Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:29, шпаргалка
1. Дети как объекты государственной социальной политики
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Таком образом, под системой
социальной защитой детства следует понимать
систему осуществляемых обществом и его
официальными структурами организационных,
правовых, финансово-экономических, социально-психолого-
Отметим так же, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т.д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).
Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства» или предложенное Е.М. Рыбинским понятие «социальное неблагополучие детей» [4, С. 46-51], которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов.
Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально - психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.
Итак, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди кумулятивных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Укажем так же, что указанный набор составляющих кумулятивных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.
7. Обоснуйте утверждение, что все положения Конвенции сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.
Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной,
полноценной и полноправной личностью,
обладающей всеми правами и свободами;
— приоритет интересов ребенка перед
потребностями государства, общества,
семьи, религии.
Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате
общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.
Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:
а) личные (гражданские) права детей;
б) социальные права ребенка;
в) политические права;
г) права ребенка на образование и культуру;
д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.
1. Какие органы
в соответствии с российским
законодательством призваны
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
1. К полномочиям органов
государственной власти
установление основ федеральной политики в интересах детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;
установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
2. К полномочиям органов
государственной власти
Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации
1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
3. Компетенция органов
исполнительной власти
Статья 16.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
1. Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка в пределах
своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президе
2. В соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
2. В чем сущность
и назначение системы
Три уровня координации и две общие задачи координирующих органов:
Ядро системы – вневедомственный координирующий орган. В Российской Федерации естественно создание трехуровневой системы координации в сфере защиты детства и семьи: федеральный, региональный и муниципальный уровень координирующих органов, которые, говоря обобщенно, призваны решать две задачи:
I. Координация индивидуальной
профилактической работы со
II. Формировать единую политику в сфере детства и семьи, инициировать создание благоприятной для семьи и детей среды: жилищной, нормального питания, образование, здравоохранение, досугово-спортивная деятельность, культурная и дружественная детям информационная среда… – Федеральный и региональный уровни при участии муниципального уровня координации в пределах установленных законом полномочий органов местного самоуправления.
3. Перечислите
принципы социальной защиты
Принципами осуществления социально-педагогической деятельности по вопросам охраны детства являются:
- Принцип "ненанесения ущерба"
- мероприятия по охране прав и интересов лица ни в коем случае не должны приводить к негативным последствиям для нее;
- Принцип обоснованности - решения должны быть валидными, соответствовать положениям законодательных и нормативно-правовых актов;
- Принцип эффективности - социально-педагогическая
работа по защите прав и
законных интересов детей не
должна приводить к
- Принцип системности и
- Принцип связи теории с
- Принцип интеграции - осуществление деятельности путем объединения усилий и скоординированной работы всех лиц, причастных к охране детства.
4. Деятельность
общественных и
Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: социальное обеспечение; социальное страхование; социальную поддержку (помощь).
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1. избавление от абсолютной
2. оказание материальной помощи
населению в экстремальных
3. содействие адаптации
Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Согласно действующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:
- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;
Информация о работе Шпаргалка по "Социальной защите детства"