Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Функции социологии Конт ограничивал задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизацей, принципиально  отвергая философское осмысление как  “схоластику” и “метафизику”. Наука, по его мнению, не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведет к феноменализму. Под последним понимается субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т.п.)

 В социологию Конт  включил все, что относилось  к обществу и социальной жизни.  Такой подход к социологии сохранялся вплоть до конца прошлого века. (Социологические идеи О. Конта специально  рассмотрим во второй лекции настоящего пособия).

Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. М.,1998.

 

  1. Классический тип научности социологии учения о методе Э.Дюркгейма

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе “О разделении общественного труда” (1893). Основная цель работы – доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Он развивает теорию, которая сводится к следующему. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура была относительно простой, с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых (“организованных”) обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются”.(Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413.)

Вслед за Контом Дюркгейм считается одним из общепризнанных создателей социологии. Все более  или менее значительные социологические  теории ХХ в. так или иначе ориентировались на идеи основателя французской социологической школы. Являясь преемником Конта, Дюркгейм значительно развил учение основателя позитивизма.

Выделим основные идеи социологии Дюркгейма.

  1. Если Конт исследовал лишь процесс возникновения социальных явлений, то Дюркгейм искал причину этих явлений.
  2. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.

Дюркгейм считал, что  в основе общества находится некая  особая «реальность», которая соединяет  людей в нечто единое. Эта «реальность  устанавливает между  ними солидарность (согласие) особого рода и поэтому  подчиняется общим и частным законам. Эти законы  - предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех общественных явлений. Он доказывал, что солидарность в обществе носит «нормальный» характер. Ее отсутствие, считал он, является ненормальным явлением.

  1. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальностью. Поэтому он выступал против политических революций, считая, что они  мало что изменяют в социальных системах.
  2. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факторы под углом зрения в конкретных социальных системах.
  3. Большое внимание Дюркгейм уделял статистике, методике и технике конкретных социологических исследований. Им было проведено ряд прикладных исследований   с использованием целого набора методов. Показательна в этом плане его работа «Самоубийство» (1897), в которой он объяснил, каким образом даже на такое явное индивидуальное решение - совершить самоубийство - оказывают воздействие различные формы социальной солидарности в различных социальных ситуациях.
  4. Дюркгейм был не только крупным ученым, но и хорошим организатором. В университетах Бордо и Парижа он создал первые во Франции социологические кафедры, одним из первых в мире стал читать лекционные курсы по социологии, явился основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913).

 

Источник: Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей; Юрайт, 1998.

 

  1. Понимающая социология М.Вебера.

 

Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Универсально образованный, он одинаково хорошо ориентировался в политэкономии, праве, социологии и философии, “выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук”.(Гайденко П.П. Социология Макса Вебера//М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 9.)

Социология, по Веберу, так же как  и психология, изучает поведение  индивида или группы индивидов. Но она  в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией “понимание” (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которые формируют их модели поведения.

Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема.

В своих трудах Вебер подчеркивал  важность социологии, свободной от оценочных суждений.

Теоретическое наследие этого выдающегося ученого чрезвычайно  многогранно. Он работал над историческими, философскими, правовыми, политологическими, социологическими и другими научными направлениями. В последние годы много сил отдал политической социологии и публицистике.

Влияние его идей испытали на себе многие современные социологи. Наибольшим успехом пользуются его работы « Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и «Хозяйство и общество» (1921).

Кратко выделим их наиболее значимые теоретические социологические  положения.

  1. М. Вебер доказал, что социология не может быть сведена к наукам естественным.
  2. Он постоянно подчеркивал, что деятельность общественных институтов, их структуры и формы поведения зависят от людей. Их действия соответствуют неким образцам. Образец в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи или идеального типа. Отсюда Вебер делает вывод, что социология является наукой об идеальных типах (идеальных моделях, образцах). Последние регулируют социальные действия людей
  3. Социология, в отличие от философии, никогда не отрывается от частного и индивидуального. Они как бы пребывают в глубине социологии. Вебер создал и развил концепцию «понимающей социологии». Ее основная задача заключается в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам это им удается; во-вторых, какие последствия имеют их стремления для «осмысленно - соотнесенного поведения других людей».

В веберовской «понимающей  социологии» понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов  может быть как логическим, то есть постигнутым с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В последнем случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Вебер называл этот процесс сопереживанием.

  1. В своей социологии понимания Вебер центральное место отводил проблеме ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных.
  2. Вебер сыграл большую роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знаний. В то же время его идеи были подвергнуты критике за преувеличение   «хозяйственной роли» религии вообще и протестантской «хозяйственной этики»  в становлении западноевропейского капитализма в частности.
  3. Большой теоретической вклад внес Вебер в разработку концепции рациональной бюрократии. Она, по его мнению, представляет собой высшее воплощение капиталистической рациональности.
  4. Вебер постоянно подчеркивал, что социология должна основываться на научных суждениях, свободных от личных пристрастий ученых. Однако полностью избавиться от них невозможно. Тем не менее, Вебер считал, что надо стремиться к максимальной свободе от политических, экономических, идеологических ценностей, которые влияют на результаты исследования.
  5. Вебер исследовал не только теоретические вопросы, но и вел эмпирические исследования. Так, в 1907 г. он провел цикл обследований промышленных рабочих. В 1914 г. участвовал в опросе восьми тысяч шахтеров и текстильщиков. Он проанализировал социальное поведение людей в трудовой деятельности, выявил причины, искусственно сдерживающие производительность работников.

Социология Вебера оказала  исключительное влияние на западную социологию ХХ в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу у исследователей различных научных школ вновь  усилился. Опираясь на его теоретические  идеи, пытаются вывести социологию из кризисного состояния.

Источник: Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. Ч. 1, 2.

 

  1. Основные принципы материалистического учения К Маркса и Ф Энгельса в обществе.

 

Альтернативой позитивистскому  проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818-1883). Замысел Маркса, представленный в таких его ранних работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Немецкая идеология» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские ꎧассуждения как умозрительные и абстрактные. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что не идеи «управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.

Общество Маркс  трактовал как систему отношений, характер которой определяется способом производства материальных условий жизни людей1. Под способом производства Маркс понимал исторически складывающийся комплекс, включающий производительные силы — применяемые ресурсы и технологии — и производственные отношения — формы собственности и организации труда. Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Материалистическое понимание истории заключается в открытии последовательности сменяющих один другой способов производства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс выделил азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.

Знание закономерности социально-исторического развития нужно было Марксу для обоснования  программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования изложена в «Манифесте коммунистической партии» (1848), автором которого был не только и не столько Маркс, сколько его друг Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) схематизировал и популяризировал идеи Маркса. Усилиями Энгельса, редактировавшего и издававшего рукописи Маркса, комментировавшего его труды и развивавшего его критику капитализма, марксизм был превращен в утопическую концепцию «научного социализма». В таких работах Энгельса, как «Анти-Дюринг»2 (1878), «Диалектика природы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) марксизм представлен как всеохватывающая система знания, в которую входят натурфилософия, история, политическая экономия, научный социализм.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"