Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Медушевский А.М. История русской  социологии. М., 1993.

Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979.

 

 

  1. Общество как социальная система. Социальные связи, взаимодействие общения и отношения.

Категория «общество» прошла длительную эволюцию. В разные периоды  истории под «обществом» подразумевались разные реалии. Главная причина такого положения заключается в сложности и противоречивости человеческого сообщества, в его изменчивости. Так, в античности сфера человеческого бытия отождествлялась  не с обществом, а с государством, страной, народом. Для Аристотеля человек – это «политическое животное».

В философии Нового времени  представления об обществе первоначально  формировались в рамках теории общественного  договора. Согласно ей переход человека из естественного  в общественное состояние связывается с возникновением государства, хотя некоторые мыслители (например Д. Дидро) и полагали, что жизнь человека всегда была общественной.

Более полное разграничение  гражданского общества и государства  провел Г.Гегель. Под первым он понимал  сферу частных (имущественных и других) интересов. Нет единства в понимании общества и среди современных исследователей.

Социология как наука  о законах и формах социальной жизни изучает общество на всех уровнях  его организации: социетальном, формационном, национально-государственном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп.

В соответствии с этим в социологии  понятие «общество» имеет более широкое, универсальное  значение. Социология в изучении общества предстает как интегрирующая  наука.

Общество рассматривается как часть окружающего нас мира, особая реальность, отличная от природной сферы, как способ бытия человечества, исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова под обществом понимается та или иная общность индивидов, группа людей, организовавшаяся в процессе совместной деятельности. Общество является сложным, системным, целостным и организованным социальным объектом.

Методологической основой  при таком подходе выступает  общая теория систем. В ней основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем.

Существует множество  определений системы. Наиболее часто  под ней понимается целостный  комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом.

Существует иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы другой системы,  в свою очередь, выступают как  системы более низкого порядка. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие система с середины ХХ в. становится одним из ключевых философско-методологических и специальных научных понятий. Социология оперирует одной из важнейших разновидностей систем – социальной системой. Она определяется как «сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.611).

Следовательно, основными  элементами социальной системы являются люди, а также их общественные связи, отношения, взаимодействия. Часть социологов к элементам относит социальные институты и организации.

При этом  важно особо  подчеркнуть, что социальная система  – это такое целое, которое  не сводимо к сумме своих элементов. Она больше суммы образующих ее частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы.

Отсюда следует важный теоретический вывод: общество обладает законами, не сводящимися к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой, эстетической жизни. Механически сложив все сведения, известные специальным общественным наукам, мы никогда не получим достаточных знаний об обществе.

Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от своего места внутри целого.

Система обладает особыми системными качествами. Ей присущ порядок; организация системы как целого выше, чем организация ее отдельных элементов; система структурирована. Последнее качество – структурность – позволяет описать систему через сеть связей и отношений.

Под социальной структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, связи и отношения*. Структура – это сеть связей и отношений.

Всеми названными качествами обладает человеческое общество. Оно является сложно организованной системой высшего «органического» типа; это суперсистема. Ее еще называют социетальной системой.

Социетальная система  включает в себя все виды социальных систем. Общество как суперсистема представляет собой совокупность подсистем.

В отечественной социологии выделяют экономическую подсистему. Она обеспечивает производство товаров, духовно-культурную подсистему, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности; социальную подсистему, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическую подсистему. Она осуществляет общее руководство и управление обществом.

По каким признакам  можно судить об обществе?

Первое, что бросается в глаза при самом общем рассмотрении общества, это то, что оно – совокупность объединенных людей. Общество – это человеческая  общность, которую образуют люди и в которой они живут.

Социальный  смысл  понятия общества состоит в определении  типа связей индивидов в единое целое.

Общество, состоящее из людей, должно иметь реальные границы, в которых существует их совокупность. Иначе трудно отличить общество от не общества, в также одно общество от другого. В связи с этим можно сделать вывод, что вторым важнейшим признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействие индивидов. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются и взаимодействуют отношения между индивидами. 

Третьим признаком общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Этот признак является основой развития социальной жизни общества.

Поскольку жизнь общества (поколений) ограничена во времени и  пространстве, то возникает проблема осмысления пределов общества как целостности.

Четвертым отличительным признаком общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции.

Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые  условия для удовлетворения разнообразных  потребностей людей, в том числе для самоутверждения  и самореализации.

Саморегуляция – это важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность и стабильность независимо от размера.

Стабильность - состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне.

Пятый признак общества. Общество отличает большая интегрирующая сила. Она способствует социализации новых и новых поколений людей, подчиняет их общественным нормам, ценностям и правилам. Благодаря интегрирующей силе общество оказывается восприимчивым к нововведениям. Оно органично вбирает в себя новые социальные образования (институты, нормы, ценности). Тем самым обеспечивает преемственность развития.

В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

Таковы основные признаки, присущие обществу. Но в их выделении  нет единства даже среди известных  социологов. Так, американский ученый Н. Смелзер наряду с территорией  к числу признаков общества относит «общую законодательную базу», «национально-культурную идентичность», «социализацию», «девиацию и социальный контроль» и др.  (см.: Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 656). В соответствии с этим под обществом Смелзер понимает «…объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность» (там же).

В отечественной социологии также нет единства в определении  понятия «общество». В целом ряде учебников и учебных пособий по социологии вообще отсутствует определение категории «общество», нет и соответствующих разделов (лекций), раскрывающих содержание понятий.

Общество – это исторически сложившаяся социальная система, включающая объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, способное поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей и обладающее высокой степенью автономности и саморегуляции. Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей.

 

Источник: Волков ЮГ., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.  В.И. Добренькова. М., 1998.

 

  1. Социология культуры. Ее основные концепции и функции. Ценностно-нормативная система культуры.

 

Культура - исключительно  многообразное понятие. Этот научный  термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя  в обыденную человеческую речь, в  ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

 

Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, т.е. преимущественно закономерности функционирования культуры (социология культуры рядом исследователей отождествляется с социальной культурологией).

К основным  функциям культуры можно отнести следующие:

       1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает  как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое  не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

  1. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

В реальной жизни  функций культуры гораздо больше. Они не проявляются порознь.

В целом же культура, по выражению Н. Смелзера, осуществляет в жизни людей в  значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет их генетически запрограммированное поведение.

  Культура  организует общественную жизнь,  рождает чувства единства, идентичности  членов данного общества или  социальной   группы. Та часть культуры, которая создана предшествующим поколением, передана последующим поколениям, принята и освоена ими, носит название культурное наследие.

Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей.

Источники: Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992.

 

  

  1. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

Николай Яковлевич  Данилевский (1822-1885) в книге “Россия и Европа” (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы – “историко-культурные типы”, или цивилизации. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя – средневековая – современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотя западная, или иными словами, германо-романская цивилизация – лишь одна из многих, процветавших в истории. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.

Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих  лиц (агентов): 1) позитивные действующие  лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации – отдельные историко-культурные типы (египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую); 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь “этнографический материал”, используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень “этнографического материала” – пассивной, распыленной популяции.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"