Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
24. Девиантное поведение (отклоняющееся) – действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Четыре типа девиации (по Роберту Мертону): 1) инновация – согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество); 2) ритуализм – отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения; 3) ретретизм (или бегство от действительности) – отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания); 4) бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм). Согласно Мертону, девиация возникает в результате аномии – разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Стадии девиации: 1) первичная девиация – начальное действие правонарушения; 2) вторичная девиация – принятие девиантной идентичности. Теории девиантного поведения Биологические теории (Ломброзо, Шелдон): некоторые люди имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение. Психоаналитические теории: девиантное поведение – следствие утраты сознательного контроля над подсознательными импульсами. Социологические (культурные) теории: индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Интеракционизм (Танненбаум, Беккер, Лемерт): девиантное поведение – результат негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.
25. Соц тип личности. Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей. Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе. Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. . Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический - стремление к познанию; 2)экономический - поиск полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический - стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный - стремление к общению, в том числе к любви; 5)политический - воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный - поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления.
26. Социология труда. понятие о социолизации труда. Занимает особое место среди наук о труде. Имеет большое значение в подготовке мэнеджеров, инженеров, экономистов. Её основателями стали Конт, Дюркгейн, Вэбер. Особую актуальность она преобретает в переходе к рыночной экономике. Цель СТИУ 1. помоч студентам овладеть методами изучения соц трудовых отношений на производстве. 2. приобрести знание о факторах соц. резервов производства. 3. Использовать полученные знания для усиления эффективности производства. Предмет изучения: социально-трудовые отношения и процессы, произв. соц институты, организации в сфере труда, закономерности, методы и средства направл. на коллектив. Объект: труд как соц. значимое выражение (создал человека), процесс реализации и воспр. способностей, знаний и ум. личности. Труд – целенапр. деятельность людей направленная на создание мат и дух благ. Сущность труда – способ освоения природы; способ развития личности; формирование стр. общ-ва. отношение к труду – индивид. и обществ ценность. Категории соц. труда: Процесс труда – целесообр деятельность и средства которыми чел. влияет на труд. Организация – формы способы и порядок соединения живого и предметного труда. Условия труда – совокупность соц. эк. и санит-гигиен условий влияющих на работоспос. и здоровъе людей. Содержание – цель, стимулы труда, мотивы. Трудовой коллектив – добров. объединение, для совместных действий ради достижения общ- полезной цели. СТИУ – это отрасль социологии изучающая труд, трудовую деятельность и поведение людей как спец. подсистему. Прадмет СТИУ изучает 5 составл: соц слои, институты, труд. отношения, труд процессы, управление ими. Признаки трудового коллектива: целевое назначение, иерархичность, внутриорганизац. контроль, систему соц. позицый. кооперация усилий. Стадии формирования трудвого коллектива – адаптация, сотрудничество, соперничество. Соц функции управл. коллективом: 1. формирование оптимальных условий труда, 2. созд. услов. для соблюдения соц. и полит. прав. и удовлетворения потенциальных и духовных благ. 3. воспитание и развитие соц. значимых качеств работника. 4. исследования состояния трудовых отношений в коллективе. 5 поиск постоянных резервов, оптимальное развитие труд. коллектива. Методологические аспекты решения проблем: разработка, принятия и реализации упр. решений; использование разнообразной информации; реализация опр. методов и стилей.
27. Связ СТИУ с другими науками. Стиу связана как с социологическими науками так и с другими: Экономическая социология, социология профессий, социология менеджмента, социология личности, социол. занятости.. гуманитарные: трудовое право, эк. труда, статистика труда, эк. теория, демография, охрана труда. Экономическая социология исследует социальный механизм функционирования и развития экономикиОсновная задача экономической социологии заключается в изучении социально-экономического положения, интересов, поведения разных социальных прослоек и групп в сфере экономки, Социология организации изучает иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную структуру организации, в том числе и трудовых коллективов, личностные и безличностные факторы организации труда. Социология управления изучает «социологическую надстройку» в менеджменте, социологические законы, которые действуют через личности и социальные группы, которые вступают в трудовые отношения. Социология профессий изучает возникновение и развитие различных профессий, престижность, смену престижности профессий в традиционных и современных обществах, трудовые преимущества. Социология инженерного труда изучает ИТП как специфическую социальную группу, особенности ее способа жизни и сознания, ее потребности и интересы. Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека. Выводы этой науки используются при разработке режимов труда и отдыха, проектировании рабочих мест, совершенств. условий труда и его нормировании. Эргономика является научной основой проектирования человеко-машинных систем, в том числе станков, пультов управления, инстр, транспортных средств Наука о безоп. труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельн..
28. Соц труда и менеджмент. Мэнеджмент всё более активизируется в современном общ-ве. Основные положения научного мен. разработал инженер Тейлор. а) ориентирует на новые технологии управления. б) внедрил новые обязанности для менеджеров. Менеджмент – специфический соц. институт влияющий на предпринимательскую деятельность и более значимый в рыночной экономике. Это научная дисциплина, совокупность людей занятых управлением, своеобразное искусство управления людьми. СТИУ изучает общие тенденции соц. трудовых отношений и процессов. СТИУ является социологической основой менеджмента и изучает проблемы производства соединяя в себе экономич, социолог, правовые организационные и политические подходы. В отличии от менедж. она рассматривает не только пробл. управления производством но и методологические аспекты в сфере труда. Соц. трудовые отношения – отн складывающиеся между людьми на производстве. Занятость – деят. человека связанная с удовлетворением потребностей явл. источником дохода. Безработица – соц явление связанное с низкими темпами экономики и увеличение раб. силы.
29. Социальные изменения. Спенсер, Бенкер. В отечественной социологии рассматривались редко. Социальные изменения – процесс возникновения новых соц. явлений и структур характерных в разных системах и подсистемах. Соц. изм. фиксируют: уровень межличностных отношений, уровень социальных институтов, больших и малых соц. групп. Типология соц. изменений: революционные, эволюционные, долгосрочные соц. изменения, насильственные, осмысленные неосмысленны. изменения на уровне опред групп или организаций. П сферам общ. жизни: научно-технические, индустриально-технологич, соц экономические, социокультурные… По направлениям: однонаправленные, цикличные. Социокульт – изменение в мировоззрении системы ценностей, менталитете, религии, влекут за собой изменения в обществе в целом. Индустр-технологич – затрагивают мат. производства, к ним относятся : стадии эк. роста, теории пост. индустр. общества. Соц-экономические – изменения базируются на теории Марксизма. Социальные изменения связаны с открытиями и новациями. Модернизация – связана с переходом общества от бедности к благополучию.
30. Социальные движения. Важными историческими соц. изменениями являются соц. движения – Социальное движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами Факторы влияющие на участие в соц. движении: личная неопределённость, маргинальность, изменение соц статуса, утрата связей, изоляция. Соц движ. могут: Нагнитать обстановку, быть инструментом в чьих-то руках, быть высокодинамич, стабильными, не иметь своей организации. Стадии соц. движ: Возникновение, объединение, формализация, распад. Экспресивное движение возникает при прибывании людей в рамках ограниченной соц. системы. Возникают чаще среди молодёжи(рокеры, хиппи…). Типы соц. движ: (экспрессивные, утопические, реформистские, революционные). Виды соц: (елигиозные, эмигрантские, молодёжные, политичские, экологические). Стремяться создать совершенное чел. общ-во. реформистск – изменить общ или его культуру, револ. – развивают в атмосфере неудовл. Общ. движения направлены на систему развития или сдерживания общ. процессов и зависят от мировых регион, и научн. процессов состояния общества.
31. Социальные процессы – последовательное изменение в социальных системах и подсистемах. Основные черты: связь с субьектом, функционирование в разных формах жизни. Задача социологии оценить социальные процессы. выявить проблемы и противоречия в развитии общества. Анализируя соц. процесс нужно учитывать стадии, фазы и этапы развития. Соц проц. походят этапы: кооперация, адаптация, конфликты. Формы соц. процессов: приспособл. сотрудничество (противоречия доходят до угрозы жизни. Таким образом о развитии общ-ва свидетельствуют новые элементы культуры в виде новых ценно.
32. Социальная организация – система социальных групп и отношений между ними. По А. И. Пригожину, социальная организация – это группа людей, совместно и координированно реализующая общую цель. Признаки социальной организации: 1) наличие целей; 2) конкретное воплощение отношений общественной власти; 3) совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей; 4) правила, регулирующие отношения между ролями; 5) формализация значительной части целей, задач и отношений. Функции социальной организации: 1) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; 2) упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.
Типы организационных форм: 1) деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач); 2) общественные союзы (объединения граждан, созданные для защиты общих интересов и достижения общих целей); 3) промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).
33. Соц. сущность культуры значение термина культуры: в переводе озн. обработка, возделывание, культивирование. Впервые употреблён в Др риме. Учёные насчитали очень большое кол-во значений культуры. Изучается многими науками: Философия, антропология, культурология. Культура – система коллективно разделяемых ценностей. Каждое поколение создает свою суперкультуру. Культура – важный механизм помогает регулирование взаимод. людей. Задача социологии – выявить культурные универсалии – найболее общие и характерные черты. Д. Мендер выявил 60 культ. универсалей : язык, мода, спорт, обычаи, религия, обряды,нац кухня, этикет, гигиена, музыка… Основное внимания социологигии культуре уделяется как символической, ценностной и нормативной системам. Социологический анализ осуществили: Коган, Волков, Вэбер. Законом. развития культ: приемственность, зависимость от условий жизни, неравномерность развития. К. категории: функции культуры, культурные универсалии, инфраструктура, субкультура. Функции культуры: нормативно-регулятивная, гносиологическая, гуманитарная, ценностно-регулятивная.
33 (2) Социология культуры как отрасль социологического знания В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует социальный опыт: программы деятельности, поведения и общения людей. Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей. Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры– прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура– система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. Социальные функции культуры: 1) адаптационная: способствует социализации индивидов; 2) смыслополагающая: придает смысл человеческому существованию; 3) функция легитимации: поддерживает социальный порядок; 4) интеграционная: объединяет людей, 5) функция идентификации: формирует представление человека о самом себе; 6) функция социального изменения: изобретения и новации; 7) регуляторная: регулирует поведение индивидов в обществе. Элементы культуры: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения).
34. Структурные элементы культуры – Социология в понятии культура выделяют:: политическую, экономическую, правовую, экологическую. По содержанию деятельности: материальная, духовная. По условиям: а) суперкультура – культ конкретного общества. б) субкультура – культура конкретной соц. группы. в) контр. культура – культура девиантных групп. За счёт своей упрощённости и некоторого примитивизма. Основные элементы : нормы ценностей, образцы поведения, менталитет, ценностные ориентации. Элементы культуры: 1. язык – построенная определенным образом знаковая система, служащая для объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции; 2. ценности – объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов; 3. нормы – средство регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом. В масштабе отдельного общества различают элитарную, народную и массовую культуру.Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, которые в силу своей исключительности доступны в основном узкому кругу людей (элите). Народная культура создается анонимными творцами. Ее существование практически неотделимо от повседневной жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) – это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.