Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Медушевский А.М. История русской социологии. М., 1993.
Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979.
Категория «общество» прошла
длительную эволюцию. В разные периоды
истории под «обществом» подраз
В философии Нового времени представления об обществе первоначально формировались в рамках теории общественного договора. Согласно ей переход человека из естественного в общественное состояние связывается с возникновением государства, хотя некоторые мыслители (например Д. Дидро) и полагали, что жизнь человека всегда была общественной.
Более полное разграничение гражданского общества и государства провел Г.Гегель. Под первым он понимал сферу частных (имущественных и других) интересов. Нет единства в понимании общества и среди современных исследователей.
Социология как наука о законах и формах социальной жизни изучает общество на всех уровнях его организации: социетальном, формационном, национально-государственном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп.
В соответствии с этим в социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение. Социология в изучении общества предстает как интегрирующая наука.
Общество рассматривается как часть окружающего нас мира, особая реальность, отличная от природной сферы, как способ бытия человечества, исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова под обществом понимается та или иная общность индивидов, группа людей, организовавшаяся в процессе совместной деятельности. Общество является сложным, системным, целостным и организованным социальным объектом.
Методологической основой при таком подходе выступает общая теория систем. В ней основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем.
Существует множество определений системы. Наиболее часто под ней понимается целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом.
Существует иерархия
систем: одна система может быть
элементом системы более
Следовательно, основными элементами социальной системы являются люди, а также их общественные связи, отношения, взаимодействия. Часть социологов к элементам относит социальные институты и организации.
При этом важно особо подчеркнуть, что социальная система – это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Она больше суммы образующих ее частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы.
Отсюда следует важный теоретический вывод: общество обладает законами, не сводящимися к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой, эстетической жизни. Механически сложив все сведения, известные специальным общественным наукам, мы никогда не получим достаточных знаний об обществе.
Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от своего места внутри целого.
Система обладает особыми системными качествами. Ей присущ порядок; организация системы как целого выше, чем организация ее отдельных элементов; система структурирована. Последнее качество – структурность – позволяет описать систему через сеть связей и отношений.
Под социальной структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, связи и отношения*. Структура – это сеть связей и отношений.
Всеми названными качествами обладает человеческое общество. Оно является сложно организованной системой высшего «органического» типа; это суперсистема. Ее еще называют социетальной системой.
Социетальная система включает в себя все виды социальных систем. Общество как суперсистема представляет собой совокупность подсистем.
В отечественной социологии выделяют экономическую подсистему. Она обеспечивает производство товаров, духовно-культурную подсистему, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности; социальную подсистему, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическую подсистему. Она осуществляет общее руководство и управление обществом.
По каким признакам можно судить об обществе?
Первое, что бросается в глаза при самом общем рассмотрении общества, это то, что оно – совокупность объединенных людей. Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут.
Социальный смысл понятия общества состоит в определении типа связей индивидов в единое целое.
Общество, состоящее из людей, должно иметь реальные границы, в которых существует их совокупность. Иначе трудно отличить общество от не общества, в также одно общество от другого. В связи с этим можно сделать вывод, что вторым важнейшим признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействие индивидов. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются и взаимодействуют отношения между индивидами.
Третьим признаком общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Этот признак является основой развития социальной жизни общества.
Поскольку жизнь общества (поколений) ограничена во времени и пространстве, то возникает проблема осмысления пределов общества как целостности.
Четвертым отличительным признаком общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции.
Автономность общества
достигается его
Саморегуляция – это важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность и стабильность независимо от размера.
Стабильность - состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне.
Пятый признак общества. Общество отличает большая интегрирующая сила. Она способствует социализации новых и новых поколений людей, подчиняет их общественным нормам, ценностям и правилам. Благодаря интегрирующей силе общество оказывается восприимчивым к нововведениям. Оно органично вбирает в себя новые социальные образования (институты, нормы, ценности). Тем самым обеспечивает преемственность развития.
В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.
Таковы основные признаки, присущие обществу. Но в их выделении нет единства даже среди известных социологов. Так, американский ученый Н. Смелзер наряду с территорией к числу признаков общества относит «общую законодательную базу», «национально-культурную идентичность», «социализацию», «девиацию и социальный контроль» и др. (см.: Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 656). В соответствии с этим под обществом Смелзер понимает «…объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность» (там же).
В отечественной социологии также нет единства в определении понятия «общество». В целом ряде учебников и учебных пособий по социологии вообще отсутствует определение категории «общество», нет и соответствующих разделов (лекций), раскрывающих содержание понятий.
Общество – это исторически сложившаяся социальная система, включающая объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, способное поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей и обладающее высокой степенью автономности и саморегуляции. Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей.
Источник: Волков ЮГ., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1998.
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, т.е. преимущественно закономерности функционирования культуры (социология культуры рядом исследователей отождествляется с социальной культурологией).
К основным функциям культуры можно отнести следующие:
1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.
2. Практически-
3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.
4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».
5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.
В реальной жизни функций культуры гораздо больше. Они не проявляются порознь.
В целом же культура, по выражению Н. Смелзера, осуществляет в жизни людей в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет их генетически запрограммированное поведение.
Культура
организует общественную жизнь,
Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей.
Источники: Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге “Россия и Европа” (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы – “историко-культурные типы”, или цивилизации. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя – средневековая – современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотя западная, или иными словами, германо-романская цивилизация – лишь одна из многих, процветавших в истории. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации – отдельные историко-культурные типы (египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую); 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь “этнографический материал”, используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень “этнографического материала” – пассивной, распыленной популяции.