Шпаргалка по "Социальной защите детства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:29, шпаргалка

Описание работы

1. Дети как объекты государственной социальной политики
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Файлы: 1 файл

Шпора СЗД.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате  стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в  области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д. [16]

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи.

Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие таких направлений как:

- Культура и искусство - разовая  или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

- Наука - помощь фундаментальной  и прикладной науке в разработке  новых технологий, инновационных  исследованиях, поддержка перспективных  теоретических идей, проведение  научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

- Церковь - как правило, помощь в  строительстве или восстановлении  храмов и монастырей.

- Образование - учреждение стипендий  и грантов для преподавателей  и студентов, оплата стажировок  за рубежом, помощь в приобретении  материалов для образовательного процесса.

- Охрана природы - финансирование  экологических программ по спасению  исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита  окружающей среды.

- Спорт - помощь некоммерческим  видам спорта и отдельным спортсменам  в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

- Поддержка средств массовой  информации - выделение грантов, как  правило, региональным и Интернет-СМИ. [29]

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

 

5. «Третий сектор  экономики» и его роль в  социальной защите детей.

На сегодняшний день деятельность благотворительных организаций провозглашается как деятельность третьего сектора.

Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольческой активности:

- негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства; с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, то есть термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого - либо социального противоречия или реализации какой - либо социальной потребности;

- независимым, потому что множественность  финансовых источников деятельности  делает его относительно независимым  и от государство, и от бизнеса;

- некоммерческим, неприбыльным, потому  что это важнейший конституирующий  признак, отличающий его от коммерческих  организаций.

Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль. Но некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели;

- сектором добровольной активности (волонтерами, добровольцами), поскольку  здесь широко используется добровольный  труд волонтеров. Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения.

Существование Третьего сектора прежде всего обусловлено тем, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих проблем. В ряде случаев Третий сектор действует успешнее и экономичнее чем государственные учреждения. В то же время Третий сектор нуждается в материальной и моральной поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления. [23]

В России также действуют международные благотворительные организации - Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест. Число их представителей невелико, но они часто берут на себя тяжкую и в прямом смысле грязную работу, появляются в самых горячих точках, где их работа сопряжена с немалой опасность и где они действительно нужны людям. Занимаются они и традиционными формами благотворительности: поставка лекарств и медицинского оборудования больницам, продуктов питания - детским домам. Такую же работу в социальной сфере проводят несколько десятков постоянно присутствующих на территории России отделений благотворительных организаций других стран. Они придают большое значение мероприятиям, которые направлены на повышение квалификации, профессионализма энтузиастов российской благотворительности: проводят семинары, лекции, организуют поездки за рубеж для стажировок. [17]

 

 

7. Социальный работник  и социальный педагог в системе  социальной защиты детства.

Под социальной защитой, по определению В.П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни . Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб :

функция социальной помощи – выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия,семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования – консультирование специалистов участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации – социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд – предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов – участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В рамках Министерства труда и социального развития действует более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершенно-летних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отделов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства. Приведем несколько примеров.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты РФ  начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под  опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая :

- обеспечивает социальную  и юридическую защиту детей, находящихся  в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

- совместно с работниками  приемно-диагностического отделения  ведет работу по подбору несовершеннолетним  усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;

- готовит материалы для  предоставления на психолого-медико-педагогическую  комиссию центра;

- оказывает консультативную  и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает  детей, подлежащих усыновлению, из  числа находящихся в государственных  учреждениях, осуществляет работу  по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения  пропаганду различных форм воспитания  детей, оставшихся без попечения  родителей, выявляет и учитывает  лиц, желающих принять в семью  таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк  данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т. п., и  взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района, микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:

- выявление совместно  с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной защите детства"