Шпаргалка по "Социальной защите детства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:29, шпаргалка

Описание работы

1. Дети как объекты государственной социальной политики
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Файлы: 1 файл

Шпора СЗД.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).

II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребенка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).

Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.

Государства-участники должны стремиться расширять права своих детей, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению.

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

  1. Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).
  2. Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)
  3. Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1)
  4. Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1)
  5. Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1)
  6. Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст.8, п.1)
  7. Право ребёнка на семейные связи (ст.8, п.1)
  8. Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9, п.3)
  9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст.10, п.2)
  10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст.10, п.2)
  11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст.12, п.1)
  12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст.13, п.1.2)
  13. Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст.14, п.1,2)
  14. Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст.15, п.1.2)
  15. Право ребёнка на личную жизнь (ст.16. п.1)
  16. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст.16, п.1)
  17. Право ребёнка на семейную жизнь (ст.16, п.1)
  18. Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст.16, п.1)
  19. Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст.16, п.1. 2)
  20. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1)
  21. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18, п. 3)
  22. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1)
  23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст.20, п.1)
  24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст.23. п.2)
  25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4)
  26. Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст.25)
  27. Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26, п. 1)
  28. Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1, 3)
  29. Прав ребёнка на образование (ст.28, п.29)
  30. Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст.30)
  31. Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2)
  32. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)
  33. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1)
  34. Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33)
  35. Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст.34; ст.36)
  36. Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37)
  37. Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст.37)
  38. Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст.40, п.1)

 

4. Перечислите  функции Межведомственной комиссии  по координации работ, связанных  с выполнением в Российской  Федерации Конвенции ООН «О  правах ребенка» и Всемирной  декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Редакция от 1993-10-23

1. Комиссия по координации  работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (далее именуется - Комиссия), создана для межведомственной координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по разработке и проведению мероприятий по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

2. В своей деятельности  Комиссия руководствуется Конституцией  Российской Федерации, указами и  распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии  являются рассмотрение вопросов, требующих межотраслевой координации, и подготовка предложений повыполнению Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

4. Комиссия для выполнения  возложенных на нее задач: рассматривает  ход выполнения Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации; состояние проблем, связанных с жизнеобеспечением и развитием детей, влиянием проводимой социально-экономической политики на положение детей; проекты законодательных, нормативных актов Российской Федерации, федеральных целевых программ по вопросам обеспечения выживания, защиты и развития детей;

запрашивает от центральных органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации материалы и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию;

создает в установленном порядке временные рабочие группы из числа ученых и специалистов для подготовки предложений по отдельным проблемам детства;

заслушивает представителей министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и научных учреждений, ответственных за реализацию мероприятий по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации и Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации;

вносит в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию.

5. К работе Комиссии  могут привлекаться представители  органов исполнительной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, научных учреждений и неправительственных организаций и объединений.

6. Председателем Комиссии  является Заместитель Председателя  Совета Министров - Правительства  Российской Федерации.

Состав Комиссии утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комиссии и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации.

Председатель Комиссии руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

7. Комиссия осуществляет  свою деятельность в соответствии  с планами работы, утверждаемыми  ее председателем.

Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или его заместитель.

8. Заседания Комиссии проводятся  по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.

9. Решения Комиссии принимаются  простым большинством голосов, оформляются  протоколами, которые подписываются  председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.

Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов, представленных в Комиссии, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов.

10. Организационно-техническое  обеспечение работы Комиссии  осуществляет департамент проблем  семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации.

 

5. Каким  качественным изменениям подверглась  нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации нашей страной Конвенции ООН «О правах ребенка»?

После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов социального, культурного, экономического развития общества, является фундаментом социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [1].

Следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании сущности и содержания социальной защиты детства. Отсутствует теоретико-методологическое и технологическое обоснование социальной защиты как детства в целом и отдельных категорий детей, семей, женщин. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защита детства», нередко ошибочно отождествляющие его с тождественными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».

В общеупотребительном значении понятие «защитить» означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду [5, С. 668]. Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на её права, свободы [3].

В соответствии с «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» и утвержденным Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 [2], в которых впервые была разработана целостная система социально - экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей. В ее основе лежит государственная социальная политика по улучшению положения детей в РФ. 

В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты [5, С. 146]:

  • развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;
  • развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;
  • становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества. В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:
  • законодательного обеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля;
  • механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений;
  • порядка исполнения;
  • финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
  • научно-методического и кадрового обеспечения;
  • просвещения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной защите детства"