Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 02:36, контрольная работа
Рассмотрение школы как социализирующего института предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками образовательного процесса, не связанные ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).
В качестве социализирующего института школа обладает всеми значимыми свойствами и признаками социального института — одной из основных категорий современной социологии.
1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2
1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3
1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5
1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7
1.5.Цели и задачи………………………………………………………стр.17
2. Школьный социальный педагог……………………………………стр.21
2.2. Социальный педагог в системе общественного воспитания……стр.23
2.3. Функционал социального педагога………………………………стр.25
3. Список литературы………………………………………………….стр.27
Содержание:
1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2
1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3
1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5
1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7
1.5.Цели и задачи…………………………………
2. Школьный социальный педагог……………………………………стр.21
1.Школа как институт социализации.
Рассмотрение школы как социализирующего института предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками образовательного процесса, не связанные ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).
В
качестве социализирующего института
школа обладает всеми значимыми
свойствами и признаками социального
института — одной из основных
категорий современной
Закрепляя
значимые характеристики человеческой
жизнедеятельности в сфере
По мнению В. М. Меньшикова, которое мы в целом разделяем, современная российская школа является продуктом исторического развития европейского модели общего образования, истоки которой коренятся в аксиологическом универсуме христианского греко-римского мира. При этом сходство западноевропейского и российского школьного образования проявляется не только в институциональном аспекте, но и в общих типах педагогического сознания.
1.2.Основные черты и отличия.
Специфической чертой российской, а позднее и советской школы, являлся коллективизм, опиравшийся на понимание человека как существа, включенного в сеть сложных социальных и символических отношений и мыслимого только в этих отношениях (не как изолированный индивид, что более характерно для западных педагогических концепций).
В
отличие от западноевропейской школы,
развивавшейся по преимуществу на основе
латинского языка и культуры и, в
силу этого, в определенной мере игнорировавшей
повседневность народной жизни, русское
школьное образование строилось
на старославянском языке. При этом
даже в начальной школе содержание
образования позволяло
Отношения к учебе как к серьезному труду, являлось еще одной особенностью российской школы, находившей свое отражение в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серьезный умственный труд. Для классического школьного образования России также характерным являлся патерналистский характер отношений между учителями и учениками, что требовало от учителя осознания своей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием.
Еще одной особенностью российской школы было активное участие государства в ее развитии и управлении.
Прежде чем перейти к более детальной характеристике основных этапов институционализации современной российской школы, следует рассмотреть вопрос о соотношении социализации, в качестве института которой в рамках настоящего исследования рассматривается российская школа, и таких понятий, как «воспитание» и «образование».
В самом широком и исторически первоначальном смысле «воспитание» понималось как синоним социализации — «одно из фундаментальных, атрибутивных свойств человеческого рода, подобных труду и мышлению, языку и морали, религии и искусству, позволяющих ему воспроизводить, совершенствовать и развивать себя в качестве социального организма, «сделать» из себя человека (Гегель)».
С
появлением в социально-профессиональной
структуре общества статусно-ролевой
позиции учителя, повлекшем за собой выделение
педагогики как самостоятельной области
гуманитарного знания, определение воспитания
было сужено: «Воспитание человека в широком
педагогическом смысле — это целенаправленный
процесс, осуществляемый под руководством
специально выделяемых обществом людей
— учителей, педагогов, воспитателей,
включающий в себя все виды учебных занятий
и внеучебной, специально проводимой воспитательной
работы»[6]. Таким образом, «воспитание» стало соотноситься
с «социализацией» как часть с целым и
теперь в основном понимается как управляемая
социализация, протекающая в рамках так
называемой «воспитательной/
Со времен Просвещения школьное образование трактовалось как научно организованное воспитание и, тем самым, было противопоставлено всем другим формам воспитания, в том числе семейному, которое зачастую оценивалось как вредный пережиток. Таким образом, понятие «образование» исторически связано с появлением школы и ассоциируется с понятием «обучения». Под образованием в этом случае понимается «форма умственного воспитания, даваемая в системе учебно-воспитательных учреждений, процесс и результат овладения учащимися определенной системой знаний, умений, навыков».
Отметим,
что в последние годы классическое
понимание образования как
Воспитание в целом не сводится и не сводимо к образованию, в той же мере, в которой не сводится к воспитанию социализация. Образование есть часть воспитания. Играя исключительно важную роль в формировании личности современного человека, школьное образование, нем не менее, не может заменить семейное воспитание.
В рамках настоящего исследования под воспитанием мы будем понимать управляемую часть первичной социализации — процесс формирования ребенка (человека) в целом, а под образованием — формирование его в системе школьного обучения.
1.3.История возникновения и формирования.
Исторически
первой — «школьной» — формой первичной
управляемой социализации-
На
заре цивилизации в общем
Первые школы появляются как школы письменности еще до становления государства. Позднее — на стадии возникновения государственности — стали создаваться специальные школы для подготовки чиновников, военных командиров и жрецов. Изначально такие школы были почти исключительно государственными. Первые частные школы возникают в VI–V вв. до н. э. сразу в нескольких регионах: Китай, Ближний Восток, Греция. Именно в этот период школа утрачивает свою направленность на подготовку профессионалов (жрецов, чиновников, военных командиров и т. п.) и становится средством развития человека, обретает черты самоценности. Складываются представления об особом, чрезвычайно важном этапе человеческой жизни — ученичестве. Игра как идеальная форма развития ребенка в детстве дополняется новой формой развития ребенка, подростка, юноши — образованием, а школа становится новым независимым институтом социализации.
В этот исторический период при поддержке государства формируются первые массовые школы, дающие элементарное образование для всех полноправных членов общества. Например, в Греции и Риме практически все население было грамотным. Складывается и первый канон содержания начального и среднего образования. В него в большинстве обществ входят: чтение, письмо, счет, морально-религиозные и, в ряде случаев, правовые нормы (для начального образования); грамматика, риторика, литература, история, философские и религиозные учения (для среднего образования).
1.4.Основные этапы развития системы школьного образования.
Таким
образом, европейская школа становится
самостоятельным
Охарактеризуем
семь основных этапов развития системы
западноевропейского и
I. Становление
Европа. В V веке н. э. во многом благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система церковного средневекового образования. Его содержание составляла коренящаяся в латинской культуре система семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки.
Россия. В дохристианском Русском государстве воспитание осуществлялось преимущественно в семьях. Однако подготовка будущих дружинников и волхвов была организационно обособлена.
II. «Каролингское возрождение»
Европа. В VIII–IX вв. учреждаются элементарные школы при сельских церквях и школы при крупных церквях и монастырях, дающие более высокое образование. Созданная в этот период модель начальной школы существовала вплоть до конца XVIII в.
Россия. Данный период не выделяется какими-либо значимыми чертами.
III.
Частичная секуляризация
Европа. В XII веке в Европе складывается светская система образования, имеющая определенную автономию и существовавшая наряду с церковными школами. Прогресс образования был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением европейцев учиться. В этот период значительно увеличивается объем содержания образования в первую очередь за счет включения новых предметов и ранее не известных произведений античных и арабских авторов.
Россия. К середине XIII в. утверждается идеология русского государства и, соответственно, русского воспитания и образования. Так в «Слове о Законе и Благодати» Илариона были заложены духовные основы развития первой российской системы образования. В короткий срок на Руси создается целостная образовательная система от начальной школы до «академии», которая функционировала в форме государственных и церковно-монастырских школ.
IV. Образовательный ренессанс
Европа. В эпоху Возрождения возникает новая образовательная система с классическим содержанием, но оригинальными формами и методами обучения, в первую очередь ориентированными на развитие творческой активности ребенка.
Россия. В этот период потребности российского общества, государства и церкви формируют социальный заказ в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Среди посадского и крестьянского населения распространяется элементарная грамотность. Однако создать школы более высокого уровня в XVI в. так и не удалось.
V. Просвещение
Европа.
В XVII в. возникает широкое общественно-
Россия. В этот период идет дальнейшее развитие грамотности, повсеместно открываются начальные, элементарные школы. К концу XVII века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане и свободные крестьяне становятся грамотными. В 1632 г. открываются правительственная школа и школы при Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном и Пушкарном приказах, при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.
В XVIII–XIX вв. в России закладываются основы современного образования европейского типа. Создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В 1725 г. в Петербурге открывается академия с университетом и гимназией.
По проекту М. В. Ломоносова создаются первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. К организации образования привлекаются не только европейские специалисты, но и такие видные деятелей России, как И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович — создатели специальных учебно-воспитательных учреждений, малых и больших народных училищ В XIX веке идет дальнейшее увеличение числа всех видов школ. В этот период система российского образования включает в себя все типы образовательных учреждений — от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии.