Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
12. С точки зрения марксистской социологии общество предстаёт прежде всего как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д. Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Идеологические отношения складываются сознательно К. Маркс основатель теории конфликта.1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т. е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т. е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.
13. Особенности развития американской. В начале 20 в. центр развития социологии переместился из Зап. Европы в Америку: а) установились тоталитаоные режимы в Зап. Европе. б) Сильная миграция учёных США. В США создавались благоприятные условия: финансирование соц . использовались по схеме 50Х50. Рання институлизация способствовала а) открытию университетов б) свободе действия социологоы. Практическая социология носила имперический характер. Многие социальные болезни лечила социология ( приступность, пьянство..) Большую роль играл Хоторинский эксперимент. (Провели ииследования на предприятиях и по каждому расписали рекомендации спустя 2-3 года США стали мировой крупной державой).
14. Социологическая мысль в Украине Социологическая мысль зарождается в 80-е годы XIX века в Женевском кружке украинских ученых. М. Драгоманов значительное внимание уделял возможности возникновения независимого украинского государства. Он предлагал решить национальный вопрос с помощью демократизации общества, путем формирования всенародного земского представительства. Полагая социологию важной наукой, он предлагал в качестве основного метода познания сравнительный метод исследований. Общество имееет основными механизмами разв. демократию и национальные основы, позволяющие следовать за прогрессом. При этом каждая нация имеет свой путь развития, а национальность человека ни в коей мере не может быть причиной его дискриминации или тем более насилия. Михаил Грушевский уделял внимание иссл. в разных отраслях, в числе которых можно назвать и социологию. в 1921 году он открывает в Вене первый Украинский социологический институт. В котором проводилась образовательная, научная и издательская деятельность. Особенностью восприятия общества Грушевским было восприятие его через призму исторического развития, что можно назвать генетической социологией. Анализируя украинское общество, он предложил свое видение его эволюции. Вячеслав Липинский . Его взгляды на общество основываются на анализе типов государственного устройства. В качестве таковых он выделил классократию, демократию и охлократию. Классократия, представляя собой строй, основанный на объединении людей, связанных одной общественной функцией, наиболее рациональна. Идеальным типом общества для Укрю он полагал наличие правовой трудовой монархии. А главным консолидирующим фактором должен стать территориальный патриотизм – солидарность всех постоянно проживающих в государстве граждан вне зависимости от их конфессиональной, этнической или классовой принадлежности.
15.Понятие соц.структуры. Факторы структуриющие человечество явилась сама природа разделив нас на пол, возвраст, расы. Аналогичное деление происходит и в обществе разделив людей на классы, слои по таким признакам как: доход, образование, власть. Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей».Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает: 1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости; 2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий; 3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру; 4) динамичный контроль за поведением элементов. Соц структура формируется по признакам: классовым, национальным, половым, возрастным, профессиональным. Виды: соц. классовые, соц. профессиональные, соц территориальные, соц этноческие. Общество состоит из различных соц. сообществ которые занимают различные места в системе соц. неравенства, связаны полит, культурными, экон. отношениями. Соц сообщество- объединения людей которые возникают и формируются на основе культ. ист. самобытности, родственных связей а также стадий жизни. Соц отношения – органично связанные соц. общности составляющие соц. структуру.
16. Социальные институты и их типы. Социальный институт (лат. institutum – установление, учреждение) – устойчивый комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности. Соблюдение этих норм обеспечивается механизмами принуждения, в качестве которых могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Виды социальных институтов: 1. реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений; 2. регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля); 3. культурные – связанные с идеологией, религией, искусством и т. д.; 4. интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого. Функции социальных институтов: 1. регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2. обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3. обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4. осуществляют социальный контроль. Формальные – действуют на основе законов, правовых актов. б) неформальные – не имеют законодат и правовой базы (соседство, дружба).
17. Теория соц. стратификации и соц мобильности. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость. Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п. Стратификация общества чревата социальными конфликтами Критерии соц неравенства – доход, власть, образование, престиж. Сорокин выделял 3 типа стр: экономическая политическая, профессиональная. Теорию разработали К. Девис и У. Мур. Социологи выделили 4 формы. Рабство. касты, сословия, классы. (для откр. общ.) Социальная мобильность – социальные перемещения личности или социальной группы, переход от одной социальной позиции к другой. Два типа социальной мобильности: 1) горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой в пределах одного социального слоя; 2) вертикальная – переход индивида из одного социального слоя в другой. Вертикальное перемещение осуществляется двумя способами: 1) инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, 2) создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Вертикальная мобильность может быть восходящей или нисходящей – в зависимости от того, повышается или понижается статус индивида. Скорость социальной мобильности – число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Характерист: быстрота, интенсивность. совок. индэкс.
18. Соц структура соврем. Укр. общества – Для характеристи разных соц. структур употребл. понятия СЛАБОЕ и СИЛЬНОе. Сильное – 1. Стабильная и мощная соц. структура. 2. низкая дифференциация прибыли. 3. Высокая индивидуальная мобильность. Устоявшаяся шкала призтижных профессий Сильное повыш. благосостояния народа. Слабое – нестабильн. соц структура 2. высокая диф. низкая инд. моб. нет идейной шкалы пристижа. Обеднение. Соц структура украины: 1. Идёт процесс демократизации и либерализации соц. структуры. 2. за короткий ист. период сформировался класс богатых ((за счёт соединения капитала с властью). 3. Наличие двух структур. старой и новой. В результате появляется разобщенность общ. а так же пёстрость соц. струт. Негативно влияет идент. по эконом. призн. высокие траты на питание (б 60% в месяц) низкий уровень жизни, слабый средний класс. 65% бедных, 15% ср. класс, 10% богат. Негативно влияет маргинализация населения. Маргиналы – люди которые оторвались от одного уровня культ. и не присвоились к другому (иммигранты..) В стране ожидается приход к власти МЕлитократии – власть достойных. – отс. стартового капитала, - высокие интел. деловые кач-ва. выс. уров. культуры.
19.Понятие о Социол. личности. Социология личности. – самостоятельная отрасль объектом и предметом кторой является человек – личность.
Это объект научн. исследований для учёных: Кули, Томас, Фрйлд, Головаха, Андрущенко и других. Основные проблемы социологии личности. Зависимость развития личности от окружающей среды и условий ж.д. К оц. чертам личности социол. относят: 1. соц. статус и соц. роль 2. чувства, мысли и убеждения. 3. общий уровень образования и культуры. 4. соц черты личности 5. профессиональные задатки и умения 6. Идентификация с группой. Личность как субъект характеризуется: соосмыслением себя, системой ценностей, потребностями, мотивацией, соц. установками. Л. как объект: соц. индификацией – осмысление собственной пренадлежности к опред. соц группе. Личность - совокупность социально-значимых черт собенностей сформированных обществом.
20. человек, индивид, личность. В социологии используется широкий понятийный аппарат для того что бы объяснить сложный феномен человека. Наиболее широким понятием является ЧЕЛОВЕК - биосоц. существо, высщее звено развития жизни организмов в процессе эволюции. В социогенезе человек рассматриваеться с позиции взаимодействия с другими людьми другой соц системой. Индивид – конкретный человек из группы. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность – соц. характеристика чел-ка раскрываемая через комплекс признаков которые преобретаються в обществе. Вывод. при анализе понятия можно обратиться к Лисовской триаде: общее- человек, единичное – индивид, особен.-личность.
20.(2) Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
Личность занимает определенное
положение в системе
21. Структура личности состоит из 4 подсистем. 1. направленность личности. - потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);- мотивы поведения;- цели человека;- ценностные ориентации;- иные установки человека;- интересы личности; - убеждения; - идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением.2. жизненный опыт личности. - умения; - навыки; - привычки; Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов. - чувства;- восприятие; - мышление; - память; - воля.Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. Биологические свойства: - строение тела; - патологические свойства в строении тела; - темперамент (тип нервной системы); - половые и возрастные свойства. 2ая структура: Соц статус – это место или позиция в общественной иерархии в социуме. (доходы, власть образование) Соц. роль. – характеристика статуса, ожидаемое поведение от индивида. Самыми основными критериями личности явл его потребности. (маслоу) . Теоретические основы структуры личности разработаны учёными: З. Фрейд, Д. Мид. представители символического интеракционизма.
22. Соц статусы, соц. роли. понятия используються для анализа включенности индивида в соц. жизнь. Соц статус – место отражающее набор конкретных действий и ролей. (мы имеем много статусов – дочь, мать, член правкома, студент..) Статусный набор – это совокупность всех статусов. Все статусы разделяют на: ПРИПИсанные – их получают независимо от желания. и приобретённые – достигаються собственными способностями и усилиями индивида. Все соц статусы делат: ОБЩественные – место человека в обществе как представителя определённой соц группы. ЛИЧНЫЕ – место индивида в малой группе (мать, жена, дочь.) С соц. статусом связаны соц. роли – модель поведения ожидаемая от индивида и его действия в рамках определённых прав, привелегий.. Социальным ролям человек обучается в процессе социолизации. Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.
23. Социализация – Процесс вхождения индивида в социум, а так же передачи и усвоения культурных норм и соц. ролей. Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст). осуществляется в 2х формах; а) адаптация – пассивное приспособл к окружающей среде. б) интериолизация – активная деят и взаимод с окр. средой. Агенты социализации — это люди, группы, организации, которые осуществляют (целенаправленно или нет) процесс социализации. Главным агентом социализации является семья. образовательные и дошкольные учреждения. группы сверстников, средства массовой информации.