшей формой его саморазвития, и подростковый этап взросления, квазипрофессиональной социализации — включения подростка в систему социальных и экономических отношений. Именно в этот период воспитание как обособленный вид человеческой деятельности достигло своей относительной завершенности и полноты, обрело черты социального института.

Первые  школы появляются как школы письменности еще до становления государства. Позднее — на стадии возникновения государственности — стали создаваться специальные школы для подготовки чиновников, военных командиров и жрецов. Изначально такие школы были почти исключительно государственными. Первые частные школы возникают в VI–V вв. до н. э. сразу в нескольких регионах: Китай, Ближний Восток, Греция. Именно в этот период школа утрачивает свою направленность на подготовку профессионалов (жрецов, чиновников, военных командиров и т. п.) и становится средством развития человека, обретает черты самоценности. Складываются представления об особом, чрезвычайно важном этапе человеческой жизни — ученичестве. Игра как идеальная форма развития ребенка в детстве дополняется новой формой развития ребенка, подростка, юноши — образованием, а школа становится новым независимым институтом социализации.

В этот исторический период при поддержке  государства формируются первые массовые школы, дающие элементарное образование  для всех полноправных членов общества. Например, в Греции и Риме практически  все население было грамотным. Складывается и первый канон содержания начального и среднего образования. В него в большинстве обществ входят: чтение, письмо, счет, морально-религиозные и, в ряде случаев, правовые нормы (для начального образования); грамматика, риторика, литература, история, философские и религиозные учения (для среднего образования).

1.4.Основные  этапы развития системы школьного образования.

 

Таким образом, европейская школа становится самостоятельным социализирующим  институтом, дающим образование, безотносительно  к будущей профессии.

Охарактеризуем  семь основных этапов развития системы  западноевропейского и российского  школьного образования.

I. Становление

Европа. В V веке н. э. во многом благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система церковного средневекового образования. Его содержание составляла коренящаяся в латинской культуре система семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки.

Россия. В дохристианском Русском государстве  воспитание осуществлялось преимущественно в семьях. Однако подготовка будущих дружинников и волхвов была организационно обособлена.

II. «Каролингское возрождение»

Европа. В VIII–IX вв. учреждаются элементарные школы при сельских церквях и  школы при крупных церквях  и монастырях, дающие более высокое  образование. Созданная в этот период модель начальной школы существовала вплоть до конца XVIII в.

Россия. Данный период не выделяется какими-либо значимыми чертами.

III. Частичная секуляризация образования

Европа. В XII веке в Европе складывается светская система образования, имеющая определенную автономию и существовавшая наряду с церковными школами. Прогресс образования  был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением  европейцев учиться. В этот период значительно  увеличивается объем содержания образования в первую очередь  за счет включения новых предметов  и ранее не известных произведений античных и арабских авторов.

Россия. К середине XIII в. утверждается идеология русского государства и, соответственно, русского воспитания и образования. Так в «Слове о Законе и Благодати» Илариона были заложены духовные основы развития первой российской системы образования. В короткий срок на Руси создается целостная образовательная система от начальной школы до «академии», которая функционировала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

IV. Образовательный ренессанс

Европа. В эпоху Возрождения возникает новая образовательная система с классическим содержанием, но оригинальными формами и методами обучения, в первую очередь ориентированными на развитие творческой активности ребенка.

Россия. В этот период потребности российского  общества, государства и церкви формируют  социальный заказ в более широком  образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Среди посадского и крестьянского населения распространяется элементарная грамотность. Однако создать школы более высокого уровня в XVI в. так и не удалось.

V. Просвещение

Европа. В XVII в. возникает широкое общественно-педагогическое интеллектуальное движение, сформировавшее философию и идеологию новой  модели образования. Идея решающей роли образования и просвещения в  судьбах общества и каждого человека приводит к пониманию необходимости  дальнейшей массовизации народной школы. Было сформировано принципиально новое (по сравнению со Средневековьем и Возрождением) содержание образования. Происходит постепенный переход от классического к национальному содержанию образования.

Россия. В этот период идет дальнейшее развитие грамотности, повсеместно открываются  начальные, элементарные школы. К концу XVII века не только большинство духовенства  и дворянства, но и многие горожане и свободные крестьяне становятся грамотными. В 1632 г. открываются правительственная школа и школы при Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном и Пушкарном приказах, при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII–XIX вв. в России закладываются  основы современного образования европейского типа. Создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В 1725 г. в Петербурге открывается академия с университетом и гимназией.

По  проекту М. В. Ломоносова создаются  первые русские гимназии. Им были разработаны  основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. К организации  образования привлекаются не только европейские специалисты, но и такие видные деятелей России, как И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович — создатели специальных учебно-воспитательных учреждений, малых и больших народных училищ В XIX веке идет дальнейшее увеличение числа всех видов школ. В этот период система российского образования включает в себя все типы образовательных учреждений — от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии.

Информация о работе Школьный социальный педагог