Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 02:36, контрольная работа
Рассмотрение школы как социализирующего института предполагает фокусирование внимания исследователя на том, как именно регулируются отношения между участниками образовательного процесса, не связанные ситуациями (учебными и внеучебными) непосредственного взаимодействия (последние по преимуществу являются предметом педагогики и психологии, а не социологии).
В качестве социализирующего института школа обладает всеми значимыми свойствами и признаками социального института — одной из основных категорий современной социологии.
1.Школа как институт социализации…………………………………стр.2
1.2.Основные черты и различия……………………………………….стр.3
1. 3.История возникновения и развития………………………………стр.5
1.4.Основные этапы развития школьного образования……………...стр.7
1.5.Цели и задачи………………………………………………………стр.17
2. Школьный социальный педагог……………………………………стр.21
2.2. Социальный педагог в системе общественного воспитания……стр.23
2.3. Функционал социального педагога………………………………стр.25
3. Список литературы………………………………………………….стр.27
VI. Модерн
Европа. С конца XIX в. начинается интенсивная разработка и модернизация организационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие личности. Вместе с тем, нарастающий кризис семьи, сопровождающийся деформациям духовно- нравственного аспекта семейного воспитания, особенно в условиях урбанизации образа жизни, ставит вопрос о необходимости развития компенсаторной функции школы, вынужденной брать на себя задачи семейного воспитания.
Россия.
На рубеже XIX–XX вв. реформированию подверглась
вся сфера народного
В 1900 году из средств государственного бюджета на народное просвещение было выделено 34 млн руб., что составляло около 1,8% его расходной части. К 1913 г. государственные расходы на эти цели возросли более чем в 4 раза и составили 4,3%[9]. В 1914 г. общие расходы государства, земства и городов на образование достигли примерно 300 млн руб., что более чем в два раза превышало соответствующие расходы Франции. С начала века до 1917 г. общее количество школ в России увеличилось в 17,5 раз, а число учащихся в них — в 2,5 раза (в 1915 г. оно превысило 9,5 млн).
В постановлениях, решениях, практических разработках Временного правительства ставилась задача создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования.
Ленинское
правительство провозгласило
С
1920-х годов модернизация образования
в СССР значительно
Десятилетия
интенсивной образовательной
В
1960-х гг. в СССР завершается институциональный
сдвиг перехода к всеобщему среднему
образованию. Страна вплотную приблизилась
к так называемому «обществу
знания». В последующие годы, несмотря
на то, что образование остается
в числе декларируемых
Проявившейся
в 70-х гг. ключевой тенденцией будущего
системного кризиса образования
в целом и школьного
В силу инерции бюрократизированной государственной политики, отождествлявшей прогресс с увеличением числа инженеров на производстве, усилилась диспропорция в профессиональной структуре интеллигенции, что негативно отразилось на воспроизводстве кадров средней школы. Первые предпринятые правительством попытки борьбы с разбалансировкой социально-профессиональной структуры советского общества были весьма слабыми и непоследовательными: в середине 1980-х гг. был сокращен прием в 9-е классы общеобразовательных школ. Оставшуюся часть подростков предполагалось направить в ПТУ. Помимо этого десятиклассники в обязательном порядке должны были получить в школе одну из рабочих профессий. Основной массой населения введенные ограничения были восприняты как посягательство на права граждан. Среди молодежи возникло стихийное протестное движение: возросло количество неработающей и неучащейся молодежи. Под напором критики эта реформа уже через несколько лет была свернута.
С
началом рыночных реформ вначале 1990-х
гг. школьное образование постепенно
оказывается в роли «социального
иждивенца». Возникший с переходом
к капиталистической модели общественного
устройства культ денежной составляющей
жизненного успеха не только обрек
школу на хроническое
VII. Постмодерн
Европа.
На рубеже XX–ХXI вв. переход к информационному
обществу в ряде индустриально развитых
стран ведет к дальнейшим трансформациям
национальных систем образования, в
том числе в
Однако
в складывающихся условиях происходит
распространение
Россия. Школьное образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социализирующий институт, являясь элементом общества, испытывает на себе все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо для современного российского общества, переживающего глубокие, качественные трансформации. Переходный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, не могут не влиять как на социальную сферу образования в целом, так и на ее конкретные подсистемы в частности. Поэтому, рассматривая современное состояние школьного образования в России, методологически правильно было бы проанализировать его зависимость от общественных преобразований в стране. Такой подход подразумевает выявление места современной школы в системе социальных отношений и процессов, социальных институтов и структур, ее социальной роли в жизни трансформирующегося общества.
В 2001 г. российским правительством была принята Концепция модернизации образования на период до 2010 г. Ее главной задачей было установлено формирование стратегии, способной сделать образование инструментом модернизации страны. Хотя основные мероприятия Концепции касались реформы высшей школы и сферы науки, проблемы и перспективные направления развития системы школьного образования также были подвергнуты осмыслению.
В качестве приоритетных задач можно обозначить следующие:
— школа должна реально стать приоритетным образовательным институтом, развитие которого обеспечивается достаточным финансированием по всем основным позициям;
— государственная политика в отношении школы должна стать в полной мере политикой ее социальной защиты, поскольку школа не должна вовлекаться в рыночные отношения на правах автономного института;
— государственная политика в отношении школы должна стать дифференцированной, учитывающей интересы различных типов и видов образовательных организаций, социальных групп учащихся, их родителей, учителей;
—
необходимо повсеместно внедрять новые
педагогические концепции, основанные
на демократических идеях
— школьное образование должно приобрести гуманистический характер, строиться на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности.
Однако реальное положение в школьном образовании все еще остается неудовлетворительным. Некоторые инициированные в последнее время инновации расцениваются педагогическим сообществом как пример негативной модернизации, выступающей одним из факторов повышения социальной напряженности.
В
настоящее время, будучи встроено в
российскую культуру школьное образование
активно влияет на формирование совокупности
социальных норм, обладающих большей
стабильностью, чем изменения. В
условиях трансформирующегося общества
школьное образование как
Первый
уровень
Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, в учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.
5.Цели и задачи.
Цели различных ступеней школьного образования определены следующим образом. Начальное общее: формирование и начало развития личности ребенка (приобретение первоначальных знаний об окружающем мире, а также формирование навыков общения и решения несложных практических задач).
Основное общее: создание условий для дальнейшего становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов.
Среднее (полное) общее: развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения.
Будучи составной, вариативной частью общего школьного образования, дополнительное образование детей имеет своими целями: приобретение обучающимся устойчивой потребности в познании и творчестве, содействие самореализации и самоопределению, как в профессиональной, так и в личностной сферах. Чаще всего дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
В
подавляющем большинстве
Таким образом, в настоящее время в России школа выступает в качестве основного института системы общего образования, которая, в свою очередь, может рассматриваться как управляемая часть процесса первичной социализации. До недавнего времени, в силу законодательно закрепленной обязательности получения общего образования, школа оставалась самым массовым из всех социализирующих институтов. В качестве обучающегося в него включен каждый седьмой житель России. В той или иной мере в обеспечении функционирования школы участвует до 40% населения страны.
С точки зрения целей и задач, выполняемых национальной системой образования, школа представляет относительно обособленную сферу социализации личности, ее формирования и развития.
С некоторой долей условности перспективы дальнейшего развития школы как социализирующего института в трансформирующемся российском обществе могут быть сведены к трем главным вопросам: