Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 02:36, контрольная работа
Рассмотрение школы как социализирующего института предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками образовательного процесса, не связанные ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).
В качестве социализирующего института школа обладает всеми значимыми свойствами и признаками социального института — одной из основных категорий современной социологии.
1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2
1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3
1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5
1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7
1.5.Цели и задачи………………………………………………………стр.17
2. Школьный социальный педагог……………………………………стр.21
2.2. Социальный педагог в системе общественного воспитания……стр.23
2.3. Функционал социального педагога………………………………стр.25
3. Список литературы………………………………………………….стр.27
1)
каковы последствия
2)
как меняются шансы различных
слоев населения на получение
качественного школьного
3) как выстраиваются взаимосвязи школьного образования и рынка.
Образовательные потребности включены в каждый уровень иерархии потребностей, выступая в качестве системообразующего фактора человека и общества. «И в этом смысле относятся к разряду высших, сущностных потребностей общества как социальной системы». По своей природе потребность в образовании является разновидностью социально-духовной потребности, которая формируется под воздействием различных социальных факторов. «Для постиндустриального общества образовательная потребность это средство индивидуализации личности, фактор становления её свободы. В информационном обществе это условие саморазвития и самореализации человека»[32]. Таким образом, образовательная потребность, это «обусловленное социальными и культурными детерминантами активно-деятельностное отношение субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации».
Выделяют шесть видов образовательных потребностей:
–
потребность материального
– потребность статусного продвижения;
– потребность профессионального совершенствования;
– потребность морального самоутверждения;
– потребность социальной адаптации;
– потребность духовной самореализации.
При
этом существенными чертами
В рамках настоящего исследования виды образовательных потребностей могут трактоваться как пространство целей школы как социализирующего института. В этом случае черты образовательных потребностей возможно рассматривать в качестве факторов функционирования данного института.
Тривиальное
«навязшее на зубах» утверждение, что
школа – первый социальный институт
для ребенка, что именно там он
получает свой жизненный опыт, начинает
присматриваться и действовать
в мире взрослых, очень редко выступает
базой для оценки деятельности школы.
Конкретным воплощением такого подхода
может быть анализ процесса принятия
решения различных школьных проблем
и контроля за их выполнением, соотнесение
прав учителя и учащихся. Традиционная
организация школьной жизни более всего
отвечала задаче воспроизводства социальных
отношений, образцов поведения, социальных
установок. Воспроизводство – а не созидание,
репродукция – а не творчество. В современной
ситуации требования к школе меняется.
Свобода и саморазвитие как цель образования
достаточно уже полно освоены мировой
педагогической практикой, однако для
нашей школы такие задачи только осознаются
как актуальные. Вся организация жизни
в нашей все еще советской школе направлена
на формирование у детей крайне жесткой
социальной позиции.
Школа выступает для ребенка первой и
основной моделью социального мира. Именно
школьный опыт помогает осваивать те законы,
по которым живет взрослый мир, способы
существования в границах этих законов
(различные социальные роли, межличностные
отношения и др.). Передача происходит
не только и не столько на уроках и классных
часах через публичные выступления и задушевные
разговоры учителей, а всей атмосферой
жизни школы, нормами, по которым она живет.
Только при взаимном соответствии содержания
школьной жизни и выбранных организационных
форм можно говорить об осознанном подходе
к школе как к институту социализации
Рассогласованность этих составляющих
может приводить к самым разнообразным
негативным последствиям. Это может способствовать
формированию «двойной морали», привести
к полному отрицанию
нормативного
поведения вообще, к социальной апатии
и др. Например, организация ученического
самоуправления по приказу педагогического
совета или реальная возможность
учеников влиять на жизни в школе
дают принципиально различный опыт
для ребят. В первом случае школа
как бы способствует формированию тоталитарного
сознания, а во втором случае создаются
условия для более
Мы подошли к необходимости развести две
социально-психологические задачи школы
как института социализации. Первая –
усвоение ребятами нормативного поведения,
вторая – построение своей собственной
позиции. Эти задачи отражают две стороны
вхождения ребенка в общество. Человек
должен уметь включаться в существующие
социальные связи, подчиняться сложившимся
нормам, в то же время очень важной является
и позиция сравнения существующих нормативных
систем и построение своей собственной
жизненной позиции. Одним из следствий
этих рассуждений может быть требование
создания условий обязательного сравнения
различных жизненных позиций и реального
выбора из этих позиций. Выбор – главный
психологический механизм формирования
собственной самостоятельной позиции.
Причем осознанный, реально влияющий на
жизни ребенка. Причем речь идет не об
экзистенциальных проблемах, а о простых
каждодневных задачах. Если вся жизнь
школы жестко регламентирована, то вряд
ли имеет смысл говорить о создании условий
формирования личностной позиции.
Поэтому задача стоит в создании в школе
таких условий, в которых ребенок мог бы
приобретать социальный опыт, соответствующий
социальной ситуации, соответствующий
тем педагогическим целям, которые заявляются
коллективом школ.
2. Школьный социальный педагог
Современная обстановка, в которой
оказалось наше общество, потребовала
поиска новой модели общественного
воспитания подрастающих поколений. Жизнь
выдвинула задачи воспитания личности
в открытой социальной среде, тесного
взаимодействия всех воспитательных структур
нашего общества - школы, семьи, трудовых
коллективов, общественности. В ходе
такого коллективного сотрудничества
родилось новое перспективное
В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Социальная педагогика ставит на первый план развитие личности, реализацию ее способностей и задатков.
Службы социальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.
Задача политиков и
Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения.
Человек, избравший профессию
Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.
Сегодня
мало разрозненных усилий и эпизодических
мероприятий, чтобы удовлетворить
все обостряющуюся социальную потребность.
Ей отвечают идеи социальной педагогики,
в частности, компетентность одного
из ее конкретных субъектов - социального
педагога. Он может успешно действовать
при условии, если включен в целостную
систему общественного по своей сущности
воспитания. Вне такой системы он бессилен,
как впрочем, и она резко ослаблена без
него.
Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.
Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.
В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае - невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.
Социальный педагог не похож
на школьного учителя или другого
работника школьного
Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д
Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.
Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех прямо последней связан с умелыми действиями социального педага
Должностные обязанности. Организует воспитательную работу в классе, группе, в общежитии, на курсе, потоке, образовательных учреждениях, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде здорового образа жизни. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Развивает демократические основы жизни коллектива. Поддерживает партнерские отношения с семьей обучающихся, воспитанников, совместно решает проблемы воспитания и развития личности. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несет ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Социальный педагог должен знать: Закон Российской Федерации "Об образовании". Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экономическую, демографическую, социально - педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; навыки анализа и программирования социально - педагогической работы, педагогическую этику.
3.Список литературы:
1.Агранат Д. Л., Васильева Н. В., Гневашева В. А., Ковалева А. И., Луков Вал. А., Селиверстова Н. А Трудовая социализация подростков : По материалам социологического исследования. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.
2.Андреев А. Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111–120.
3.Волжина О. И. Школа как тип образовательного учреждения // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 300–302.
4.Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13–19.
5.Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М. : Наука, 1990. С. 391–532.
6.Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М. : АПН РСФСР, 1963. — 510 с.
7.Захаров Н. В., Луков А. В. Школа тезаурусного анализа // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 231–233.
8.Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29.
9. Ильинский И. М. Образовательная революция. М. : МГСА, 2002.
10.Ковалев А. Д. О природе социальных институтов : Выступление на семинаре Института социологии РАН, 25 мая 2005 г.
11.Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 19–24.
12.Кочетов А. Н. Профессиональное образование в 60-х — 80-х годах: путь к инфляции // Отечественная история. 1994. № 4–5. С. 143–158.
13.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб. : Питер, 2005.
Меньшиков В. М. Российская школа в
контексте европейского образования
(историко-теоретический
14.Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. — 608 с.
15.Полтавская Е. И. О понятии «социальный институт» // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 68–71.
16.Романюк Л. В., Скударёва Г. Н. Профессионализм учителя: от осмысления педагогических взглядов Л. Н. Толстого к современному прочтению // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 191–196.