Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технологии социальной работы".

Файлы: 1 файл

1.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

Направления (уровни): 1) индивид – общество (макросреда, макроуровень) – адаптация личности и соц. слоев к особенностям соц.-эк., полит., дух. и культ. развития общества; 2) индивид – соц. группа (микросреда, микроуровень) – адаптация личности или нестыковка ее интересов с интересами соц. гр. (семья, учебный коллектив, производственный коллектив); 3) индивид – индивид (внутри личностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, и ее оценки с позиции др. индивидуумов.

Стадии СА: начальная стадия – индивид не признает ценностей новой соц. среды, придерживаясь прежней сис­. Вторая стадия – стадия терпимости, индивид и новая соц. среда проявляют взаимную терпимость к сис. ценностей др. др. Третья стадия – аккомодация(приспособление), здесь происходит признание и принятие индивидом основных ценностей новой соц. среды при одновременном признании ценностей и потребностей индивида новой соц. средой. На последней стадии, стадии ассимиляции, (уподобление) происходит полное совпадение сис. ценностей индивида и среды.

Рассматривая СА как процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям соц. среды, следует отметить, что характер приспособления она будет носить тем более, чем менее выражено в индивиде личностное начало. Задача работников соц. служб содействовать в адаптации индивида, в том числе через формирование его активной жизненной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Сущ-ть и сод-ие технологии соц. реабилитации

Соц.реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление чел. в правах, соц. статусе, улучшении его здоровья, дееспособности. Цель – изменение соц. сферы, условий жизнедеятельности, нарушенные или ограниченные.

Факторы, к-рые обуславливают потребность субъекта в соц.-реаб. мерах:1.Объективные, т.е. соц-но или прир-но обусловленные:- возрастные изменения; - природные, техногенные или экологические катастрофы;- тяжёлые заболевания или травмы;- соц. катастрофы (эк. кризис, вооружённый конфликт,рост нац. напряжённости и т.п.).

2.Субъективные или личностно обусловленные:- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);- девиантные формы поведения и др.

     Под воздействием этих и им подобных факторов, чел. или гр., во-первых, оттесняются на периферию соц. жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса явл.:  - разрушение привычной сис. соц. связей и отношений;- утрата привычного соц. статуса; - разрушение привычной сис.соц. ориентации субъекта;- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения.

     Средствам СР: - здравоохранения;- образования;- проф. подготовки и переподготовки;- СМИ;- организации и учреждения псих. поддержки, помощи и коррекции;- общ-ые и негос. организации, работающие в сфере решения специфических соц. и личностных проблем.

       Основные цели СР:. Во-первых, восстановление соц. статуса, соц. позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня соц., мат. и дух. независимости.  в-третьих, повышение уровня соц.адаптации субъекта к новым условиям жизне деятельности. Основной целью процесса СР явл. развитие в чел. стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

Принципы: этапность, дифференцированность, компетентность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся.

Направления СР: мед.-соц., проф.-трудовой, соц.-псих., соц.-ролевой, соц.-бытовой, соц.-правовой.

Основные виды: 1.Соц.-мед. - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у чел. новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

     2.Соц.-псих. - повышения уровня психического и псих. здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации псих. коррекции, поддержки и помощи.

3.Соц.-пед. – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (доп. или инд-ные занятия, организация спец.классов)       4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные чел. трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Соц.-средовая – направлена на восстановление у чел. чувства соц. значимости внутри новой для него соц. среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство чел.с основными характеристиками среды, в к-ой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Соц. терапия и методы ее осуществления

СТ – процедура ТСР. по оказанию воздействия на соц. поведение граждан и на определенную соц. ситуацию, явление. СТ направлена на продолжительное и существенное воздействие на соц.объект с целью его соц. оздоровления. Это сис. профессионального воздействия на состояние, поведение, психику одного лица или группы лиц с целью их соц. и псих. оздоровления, устранение устойчивых нарушений в соц. функционировании

СТ - тесно связана с психотерапией, в к-рой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.

Модели психотерапии: психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функциональной сис. организма в сфере психических и соматических функций (мед. модель психотерапии); как метод, приводящий в действие процесс научения (псих. модель психотерапии); как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (соц. модель); как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии).

Выделяют такие направления СТ, как терапия соц. отклонений, соц. терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности. В зависимости от к-ва соц. объектов, на к-рый направлено терапевтическое воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии. В зависимости от различия характера терапевтического воздействия выделяют: метод личностно-ориентированный (реконструктивной) терапии; методы суггестивной, ориентированные на эффект внушения и изменение устойчивых характеристик психической жизни чел.; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.

Методы личностно-ориентированной - психотерапевтическая беседа; разговорная терапия, терапия физической культуры, сказкотерапия, библиотерапия, эстетотерапия, смехотерапия, гештальттерапия. Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. К числу суггестивных методов терапии относятся: метод аутогенной тренировки; метод активной релаксации; метод медитации; плацеботерапии (имитация лекарственного воздействия), внушение в состоянии гипнотического сна. Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения соц. объекта отличают поведенческие методы психотерапии. Они включают: метод систематической десенсибилизации, метод оперативного обслуживания. В первом случае путем ограничения влияния действий раздражителей специалисты добиваются устранения страхов. Второй метод сориентирован на изменение поведения с помощью стимулирующего воздействия.

В практической с.р. используются некоторые методы групповой терапии, к ним относятся метод групповой дискуссии, ролевая игра, проективный рисунок, психогимнастика. Многие методы СТ должны применяться в соц. практике дозировано. Предпочтение должно отдаваться тем, которые уже хорошо зарекомендовали себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

12.Соц. профилактика: особенности и м. проведения.

Профилактика (предохранительный) – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нор. состояния, порядка. СП – это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на соц. объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.

Принципы: законности, демократизма, гуманного обращения с гражданами,  индивидуального подхода, конфиденциальности полученной информации,

Направления П. : П. девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности, П. семейного неблагополучия и насилия, П. безработицы и др.

Объектами П. могут быть как отдельные лица, семьи, гр. населения, так и все об-тво. Субъекты П- соц. службы  непосредственно осуществляющие профилактическую работу, а также органы власти различных уровней, разрабатывающие комплекс профилактических мероприятий и создающие условия для их реализации. .

Цели СП:-выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблемы;

-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от сис. соц. стандартов и ном в деятельности и поведении чел. или гр.;

-предотвращение возможных псих., соц. и др. коллизий у чел. или гр.;

-сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

-содействие чел. или гр. в достижениии поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей

Основных стадии СП:

1.Стадия предупреждения – принятие мер, формирующих у чел. социально приемлемую сис. ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, к-ые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.

2.Стадия предотвращения –меры недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребенка правилам поведения на дороге,  снижается риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.

3.Стадия пресечения – используя соц. приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, к-рые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи напрвленна существенная в любом обществе сис. законодательных, мор.-нрав., пед., адм. и др. санкций, карающих за совершение определенных действий или не допускающих их повторения.

Виды профилактики:

1. Первичная П. - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения недопустимых отклонений от сис. соц. стандартов и норм в деятельности и поведении чел. или гр..

2. Вторичная П. - комплекс мероприятий, направленных на работу с людьми группы риска и меры недопускающие возникновение ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.

3. Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу, по выходу из, уже сложившейся у клиента, трудной жизненной ситуации или по не допусщению ее повторения

Наибольшая эффективность профилактических мероприятий достигается за счет комплексного подхода в деле устранения и/или нейтрализации негативных факторов. П. как ТСР. основывается на специфических методах: профилактическая информационно-консультационная беседа; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, соц. среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др.

Регулярное проведение общепрофилактических мероприятий позволяет предупреждать появление негативных тенденций в общественной жизни, минимизировать действие неблагоприятных факторов на общество, ориентировать население на модели поведения, не нарушающие нормы действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Социального обеспечения

СО - форма распределения, гарантирующая гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца; сис. мат. обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в др. установленных законодательством случаях; совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами гос-ва, местного самоуправления, организациями, - с др., по поводу предоставления гражданам за счет спец. фондов, бюджетных средств мед. помощи, пенсий, пособий и др. видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов СО и перераспределению части гос. бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения доп. расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным соц. значимым причинам.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"