Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ОТветы социология.docx

— 83.58 Кб (Скачать файл)

1. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество, его становление, развитие, изменение и функционирование, через интересы и потребности составляющих её социальных групп, которые его составляют. имеет 3 уровня сознания: Фундаментальный- исследование соц. сисием; Теории ср. уровня – исследование актуальных проблем; прикладные исследования. Функции социологии. Познавательная, Прогностическая. Управленческая. Ценностно-ориентирующая человека. Мировоззренческая. Уровни социологического знания.

 

2. Общество развиваеться по определённым законам, разделённым на 3 группы: 1. общие филосовские (законы диалектики, товарно-денежные отношения); 2. социальные (соц. статика, соц. динамика, соц. дифференциация);  3. специфические – действуют на определённых исторических этапах и в конкретных обществах ( законы социализации, соц. мобильности).  Спецеф. законы 5 подгрупп:    1. фиксирующие соотношения соц. явлений (влияние маргинальной культуры, наличие аномий в обществе). 2. законы устанавливающие тенденции вероятностей. 3. функциональные. 4 Причинно-следственных связей. 5. утверждающие возможность связей между соц. явлениями. Понятийно- категориальный аппарат: - универсальные термины объясняющие соц. действительность. Основным термином явл: СОЦИАЛЬНОЕ - результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов. Соц. действие - действие индивида с ориентацией на других людей. Соц. взаимодействие – поведение индивида или группы отражающих характер взаимоотношения. Соц. отношение – устойчие связи между индивидами. Соц группа – объединение индивидов для совместной деятельности. Соц. статус , социализация – приобщение человека к обществу.   

3. Социология для сбора научной информации использует 3 грппы методов. 1. Общенаучные: Анализ и синтез, дедукция и индукция, Метод моделирования, Логические, Исторические, Математические. 2. Методы сбора информации: Анализ документов, Опрос,Наблюдение, Соц. эксперимент. 3. методы анализа соц. информ: Кодирование информации, обобщение, интерпритация – перевод численных величин в логические формы, выявление количественных зависимостей.  выполняет достаточно широкие функции: Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. описательная – исследует соц. реальность. гносеологическая – теоретико-познавательная. Прогностическая функция. - на основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в различных сферах. Управленческая функция - напрямую связана с управ-й деятельностью. мировоззренческая – формирует целостное представление о состоянии общества. эверестическая.  В класицеской срц: теоретико-позновательная, практично-политическая, идейно-воспитательная. А.Н.Елсуков считает 4 осн. функции — гносеологическую, прогностическую, праксеологическую, идеологическую.

 

4. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется «n» разных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Соц-я имеет большое значение для др. наук, так как она дает научно обоснованную теорию об общ-ве и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы. важна связь с историей - широко используются исторические данные. Большую роль играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер. с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

 

5.   Социологическая мысль постоянно осмысливала сущность обществаю. Античн. философ. – общ-во=государство; Средневек – дано богом; Новое вр. – договор человека с богом. Генезис понятия общества: К. Маркс – живой организм саморегул и зависящий от действия подсистем. М. Вебер – взаимодействие людей как продукт соц. деятельности. Дюргейн – сверх индивидуальная реальность основанная на коллективном представлении. 3 периода: 1. 18-нач20 – индустриальное.  20-60 гг 20в – промышленный зрелый развиты капитализм, оьщ-во массовой культуры. 70-90в – постиндустриальное, информационное.  Общество – совокупность всех форм и способов взаимодействия людей сложившихся исторически и имеющих общую территорию, общ. ценности. и хар. идентичностью. Признаки общ. – территория, универсальность – связана с разнообразным характером ж.д. Автономность – способность внутренней саморегуляции,  интегрированнность. По шузу: наличие собственного названия, заключение браков между гражданами, увеличение народонаселения, существование во времени, наличие единой системы соц. культ. ценностей. Структура общ-ва:  Биосфера – все природные ресурсы. Техносфера – система произв и распр. Социосфера – все соц. институты. Инфосфера – все коммуникации. Психосфера – межличн. общение. ИЛИ 1. статусно-ролевые позиции, 2. Соц институты,3. Соц ценности. Причины возникновения общ-ва: а) природная – труд создал человека. б) теологическая – бог создал человека. в) космическая инопл манипулируют в собственных целях.

 

6. Типология обществ. Класификация выделяет наиболее важные признаки отличающие общества. Марксистская : выделяет пять типологий обществ – первообщ., рабовлад, феодальное, капиталистическое…   Технократическая – а) доиндустриальное - охотников  и собирателей; земледельческие и скотоводческие общества; традиционные  государства,  или  традиционные цивилизации(появление письменности; возникновение  городов  как  центров  управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности. б) индустриальноеобщество, возникшее в результате  промышленной  революции и производящей  товары  на  огромный  массовый рынок базировалось  на крупной машинной индустрии, использующей все новые виды энергии. в) постиндустриальное – информац. технологии. на  первый  план  выходит  не производство  товаров (как  в  индустриальном),  а  такие сферы,  как  торговля,  финансы,  страхование,  транспорт, коммунальное  хозяйство,  здравоохранение,  образование  и т.д. Историческая типология -  раннее, современное.  Политическая – а) авторитарное, б.) тоталитарная, в) демократическая. а) б) – закрытое общество.

 

7. Признаки современного общества: информационный технический базис; знания являются основой благосостояния общества; ведущая отрасль – сервис; массовый класс – служащие, управленцы; принцип управления – согласование; социальная структура – функциональная; политический режим – непосредственная демократия, самоуправление; идеология – гуманизм;  религия – мелкие конфессии. Нынешнее «современное общество» – гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой «современности». Центральна роль – теоретические знания. Растёт класс носителей знаний. Переход от произв. товаров к производству услуг. Меняется характер труда, женщине предоставляются шансы для карьеры. происходят изменения в соц. культуре, появляются СИТУСЫ – новые произв. един. Проявляется неравенство и ограниченность благ. Необходима модернизация экономики. К власти прийдём мелитократия – власть достойных (без стартового родительского капитала).  Особенности Укр. общества. Становление государственности происходит в условии трансформации. Грубые ошибки власти привели к экономическому кризису, и обострению соц. проблем, а так же аномии – распада системных ценностей. общество постонно находится в условиях постоянного тоталитарного синдрома и идёт к социал. кризису .Низкое развитие общества.

 

8. Рост промышленности и резкий е скачёр вызвал приток людей в города. Возникновение общих интересов у рабочих объединило их в рабочий класс. Ускоренное развитие общества отражало изменения в жизни одного поколения. Резко начало увеличиваться население Европы а) в течении 12 веков население =180 млн. б) с 1800-1914 население возросло до 460 млн.  Интенсивность жизни народа породила нестабильность и потребовала новых концепций  будущего. Становление экономики как науки подчинило процессы производства, распределения и потребления эконом. закон. Увеличение товарооборота стран Европы связанное с новыми географическми открытиями производство товаров по низким ценам и дешвой раб. силы. Накопился такой массив научной информации требующий интеграф. толкований в результате чего появилась новая наука Социология.

 

 

 

9. О. Конт. Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки, французский учёный и философ.  Выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры не могут сами по себе развиваться. Необходимо как минимум наличие воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предш. поколений. Человек может играть малую роль в обществе,  лишь как социальный субъект. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Конт называл свою философию и социологию позитивными. Открыл «великий основной закон инт. эволюции человека» -  позн. деят. людей и в целом их общ. сознание прошли стадии своего развития:  На теологической человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Доминирует религиозная мифология. На метафизической, чел. с., по Конту, больше оперирует, понятиями, отраж. реальные процессы внешнего мира. На позитивной стадии, чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

  Главное  влияние на разв. общ. оказывает  интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. В учении о соц. динам. Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нём каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

 

10. ДЮРг.еЙН 1. ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Постепенно Э. Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе «Метод социологии».

Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических  взглядов, стал так называемый «социологизм», который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность этого направления  заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический  реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость  и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью  природной среды и реальностью  внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Э. Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это «реальность, существующая сама по себе ». Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое. Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенной исходной позиции: признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также в использовании социологических методов для объяснения этого бытия. Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире (социологизация), провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая. Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности – физической, биологической, психолог.

 

10. Эмиль Дюркгейм (1858–1917) творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины, ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. основатель французской социологической школы, считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. С его точки зрения, каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются общим правилам и нормам – «коллективному сознанию». По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Социальные факты Дюркгейм подразделял на морфологические (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.) и духовные (коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное сознание). Социальные факты нужно исследовать объективными методами, т. е. следовать принципам естественных (позитивных) наук.Дюркгейм обосновал идею солидарности обществ. Существует два типа солидарности: механическая, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ и функций, и органическая, которая характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

11. «Понимающая социология» Вебера С именем Макса Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.  Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Здесь высказывается идея экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"