Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технологии социальной работы".
22.Технологии с.р. в сфере образования | |
СР в сис. образования распространяется на:— дошкольное воспитание ; — работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.); — воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); — формы, содержание и методы обучения взрослых (проф. обучение и образование, с.р. на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.); — соц.-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по под держке семьи); —соц. работа в школе. Два типа школьных проблем в процессе обучения: экзогенные (внешние) – условия в к-ых растет и развивается ребенок, эк. условия, пед. факторы; эндогенные (внутренние) – отклонения в физ.развитии ребенка, нарушение его здоровья. Методы: анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей; —осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями и др. специалистами; — оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и гр. учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами, родительскими комитетами и родительскими собраниями. Функции Соц. службы в школе :- выступает поручителем, обеспечивающим соц. гарантии каждому члену школьного коллектива;- создает условия для безопасной, комфортной здоровой творческой жизни учащихся;— оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; — налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;— организует соц.-псих. и прав. консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;— организует работу школьного телефона доверия. Принципы: многофункциональность, объективность, коммуникативность, интеграция, оперативность, автономность, репрезентативность, адаптация. Основные направления работы: соц., пед. и псих. диагностика детей, соц.-псих. поддержка трудного ребенка и его семьи; соц. коррекция недостатков ребенка; соц. контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье; соц. адаптация и псих.-пед. реабилитация в семье и школе. Школьная псих. служба. Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика (консультации, помощь в учебном процессе). Проф. ориентация, проф. подготовка, проф. ориентированные занятия и практика. Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление. |
23.Основы медико-социальной работы
МСП — это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно- ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры соц. характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.
МСП.- проф. деятельности мед., псих.-пед. и соц.-прав. характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Цель МСП — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физ. и псих. патологией, а также неблагополучных в соц.плане. Объекты МСП — различные контингенты лиц, имеющих выраженные мед. .и соц. проблемы (длительно и часто болеющие, соц. дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и соц. семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.). Особенность МСП состоит в том что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и соц. защиты населения.
Специальные функции МСП: медико-ориентированные, соц.-ориентированные и интегративные.
Медико-ориентированные функции: • уход за больными; • оказание мед.-соц. помощи семье • мед.-соц. патронаж ; • оказание мед.-соц. помощи хроническим больным; организация помощи умирающим; предупреждение рецидивов основного заболевания (вторичная и третичная профилактика); • санитарно-гигиеническое просвещение; соц.-ориентирванные функции: • обеспечение соц. защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания мед.-соц. помощи;• представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в мед.-соц. помощи; содействие в предупреждении общественно опасных действий;• оформление опеки и попечительства;• участие в проведении соц.-гигиенического мониторинга; •участие в создании реабилитационной соц.-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения; • обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания; • информирование клиентов о льготах, пособиях и др.видах соц. защиты; • содействие клиентам в решении соц.-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат; • семейное консультирование и семейная психокоррекция; • психотерапия, психическая саморегуляция;• коммуникативный тренинг, тренинг соц. навыков и др.; интегративные функции: • комплексная оценка соц. статуса клиента; • формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;• планирование семьи;• проведение мед.-соц. экспертизы; • проведение с. р. в психиатрии, наркологии, онкологии и др. областях клинической медицины; • содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;• соц.-прав. консультирование; • участие в разработке комплексных программ мед.-соц. помощи нуждающимся гр.населения на разных уровнях.
МСР можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую(пато-болезнь)
МСР, имеющая профилактическую направленность, — предупреждение соц. зависимых нарушений соматического, псих. и репродуктивного здоровья; формирование установок на ЗОЖ; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ МСП на различных уровнях; соц. администрирование; обеспечение соц. защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
МСР, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию мед.-соц. помощи; проведение мед.- соц. экспертизы; осуществление мед., соц. и проф. реабилитации инвалидов; проведение с.р. в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции псих. статуса клиента; создание реабилитационной соц.-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
МСР в наркологии МСР в онкологии МСР в планировании семьи
24.ТСР в пенитенциарных учреждениях. | |
Пенитенциарное учреждение – спец. учреждение, предназначенное для выполнения функции наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Нормативно-правовая база УК РФ, исправительно-трудовой кодекс, Всеобщая Декларация Прав чел. правил внутреннего распорядка в СИЗО. В УК указываются три цели наказания:— восстановление соц. справедливости;—исправление осужденного;— предупреждение совершения новых преступлений. В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав чел. Соц. работники призваны выступать против жестокого или унижающего чел-ое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения сан.-гиг. условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д. Задачи ПР:- исследования сис. исправления и возможность ее совершенствования в условиях пен. уч.; - Исследования форм и м. воспитательной работы; - Исследования соц-пед. значения условного наказания как метод воздействия на личность; - Исследования действительности пен.уч; - Разработка и обоснования путей совершенствования, адаптации бывших осужденных после освобождения, соц. проблем предупреждения рецедива; - Изучение отеч. и зарубежного опыта. Субъекты – сотрудники исправительных учреждений. Объекты – лица, нарушившие закон и осужденные судом. Этапы работы: 1. Подготовительный этап (диагностика, цели и задачи работы); особенности взаимодействия с осужденными; методика реализаций технологий перевоспитания каждого осужденного 2. Этап непосредственной реализации (помощь в адаптации в новых для осужденных условий; индивидуальный подход к каждому: учет срока, количества осужденных, его негативных и позитивных воспитательных возможностей, опыта администрации и воспитателей). Возникают проблемы: представление самообеспечением, восстановление связи с близкими людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство. 3. Заключительный этап (оценка действенности всей работы с человеком, выводы о том, что определяет перспективы рецедивности бывшего осужденного.) Направления:1 Правовое вос-ие (формирование правосознания); 2. Нравственное вос-ие (форм-ие гражданина); 3. Трудовое вос-ние (закрепление у осужденных труд. умений и навыков); 4. Физ. и сан.-гиг. 5.Режим как средство перевоспитания осужденных; 6. Получение проф. образования.7. Соц. терапия; 8. Консультации. М-ды: м., способствующие формированию положительных потребностей, м. коррекции (поощрение, критики). Формы: пед. взаимодействия и воздействия, пед. процесса. Соц. работник в пен. учреждении призван также содействовать соц.-прав. защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование соц. развития учреждения в целом. Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели сознательного лечения, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента. Правозащитная деятельность соц. работников в сис. пен.уч. в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы СО и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации. В определенных случаях законом предусмотрено участие соц. работника в судебном разбирательстве. В суде соц. работник, как правило, выступает в роли адвоката или защитника интересов клиентов, чаще всего н\л, инвалидов или пожилых людей. |
25.ТСР. с военнослужащими и их семьями.. | |
ОсСоц. проблемы военнослужащих: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и соц. положением жены военнослужащего. . Цель СР -- восстановить физ. и псих. силы воен-щих, скорректировать их личностные установки. Задачи — соблюдение всех прав и льгот, обеспечение нормальных соц.-бытовых условий; соц. контроль в воинских коллективах; создание доверительных взаимоотношений между солдатами; применять суровые санкции за каждый случаи насилия; консультировать по поводу конкретных ситуации и конфликтов; защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. Соц. работник сообщает военнослужащим и их семьям о наличии льгот и оказывает помощь в их получении; оказание адресной соц. помощи, а также срочная соц. помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме. Оказание жене военнослужащего содействие в трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, псих. поддержку. Соц.-пед. помощь детям воен-щих, проведение пед. коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранении воспитательных дефектов, соц. реадаптации детей и подростков через сис. военно-спортивных лагерей, клубов и кружков. Функции СР — развитие соц. коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов. М.: конфликтологические процедуры, технологии посредничества, м. гр. терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление псих. совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов; соц.-эк. работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Развитие спец. сис. сем-ого консультирования и сем-ой терапии, обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям. Кул.-досуговая деятельность предоставляет возможность не только восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы.
|
26.С.р. с бедными и малоимущими.
Бедность – это закономерное следствие соц.- эк. развития и соц. жизни.- не возможности удовлетворить свои потребности. Виды (уровень дохода): абсолютная бедность - эк. состояние субъекта, при к-ром имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны гос-ва и общества; относительная бедность - мат. и имущественное положение субъекта, при к-ром имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами др. людей или гр. (субъективная оценкой чел. своего мат. Положения).
Ещё одним основанием – явл. то, как чел. использует имеющиеся в его распоряжении средства: первичная и вторичная. Первичная бедность – это нехватка средств для удовлетворения основных нужд и потребностей субъекта при оптимальном использовании имеющихся средств. Вторичная – это невозможность для субъекта удовлетворить свои основные потребности в силу неразумной и нерациональной траты имеющихся в его распоряжении средств ..
Принципы соц. поддержки бедных: -конкретность и адресность; -своевременность и достоверность необходимой информации о соц. и мат. положении различных соц. гр.;- опора на собственные силы, создание в обществе условий самостоятельно обеспечить себя; равенство интересов всех гр. населения.
Осн. направлениями с.р. с бедными: соц. поддержка и соц. помощь. Соц. поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей чел. или гр. по изменению своего мат. и имущественного положения. Соц. помощь – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить мат. проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций.
Основными видами с.р. с бедными.: - мат.-эк. помощь (пособия, разовые выплаты); - соц.-бытовая помощь (льготы и компенсации по ЖКУ); - коммуникативно-псих. помощь (псих. конс-ние); - проф.-трудовая помощь (проф. переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"