Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Функции социологии Конт ограничивал задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизацей, принципиально отвергая философское осмысление как “схоластику” и “метафизику”. Наука, по его мнению, не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведет к феноменализму. Под последним понимается субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т.п.)
В социологию Конт
включил все, что относилось
к обществу и социальной жизни.
Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. М.,1998.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе “О разделении общественного труда” (1893). Основная цель работы – доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Он развивает теорию, которая сводится к следующему. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура была относительно простой, с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых (“организованных”) обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.
По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются”.(Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413.)
Вслед за Контом Дюркгейм считается одним из общепризнанных создателей социологии. Все более или менее значительные социологические теории ХХ в. так или иначе ориентировались на идеи основателя французской социологической школы. Являясь преемником Конта, Дюркгейм значительно развил учение основателя позитивизма.
Выделим основные идеи социологии Дюркгейма.
Дюркгейм считал, что в основе общества находится некая особая «реальность», которая соединяет людей в нечто единое. Эта «реальность устанавливает между ними солидарность (согласие) особого рода и поэтому подчиняется общим и частным законам. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех общественных явлений. Он доказывал, что солидарность в обществе носит «нормальный» характер. Ее отсутствие, считал он, является ненормальным явлением.
Источник: Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей; Юрайт, 1998.
Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Универсально образованный, он одинаково хорошо ориентировался в политэкономии, праве, социологии и философии, “выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук”.(Гайденко П.П. Социология Макса Вебера//М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 9.)
Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией “понимание” (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которые формируют их модели поведения.
Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема.
В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений.
Теоретическое наследие
этого выдающегося ученого
Влияние его идей испытали на себе многие современные социологи. Наибольшим успехом пользуются его работы « Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и «Хозяйство и общество» (1921).
Кратко выделим их наиболее значимые теоретические социологические положения.
В веберовской «понимающей
социологии» понимание
Социология Вебера оказала исключительное влияние на западную социологию ХХ в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу у исследователей различных научных школ вновь усилился. Опираясь на его теоретические идеи, пытаются вывести социологию из кризисного состояния.
Источник: Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. Ч. 1, 2.
Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818-1883). Замысел Маркса, представленный в таких его ранних работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Немецкая идеология» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские ꎧассуждения как умозрительные и абстрактные. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что не идеи «управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.
Общество Маркс
трактовал как систему
Знание закономерности
социально-исторического