Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ОТветы социология.docx

— 83.58 Кб (Скачать файл)

 

12. С точки зрения марксистской социологии общество предстаёт прежде всего как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д. Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Идеологические отношения складываются сознательно К. Маркс основатель теории конфликта.1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т. е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т. е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

13. Особенности развития американской. В начале 20 в. центр развития социологии переместился из Зап. Европы в Америку: а) установились тоталитаоные режимы в Зап. Европе. б) Сильная миграция учёных США. В США создавались благоприятные условия: финансирование соц . использовались по схеме 50Х50. Рання институлизация способствовала а) открытию университетов б) свободе действия социологоы. Практическая социология носила имперический характер. Многие социальные болезни лечила социология ( приступность, пьянство..) Большую роль играл Хоторинский эксперимент. (Провели ииследования на предприятиях и по каждому расписали рекомендации спустя 2-3 года США стали мировой крупной державой).

14. Социологическая мысль в Украине  Социологическая мысль зарождается в 80-е годы XIX века в Женевском кружке украинских ученых. М. Драгоманов значительное внимание уделял возможности возникновения независимого украинского государства. Он предлагал решить национальный вопрос с помощью демократизации общества, путем формирования всенародного земского представительства. Полагая социологию важной наукой, он предлагал в качестве основного метода познания сравнительный метод исследований. Общество имееет основными механизмами разв. демократию и национальные основы, позволяющие следовать за прогрессом. При этом каждая нация имеет свой путь развития, а национальность человека ни в коей мере не может быть причиной его дискриминации или тем более насилия. Михаил Грушевский   уделял внимание иссл. в разных отраслях, в числе которых можно назвать и социологию. в 1921 году он открывает в Вене первый Украинский социологический институт. В котором проводилась образовательная, научная и издательская деятельность. Особенностью восприятия общества Грушевским было восприятие его через призму исторического развития, что можно назвать генетической социологией. Анализируя украинское общество, он предложил свое видение его эволюции. Вячеслав Липинский . Его взгляды на общество основываются на анализе типов государственного устройства. В качестве таковых он выделил классократию, демократию и охлократию. Классократия, представляя собой строй, основанный на объединении людей, связанных одной общественной функцией, наиболее рациональна. Идеальным типом общества для Укрю он полагал наличие правовой трудовой монархии. А главным консолидирующим фактором должен стать территориальный патриотизм – солидарность всех постоянно проживающих в государстве граждан вне зависимости от их конфессиональной, этнической или классовой принадлежности.

15.Понятие соц.структуры. Факторы структуриющие человечество явилась сама природа разделив нас на пол, возвраст, расы. Аналогичное деление происходит и в обществе разделив людей на классы, слои по таким признакам как: доход, образование, власть. Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей».Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает: 1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости; 2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;  3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру;  4) динамичный контроль за поведением элементов. Соц структура формируется по признакам: классовым, национальным, половым, возрастным, профессиональным.  Виды: соц. классовые, соц. профессиональные, соц территориальные, соц этноческие. Общество состоит из различных соц. сообществ которые занимают различные места в системе соц. неравенства, связаны полит, культурными, экон. отношениями. Соц сообщество- объединения людей которые возникают и формируются на основе культ. ист. самобытности, родственных связей а также стадий жизни. Соц отношения – органично связанные соц. общности составляющие соц. структуру.  

 

16. Социальные институты и их типы. Социальный институт (лат. institutum – установление, учреждение) – устойчивый комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности. Соблюдение этих норм обеспечивается механизмами принуждения, в качестве которых могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Виды социальных институтов: 1. реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений; 2. регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля); 3. культурные – связанные с идеологией, религией, искусством и т. д.; 4. интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого. Функции социальных институтов: 1. регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2. обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3. обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4. осуществляют социальный контроль. Формальные – действуют на основе законов, правовых актов. б) неформальные – не имеют законодат и правовой базы (соседство, дружба).

 

17. Теория соц. стратификации и соц мобильности. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость. Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.  Стратификация общества чревата социальными конфликтами Критерии соц неравенства – доход, власть, образование, престиж. Сорокин выделял 3 типа стр:  экономическая политическая, профессиональная. Теорию разработали К. Девис и У. Мур. Социологи выделили 4 формы. Рабство. касты, сословия, классы. (для откр. общ.)  Социальная мобильность – социальные перемещения личности или социальной группы, переход от одной социальной позиции к другой. Два типа социальной мобильности: 1) горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой в пределах одного социального слоя; 2) вертикальная – переход индивида из одного социального слоя в другой.  Вертикальное перемещение осуществляется двумя способами: 1) инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, 2) создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Вертикальная мобильность может быть восходящей или нисходящей – в зависимости от того, повышается или понижается статус индивида. Скорость социальной мобильности – число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Характерист: быстрота, интенсивность. совок. индэкс.

 

18. Соц структура соврем. Укр. общества – Для характеристи разных соц. структур употребл. понятия СЛАБОЕ и СИЛЬНОе. Сильное – 1. Стабильная и мощная соц. структура. 2. низкая дифференциация прибыли. 3. Высокая индивидуальная мобильность. Устоявшаяся шкала призтижных профессий Сильное повыш. благосостояния народа. Слабое – нестабильн. соц структура 2. высокая диф. низкая инд. моб. нет идейной шкалы пристижа. Обеднение. Соц структура украины: 1. Идёт процесс демократизации и либерализации соц. структуры. 2. за короткий ист. период сформировался класс богатых ((за счёт соединения капитала с властью). 3. Наличие двух структур. старой и новой. В результате появляется разобщенность общ. а так же пёстрость соц. струт. Негативно влияет идент. по эконом. призн. высокие траты на питание (б 60% в месяц) низкий уровень жизни, слабый средний класс.  65% бедных, 15% ср. класс, 10% богат. Негативно влияет маргинализация населения. Маргиналы – люди которые оторвались от одного уровня культ. и не присвоились к другому (иммигранты..) В стране ожидается приход к власти МЕлитократии – власть достойных. – отс. стартового капитала, - высокие интел. деловые кач-ва. выс. уров. культуры.

 

19.Понятие о Социол. личности. Социология личности. – самостоятельная отрасль объектом и предметом кторой является человек – личность.

Это объект научн. исследований для  учёных: Кули, Томас, Фрйлд, Головаха, Андрущенко и других. Основные проблемы социологии личности. Зависимость развития личности от окружающей среды и условий  ж.д. К оц. чертам личности социол. относят: 1. соц. статус и соц. роль 2. чувства, мысли и убеждения. 3. общий уровень  образования и культуры. 4. соц  черты личности 5. профессиональные задатки и умения 6. Идентификация  с группой.  Личность как субъект характеризуется: соосмыслением себя, системой ценностей, потребностями, мотивацией, соц. установками. Л. как объект: соц. индификацией – осмысление собственной пренадлежности к опред. соц группе. Личность - совокупность социально-значимых черт собенностей сформированных обществом.

20. человек, индивид, личность. В социологии используется широкий понятийный аппарат для того что бы объяснить сложный феномен человека. Наиболее широким понятием является ЧЕЛОВЕК -  биосоц. существо, высщее звено развития жизни организмов в процессе эволюции. В социогенезе человек рассматриваеться с позиции взаимодействия с другими людьми другой соц системой. Индивид – конкретный человек из группы. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность – соц. характеристика чел-ка раскрываемая через комплекс признаков которые преобретаються в обществе. Вывод. при анализе понятия можно обратиться к Лисовской триаде: общее- человек, единичное – индивид, особен.-личность.

20.(2) Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному  классу, социальному слою, группе. В  соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли. В социологии наиболее известны следующие теории личности. Теория зеркального «Я» Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект. Психоаналитические теории (З. Фрейд).Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное – ид ; 2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

21. Структура личности состоит из 4 подсистем. 1. направленность личности. - потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);- мотивы поведения;- цели человека;- ценностные ориентации;- иные установки человека;- интересы личности; - убеждения; - идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением.2. жизненный опыт личности. - умения; - навыки; - привычки; Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов. - чувства;- восприятие; - мышление; - память; - воля.Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. Биологические свойства:  - строение тела; - патологические свойства в строении тела; - темперамент (тип нервной системы); - половые и возрастные свойства. 2ая структура: Соц статус – это место или позиция в общественной иерархии в социуме. (доходы, власть образование) Соц. роль. – характеристика статуса, ожидаемое поведение от индивида. Самыми основными критериями личности явл его потребности. (маслоу) . Теоретические основы структуры личности разработаны учёными: З. Фрейд, Д. Мид. представители символического интеракционизма.

22. Соц статусы, соц. роли. понятия используються для анализа включенности индивида в соц. жизнь. Соц статус – место отражающее набор конкретных действий и ролей. (мы имеем много статусов – дочь, мать, член правкома, студент..) Статусный набор – это совокупность всех статусов. Все статусы разделяют на: ПРИПИсанные – их получают независимо от желания. и приобретённые – достигаються собственными способностями и усилиями индивида. Все соц статусы делат: ОБЩественные – место человека в обществе как представителя определённой соц группы. ЛИЧНЫЕ – место индивида в малой группе (мать, жена, дочь.) С соц. статусом связаны соц. роли – модель поведения ожидаемая от индивида  и его действия в рамках определённых прав, привелегий.. Социальным ролям человек обучается в процессе социолизации. Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

 

23. Социализация – Процесс вхождения индивида в социум, а так же передачи и усвоения культурных норм и соц. ролей.  Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).  осуществляется в 2х формах; а) адаптация – пассивное приспособл к окружающей среде. б) интериолизация – активная деят и взаимод с окр. средой. Агенты социализации — это люди, группы, организации, которые осуществляют (целенаправленно или нет)  процесс социализации.  Главным агентом социализации  является семья. образовательные  и  дошкольные  учреждения. группы сверстников, средства массовой информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"