Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка
Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.
Учитывая значение здоровья в системе ценностей и приоритетов совр. чела, серьезность тех ограничений, к-ые накладывает дефицит здоровья на соц. функционирование инд-ов и групп, становится очевидным, какое большое место занимают вопросы поддержания, возвращения здоровья), адаптации инд-ов, утративших здоровье, к нормальному существованию.
Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе
Социальная политика и соц работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ и конкретизированных в законах Р Ф и др нормативно-правовых актах. Конституция наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст. 7 Конституции, согласно которой Р Ф провозглашается социальным государством. Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, соблюдать принцип справедливости.
Выражением социального равенства личности, ее общественного положения является правовой статус — это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Р Ф равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии. Правовой статус проявляется посредством равных для всех граждан прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами. Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы. Правовой статус гражданина Р Ф предусматривает: личные права и свободы;
политические права и свободы; социально-экономические права и свободы человека и гражданина; основные обязанности граждан. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения всеми гражданами своих обязанностей (уважение прав и свобод, забота о детях и родителях, соблюдение законов).
Законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. Льготы — это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Н-р, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству. Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения. Закон Р Ф «Об основах социального обслуживания населения в РФ (1995 г.). –это деятельность соц служб по соц поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, Конституция как Основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.
Гендерные
отношения в современном
В чел. кул-ре исторически сложилась бинарная оппозиция «М-Ж»
Общество состоит из женщин и мужчин, занимающих в нем разное место. Это место зависит от уровня цивилизации общества.
Без изучения проблем пола невозможно комплексное исследование человека, демографических изменений и их причин. Такие науки, как медицина, психология, педагогика и др., занимаются тендерными исследованиями. А в социальной науке проблема пола стоит на первом месте.
Уже в древности сознанию многих народов свой-но противопоставление М и Ж, причем Ж предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем М, уровня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Н-р, русские— «Курица не птица — баба не чел». Однако осн. фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образ-я мир-х религий. К этому времени жен. труд утрачивает былое общ-ое значение, сохраняя только инд-ый и семейно-групповой смысл. Можно упомянуть и о древнерусской традиции, европейском раннем средневековье, когда Ж являлась «предикатом» М. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в инд-ой соц. идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая традиция», когда женщину не идентиф-ют как ч-ка, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжается вплоть до XX в. в виде дискрим-ых теорий пола. Общ-ые жен. движения, нач-еся в к.18в., в 20в. в опред-ой степени изменили соц-ую и кул-ую картину традиционно «мужского мира». Феминизм как научное и общ-но-полит-ое течение предложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и сущ-ия различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных подходов. В 20в. в общ-ой практике неравенство рассмат-ся как часть сложившейся социокул-ой системы . Неравенство находит отражение прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответ-сть за работу оплачивается неравно: труд Ж оплачивается ниже. Система неравной стоимости труда с особой остротой поставила проблему жен. профес-ой дея-ти. При этом в зависимости от эк-ой стратегии гос-ва Ж либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «дом-му очагу», освободив рабочие места для М. Сексизм, или дискриминация Ж, пронизывает общ-ое сознание очень глубинно. О дискриминации по полоролевому стереотипу можно говорить и в тех случаях, когда ж-а вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на произв-ве или в учр-ии. В СМИ и лит-ре Ж, придается меньшая общ-ая ценность, чем М, хотя очевидно, что их психол-ая и соц. нагрузка в жизни все возрастает. Т.о, сексизм или дискриминацию Ж можно рассматривать как опред-ую систему, при к-ой полоролевая социализация, полоролевые стереотипы могут яв. факторами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущение и мировосприятие.
Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.Технология (с греч.-искусство, мастерство, умение + учение)- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.Виды соц.технологий:С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. Одной из разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).Региональные изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных её изменений.Локальные применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.Технологии можно классифицировать и по степени новизны.Инновационные социальные технологии – это методы и приёмы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоёмкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.Информационные – представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические – предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические – изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации, осуществления политической деятельности.Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы.Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы.Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:— динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.К основным технологиям СР относятся: соц. диагностика, соц. проектирование, соц. прогнозирование, соц. консультирование, соц.терапия, соц.реабилитация, соц.адаптацияи частные технологические процедуры (частные технологии)
Направления, уровни, формы и методы социальной работы.СР наз-ся дея-сть,направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней,не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях жить.Теоретические работы и практический опыт,накопленный в России и за рубежом,выявили целый ряд направлений(видов) соц.работы с перечисленными и другими группами населения: соц.контроль и соц.профилактика, соц.терапия и соц.реабилитация,соц.помощь и защита, соц.страхование и соц.обслуживание в сфере быта,соц.попечительство и соц.посредничество и др. Эти виды СР и явл-ся основными её направлениями, главными технологиями. Они очень тесно связаны между собой,но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.Под соц.защитой можно понимать систему мероприятий,осуществляемых общ-вом и его разл-ми стр-рами,по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования чела.Соц.поддержка- спец.меры,направленные на поддержание условий,достаточных для существования “слабых” соц.групп,отдельных семей,личностей,испытывающих нужду в процессе своей жизнедея-сти и деятельного существования.Соц.помощь- система соц.мер в виде содействия,поддержки и услуг,оказываемых отдельным лицам или группам населения соц.службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей,поддержания их соц.статуса и полноценной жизнедея-сти,адаптации в общ-ве.Соц.реабилитация – процесс восстановления осн-х соц.функций личности,общ-го института,соц.группы,их соц.роли как субъекта осн-х сфер жизни общ-ва. Соц. обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях. Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодальной и социальной политикой государства, управлением социальнойзащитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании.Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения,
так и их адаптации
к особенностям тех или иных субъектов
страны, что имеет важное значение
в России, характеризующейся разнообразие
Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
На рубеже 19-20 веков во многих гос-вах и США возникла соц. работа как вид проф.деят.,которая развивалась на ряду с благотворительными органами причем в разных странах соц. раб.развивалась по разному. В конце 19 века сформировались 2 модели соц раб: европейская и американская, которые имели свои особенности обусловленные историческим, экономическим и пол.условиями. Идеей американских соц. раб.имели решающее значение для становление соц. работы в других странах. К концу 19 века в США наметились две основные тенденции в соц. работе.
1. система благотворительности, которая осуществляло американсоея благотворительное общество. 2. работа в сегменте (квартал, община) – объединение по территориальному принципу на основе религиозной и сословной общности. В те годы появляются богатые, бедные и негретянские кварталы и соц. раб. Нужно было осуществлять целенаправленную помощь. Система соц. помощи в сегменте связана в первую очередь с деятельностью Джейн Адамс, которая с 1889 целенаправленно работала с сетлментами. В полной мере становления соц. служб происходит на 2 этапе развития соц. раб. 1900 и 1920, когда начали складываться основные методы соц. работы. Индивид. Раб. И работа в общинах. Индивидуальная работа – оказание помощи клиенту, который нах. В данное время в ТЖС.
В 1917 г. М. Ричмонд издает «Соц. диагнозы» где бедность рассматривается как болезнь, клиент как соц. больной, деятельность соц. работника сводилась к соц. врачеванию. Мед. Модель включает: 1. сбор фактов;2 соц. Диагноз; 3. соц. терапия.
Особенностью развития соц. раб в США являлось то, что сами соц. раб.боролись за узаконивание соц. работы как области деятельности относящ.к системе высшего образования. В августе 1878 г. в Великобритании утвержден устав благотворительной христианской организации «Армия Спасения». В 1950 г. -60 г. осущ. Лицензирование курса «Соц. раб». В 1971 г. издается закон о соц. службах в Университетах, появляются фак. Соц. раб. Особенность: обучение в небольших сем. Группах по 4-10 чел. Часто в индивид.порядке. В наст. время французская модель ср – разветвленная сеть оказания помощи различным слоям нас. Особенность соц. раб. в Германии заключается в том, что до 2 мир. Войны это была чисто женская проф. Начало обучения соц. раб.положено Жанет Шверин, которая открыла в 1893 г. группы девушек и женщин для соц. помощи и заботы. В германии создан проект «город как школа – Берлин», основная идея – замена абстрактной учебы в классах практическим опытом учащихся в реальных условиях. Ученики отправляются из школ в город, где они объединяются по спец. индивид. программе и интегрируются в организацию учреждения города. Земская система имела разветвленную сеть услуг. Патранаж осущ. Земские врачи, учителя, священники совместно с полицией. К концу 19 века складывается сельское волостное призрение. Главные формы общ. призрения были натуральные пособия (хлеб, зерно, соль). Общинная или родственное призрение, помещение в приюты, помощь в полевых работах. Приходская благотворительность выражалась в мат.виде.(одежда продукты, дешевая обувь, мед. И просветительской деятельности – хорошее просвещение, обучение детей и взрослых в воскресных школах). Появились следующие формы патронажа - кормление на дому матерью, отдача на вскармливание, воспитание и обучение материнству, содержание в семье школьников, отдача в услужение, дневные убежища и ясли. Для взрослых открывались ремесленные классы, а для детей заброшенных и преступных – земледельческие колонии. Большое влияние оказал Фрейд. Он создал систему бессознательного и являлся основателем психоанализа.
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"