Шпаргалка по "Социальной защите детства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:29, шпаргалка

Описание работы

1. Дети как объекты государственной социальной политики
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Файлы: 1 файл

Шпора СЗД.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Таком образом, под системой социальной защитой детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Отметим так же, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т.д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).

Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства» или предложенное Е.М. Рыбинским понятие «социальное неблагополучие детей» [4, С. 46-51], которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов.

Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально - психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.

Итак, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди кумулятивных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Укажем так же, что указанный набор составляющих кумулятивных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.

 

7. Обоснуйте  утверждение, что все положения  Конвенции сводятся к четырем  требованиям, обеспечивающим права  детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; 
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате 

общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.

Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:

а) личные (гражданские) права детей;

б) социальные права ребенка;

в) политические права;

г) права ребенка на образование и культуру;

д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

 

1. Какие органы  в соответствии с российским  законодательством призваны обеспечить  гарантии прав ребенка?

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям органов  государственной власти Российской  Федерации на осуществление гарантий  прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

2. К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

1. Компетенция федеральных  органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии  прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

3. Компетенция органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, которые осуществляют  мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 16.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президента Российской Федерации, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

2. В соответствии с законом  и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

 

2. В чем сущность  и назначение системы государственных  и муниципальных органов, защищающих  права и свободы ребенка?

Три уровня координации и две общие задачи координирующих органов:

Ядро системы – вневедомственный координирующий орган. В Российской Федерации естественно создание трехуровневой системы координации в сфере защиты детства и семьи: федеральный, региональный и муниципальный уровень координирующих органов, которые, говоря обобщенно, призваны решать две задачи:

I. Координация индивидуальной  профилактической работы со случаями  детского или семейного неблагополучия. – Муниципальный уровень.

II. Формировать единую политику в сфере детства и семьи, инициировать создание благоприятной для семьи и детей среды: жилищной, нормального питания, образование, здравоохранение, досугово-спортивная деятельность, культурная и дружественная детям информационная среда… – Федеральный и региональный уровни при участии муниципального уровня координации в пределах установленных законом полномочий органов местного самоуправления.

 

3. Перечислите  принципы социальной защиты детства  в Российской Федерации.

Принципами осуществления социально-педагогической деятельности по вопросам охраны детства являются:

- Принцип "ненанесения ущерба"

- мероприятия по охране прав  и интересов лица ни в коем  случае не должны приводить  к негативным последствиям для  нее;

- Принцип обоснованности - решения должны быть валидными, соответствовать положениям законодательных и нормативно-правовых актов;

- Принцип эффективности - социально-педагогическая  работа по защите прав и  законных интересов детей не  должна приводить к нежелательным  или непредсказуемым последствиям;

- Принцип системности и всестороннего  подхода - решение проблемы несовершеннолетних  в деятельности социального педагога  требует анализа микросоциальной  и семейного окружения, особенностей  условий проживания, воспитания  и развития личности, учета всех факторов в жизнедеятельности каждого индивида;

- Принцип связи теории с практикой  общественной жизни - учет особенностей  системы охраны детства, организации  и управления социальным, правовым  сферами в государстве;

- Принцип интеграции - осуществление деятельности путем объединения усилий и скоординированной работы всех лиц, причастных к охране детства.

 

4. Деятельность  общественных и благотворительных  организаций в системе социальной  защиты детства.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: социальное обеспечение; социальное страхование; социальную поддержку (помощь).

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1. избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2. оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;

3. содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1. денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно действующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

- социальная защита и поддержка  малообеспеченных граждан;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной защите детства"