Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка

Описание работы

Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по технологии соцю работы.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

В центрах социального  обслуживания отрабатываются, и применяются технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума. Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации. В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь. Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных пожилых граждан ценам.

Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки. Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества

Технология  социальной работы с инвалидами.

Инвалид —лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций  организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Государство обеспечивает социальную защищенность инвалидов, создает им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих гос-х программах, предоставления соц помощи. Социальное обслуживание включает в себя совокупность соц услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга. Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление гос гарантий в сфере соц обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении соц услуг; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; -социальное обслуживание на дому; - полустационарное соц. обслуживание обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений соц обслуживания; -стационарное соц обслуживание в стационарных учреждениях соц обслуживания (домах-интернатах);- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в соц поддержке;- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем соц помощи и соц обслуживания. Реабилитация - комплексная система гос, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и др мероприятий. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.  Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности. По отношению к взрослым проводятся мероприятия, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. Социально-экономическая реабилитация —обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, денежное обеспечение путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности и т.п. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом. реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение — в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Технология  соц. работы с безработными

Технологии СР - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый».

Безработица имеет  исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую..

В связи с  переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу. Центры занятости решают следующие основные задачи: сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда; консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; профессиональная ориентация всех групп населения; выплата пособий по временной не занятости; консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы; В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ— содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка. Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

Информационная  консультация предоставляет клиенту  подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное  консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует  — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных  успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Тех. соц. работы на предприятии.

Одной из серьезнейших проблем, порожденных в процессе реформирования российской экономики, является банкротство предприятий, осложнение социально-трудовых отношений. Большое количество работоспособных и профессионально подготовленных специалистов оказываются в непривычных для себя условиях социально-психологической неопределенности.

Имеющие хорошее  образование и опыт специалисты (особенно молодые) нередко с трудом находят работу, соответствующую их способностям. Огромный личностный и профессиональный потенциал значительной части населения остается невостребованным обществом.

Усталость от затянувшегося  кризиса, блокада жизненно важных целей, неуверенность в завтрашнем дне лишают молодежь психологической устойчивости, снижают волевые импульсы, способствуют развитию личностной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности.

Это актуализирует  вопросы активизации социальной работы в производственной сфере, разработки различных вариантов ее осуществления применительно к трудящимся той или иной группы предприятий, учреждений.

СР должна быть максимально конкретной, личностно ориентированной и отражающей специфику той производственной сферы, в которой человек трудится.

Организация отношений  между людьми в производственном социуме, влияние как на общение в самой молодежной среде, так и на отношения молодых производственников с людьми старших поколений, с администрацией предприятия, а также на микроклимат в семьях и их ближайшем окружении является основным полем функциональной деятельности социальных работников.

Создание комфортного  климата на самом предприятии  благоприятно влияет и на содержание свободного времяпрепровождения трудящихся и их семей. Педагогически целесообразная организация деятельности людей в этой микросреде дает возможность чередовать виды и формы деятельности, снимает усталость и повышенные нагрузки на человеческий организм, эмоциональные и психологические стрессы, способствует духовному обогащению досуга молодых рабочих. Все это в свою очередь позитивно влияет на производственный процесс.

Разумеется, на конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы социальной поддержки трудящихся, особенно молодежи.

Главное - создание необходимых социальных условий, которые бы обеспечивали успех личности в разнообразной деятельности и общении. Осуществление именно этих задач предполагает создание целесообразной системы социальной защиты работающих на предприятии, поддержки каждой конкретной личности. Это возможно лишь при полноценном включении в этот процесс всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям данного общества и в определенной мере опережающей ее развитие.

Основные направления  социальной работы с различными группами трудящихся: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют, как минимум, на двух уровнях социальной работы:

целевой защиты наиболее нуждающихся и социально 
уязвимых категорий молодежи, различных "групп риска";

социальной работы со всеми группами трудящихся с 
целью профилактики конфликтных и проблемных ситуаций.

В рамках действующих  набирает силу комплексная социальная служба для трудящихся, обеспеченная профессионально подготовленными кадрами специалистов — социальных педагогов и социальных работников. Наряду с директором предприятия непосредственную ответственность за развитие такой службы осуществляет его заместитель по социальным вопросам.

 

Технология  посредничества в социальной работе.

Специалисты социальных служб  в процессе своей деятельности устанавливают  и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить. Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа: определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения; оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим  учреждением. Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов: 1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом. 2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент. 3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться. 4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте. 5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"