Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технологии социальной работы".
31.Технологии с.р. с семьей. | |
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая гр., члены к-рой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйств, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению др. к др. Формы гос. помощи семьям: 1. Денежные выплаты семье на детей, в связи с их рождением, содержанием, воспитанием; 2. Трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и др. льготы родителям и детям; 3. СО семьи. СО семьи и детей – соц. помощь и поддержка членов семьи, попавших в ТЖС, оказание им комплекса соц. услуг и осуществление их соц. адаптации и реабилитации, к-ми занимаются следующие организации: 1. центр соц. помощи семье и детям, имеющие отделы соц. реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, подразделений по оказанию практической помощи; служба экстренной психологической помощи, юридические консультации, службы знакомств социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми; 2. центр псих.-пед. помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать псих. культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; 3. служба экстренной псих. помощи по телефону («телефон доверия»), задача к-ой — снизить псих. дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи; 4. Соц.-реабилитационный центр для н/л, осуществляющий соц. и мед.-псих. помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Центр включает в себя службу экстренной соц. помощи, мед.-псих. диагностики и коррекции, соц. реабилитации, адаптации детей и подростков, службу соц.-прав. защиты и юридической помощи; 5. соц. приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, мед.-псих. помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. 6. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, к-рый осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в гос. учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет); 7. реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях соц. адаптации ребенка. Виды соц. услуг: 1. Соц.-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь (принятие и реализация вещей, содействие в трудоустройстве, посещение культурно-досуговых организаций, организация летнего отдыха, благотворительных обедов, выделение денежных средств, средств санитарии и гигиены, технических средств реабилитации детей-инвалидов); 2.Соц.-правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в предоставлении соц. выплат, участие в правовом просвещение, в правовой защите личностных интересов детей); 3. Соц.-реабилитационные (соц. патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение, составление индивидуальных коррекционных программ); 4. Психологические услуги (психопрофилактика и психогигиена, психодиагностика, психотерапия, семейное псих. консультирование, проведение тренингов, коррекция поведения, организация посреднических услуг, проф. ориентация, организация деятельности групп взаимоподдержки); 5. Педагогические услуги (защита интересов детей, консультативная помощь родителям, коррекционная помощь детям с различными нарушениями, помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов, обучение родителей приему, организации деятельности детей); 6. Социально-медицинские услуги (консультирование по планированию семьи, воспитанию ЗОЖ, содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами, патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физич. Или умственными возможностями, патронаж беременных женщин и кормящих матерей). Методы соц.-псих., соц.-пед., соц.-эк. и др.
|
32. Т.с.р. с лицами, склонными к употреблению ПАВ
Потребление алкоголя, наркотиков, др. ПАВ — системное биопсихо-социальное явление, соц., мед., эк., криминальные последствия к-ого влияют на общественное благосостояние. Проблемы, связанных с употреблением ПАВ, целесообразно вычленять те из них, к-рые формируются на доклиническом, преклиническом и клиническом уровнях, и те, которые являются вторичными, производными от той или иной наркологической патологии. Это важно в плане определения направленности и содержания отдельных технологий СР, дифференциации ее специфических видов, ориентированных на различные контингенты и гр. населения.
СР с различными группами пациентов:
Гр. повышенного риска развития наркологических заболеваний (наличие клинической и субклинической патологии, развитию наркологических заболеваний, а также наследственной отягощенностыо). СР: профилактика неблагоприятного развития и декомпенсации соматического и психического статуса, выявление принадлежности к группе риска, контакт с клиентами, убеждение клиента отказаться от употребления ПАВ, психокоррекционная работа, включающая групповой и индивидуальный тренинг соц. и коммуникативных навыков и приемов саморегуляции, вовлечение в благополучную соц. микросреду.
Гр., особенностями к-рой явл. Мед. проблемы, связанные с личностной реакцией на длительную или острую психотравмирующую ситуацию. (Члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение). СР: целенаправленная профилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации псих. и соматического статуса у членов его семьи и его ближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии соц. проблем (коммуникативный тренинг, соц.-псих. тренинг, техника самоконтроля, семейная психотерапия, оценка соц. статуса семьи в целом и отдельных ее членов, выявление потенциальных проблем, приобщение к соц. благополучному кругу общения и др.)
Группа длительно и часто болеющих пациентов наркологического профиля характерны мед. проблемы, обусловленные тяжестью основного заболевания, его осложнениями и последствиями; возможна одновременно зависимость от нескольких ПАВ. СР: содействие в обеспечении лечения, решении проблем определения трудоспособности и инвалидности, семейное консультирование и семенная психотерапия, выявление потенциальных проблем и их предупреждение, содействии включению в работу терапевтических сообществ.
Работая с гр. больных наркологического профиля специалисты учитывают тяжесть наркологических расстройств, часто сопровождающихся сопутствующими личностными и псих. отклонениями, антисоц. установками; анализирует соц. дезадаптацию в одной или нескольких фазах соц. функционирования, криминальный анамнез, прохождение принудительного лечения в прошлом и актуальные правовые проблемы. Особенности СР с этой гр. клиентов — выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации (терапевтические сообщества, гр. взаимопомощи), содействие в решении мат. проблем больного (проф. обучение и трудоустройство), юридическое консультирование.
Технологии мед.-соц. работы с наркологическими больными предусматривают; профилактические, лечебные и специализированные программы. Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и наркотиков, а также прсдупреждение отклоняющегося поведения. Объекты —дети и подростки и те группы, в к-ых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик. Лечебные программы предусматривают раннее выявление и направление на лечение больных с той иди иной наркологической проблематикой. Специилизирован
33.Т.с.р. с лицами, испытавшими насилие
Насилие – преступление в отношении человека, его унижение, нарушение его права на свободу, личную неприкосновенность, сохранение здоровья. По данным Всемирной конференции ООН по правам человека 1993г. 54% - всех убийств совершенны внутри семьи, а в 90% из этих преступлений жертвами стали женщины и дети. Внутрисемейное насилие определяется как поведение, осуществляемое с намерением причинить боль/вред членам семьи или совместно проживающему лицу, имеющее характерную особенность – регулярный характер, иногда непрерывный, на протяжении длительного периода времени.
Существуют 3 основных подхода объясняющие возникновение агрессии в семье:
- уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчиков;- микроуровень семейной среды;- макросоциум.
Основными направлениями в процессе противодействия насилию в семье следует считать: финансовое обеспечение, реформирование законодательства, повсеместную поддержку общественным организациям, просветительские, образовательные, исследовательские инициативы, совершенствования сферы предоставления услуг пострадавших от насилия в семье.
Виды насилия:
1. Физическое – нанесение физического ущерба, причинение боли;
2. Сексуальное -- половой контакт вопреки желанию (навязанные сек-ные прикосновения, изнасилование);
3. Псих. – различные приемы, к-ые подрывают веру в себя: оскорбление, грубость, угрозы, проявление ревности;
4. Экономическое – моральное давление, угроза лишения финансовой поддержки.
Общие для всех учреждений стратегия СР с жертвами насилия на примере детей:
1.Информация (сигнал) о фактах или отдельном случае насилия
2. Обследование ребенка специалистами по СР и психологами
3. Установление патроната
4. Согласование деятельности различных специалистов по преодолению посттравматического стресса
5. Реализация рекомендаций консилиума, индивидуальный и семейный патронаж, коррекционная работа с родителями
6. Проведение оценок эффективности соц. патронажа (динамическая, срезовая, итоговая).
Виды услуг:
1. мат. (предоставление одежды и продуктов питания соц. магазином);
2.псих.-пед. (консультирование, тестирование, тренинги, терапия, соц. патронаж,);
3. юридические (консультации по различным правовым вопросам).
4. посредническая помощь
34.ТСР с безработными
Безработица на сегодняшний день – реальная угроза благополучию современного рос. общества. В чрезвычайно трудных условиях в России происходит движение к рынку труда, уходит в прошлое «полная занятость».. Безработица - такая совокупность общественных отношений, при к-ой часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва.
Служба занятости на сегодняшний день – фактически единственное «средство» борьбы с безработицей. СЗ в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми МОТ, и соответствующими законами и нормативными актами РФ: Конституцией РФ, Законом «О занятости населения в РФ» и т.д.
СР в СЗ:1)СЗ анализирует, прогнозирует спрос и предложение на раб. силу, информирует о состоянии рынка труда. Ведет счет свободных раб. мест и граждан, к-ые обращаются по вопросам трудоустройства. ЦЗ информируют обращающихся трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения раб. силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Оказывают помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. 2)СЗ организует проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оплачивает проф. подготовку граждан, трудоустройство к-х требует получения новой профессии, устанавливает им на период обучения стипендии. 3)СЗ осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособия по безработице, разрабатывает программы обеспечения занятости и мероприятия по соц. защищенности различных гр.населения. 4)СЗ имеет право запрашивать у предприятий информацию о предлагаемых структурных изменениях и др. мероприятиях, в результате к-х может произойти высвобождение работников, а также о потребности в раб. силе, количестве принятых и уволенных работников; направлять работодателям при наличии потребности в раб. силе, граждан, обратившихся в службу занятости для трудоустройства. 5)СЗ разрабатывают и вносят на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателей минимального кол-ва спец. Раб. мест для граждан, испыты вающих затруднения в трудоустройстве. По доверенности предприятий и СЗ заключают договоры с гражданами о трудоустройстве, выдают им пособия при переезде на новое место жительство и работы. СЗ направляют безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы. 6)В некоторых ЦЗ проводятся ярмарки вакансий, на к-х представлена информация об учебных заведениях и условиях приема в них, сведения о факультетах и специальностях, о свободных вакансиях в городе/регионе. Все услуги, связанные с обеспе чением занятости граждан, предоставляются бесплатно.
Надо сказать, что СЗ не трудоустраивает, а оказывает услуги в поисках раб. места, выступает посредником между работодателем и гражданином, ищущим работу. СЗ устанавливает «правила поведения» человека. Он должен вести активный поиск работы, иначе пособие по безработице снижают, либо вообще приостанавливают.
Также, в некотором смысле, «технологиями», «средствами» решения проблем политики занятости можно считать разл. частные компании по поиску работы/подбора кадров, СМИ (газеты, журналы, Интернет) и т.п., но в отличие от гос. СЗ они не ставят своей
35.Т.с.р.с дезадаптированными детьми и подростками
Соц. дезадаптация подростков - нарушение процесса соц. развития, социализации индивида. Признаки соц. дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация сис. цен ностных ориентации, утрата соц. связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-псих. здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Факторы: наследственность, псих.-пед. фактор, соц. фактор. Два обстоятельства явл. важнейшими предпосылками дезадаптации: семейный фактор и врожденная патология.
Соц. дезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
Учреждения: I) центр экстренной псих. помощи по телефону («телефон доверия»); 2) центр псих.-пед. помощи семье и детям; 3) территориальный центр соц. помощи семье и детям; 4) СРЦ для н/л; 5) соц. приют для детей и под ростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Задачи учреждений:
•профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
•псих.-мед. помощь детям, попавшим в безвыходноеположение;
•формирование положительного опыта соц. поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
•выполнение попечительских ф. по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
•псих. и пед. поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
• содействие возвращению в семью;
• обеспечение возможности получить образование;
• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Этапы в работе с детьми:
• диагностическая работа;
• реабилитация;
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"