Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исследователь рано или поздно познает социальную реальность, присущие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем.

 

Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руководствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направленность исследования) принципами: 1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту; 2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами; 3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них; 4) системного анализа – изучения объекта как системы (3.2).

 

62. Программа социологического исследования, ее структура

 

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

 

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

 

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

 

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

 

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

 

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

 

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

 

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

 

2. определение цели и задач исследования

 

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

 

4. формулировка рабочей гипотезы

 

5. определение стратегического плана исследования

 

6. составление плана выборки

 

7. описание методов сбора данных

 

8. описание схемы анализа данных

 

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

 

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

 

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях

 

Выборка − это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.

 

Процедуры выборки:

 

1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

 

2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности

 

3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

 

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.

 

Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности.

 

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным. Выборочное обследование представляет способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респодентов, дающих информацию о себе и о своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное обследование, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии – генеральной совокупности.

 

Генеральная совокупность − совокупность всех изучаемых в ходе социологического исследования объектов.

 

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

 

Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов − это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка − процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).

 

Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

 

Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема.

 

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

 

Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора.

 

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группировки по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Таким образом, структура выборки – это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

 

Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое количество попало в нее. Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, - поскольку ее объем всегда меньше объема генеральной.

 

Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое склонение – 5%.

 

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представляет характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога, и выборочной, на которую направлен его практический интерес, выступающей одновременно и как объект обследования и как средство получить информацию о генеральной совокупности.

 

64. Основные методы сбора социологической информации

 

Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.

 

Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из других наук: философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются: 1) исторический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учетом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений); 2) сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер деятельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свидетельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики; 3) институциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества); 4) бихевиористский (от англ. behaviour – поведение) (учет особенностей социального поведения общностей и индивидов); 5) психологический (учет индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов); 6) системный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта исследования в рамках определенной социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).

 

Конкретносоциологические методы:

 

1. Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.

 

Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования); 2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).

 

Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).

 

При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения; 3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных – к более сложным – и вновь менее сложным; 4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать; 5) вначале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?"). Типы вопросов анкеты: 1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотрению); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю"); 3) полузакрытые (варианты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа); 4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России существует наркомания?"); 5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?"); 6) личные ("Вы употребляете наркотики?"); 7) безличные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").

 

2. Метод фокус-групп, приобретший в последние годы популярность, предполагает опрос в форме дискуссии на заданную тему специально подобранной группы респондентов. Цель метода – получение информации о мнениях и предпочтениях населения, максимально свободных от идеологических штампов, теологических догматов и общественных стереотипов, как бы на уровне "подсознательного". Как полагают исследователи, никакие иные социологические методы не позволяют получить подобного результата.

 

Обычно метод фокус-групп используют для изучения ожидаемой эффективности рекламы или для пилотажного исследования ранее не известных для населения новых явлений (например, введения гражданского автострахования, создания пенсионных фондов и т.п.). Использование метода предполагает соблюдение следующих правил: 1) численность группы не должна превышать 8–10 человек (чтобы все члены группы могли интенсивно участвовать в дискуссии); 2) члены группы должны быть отобраны случайно и до момента исследования не знать друг друга; 3) до начала дискуссии члены группы не должны знать о ее теме и целях; 4) исследователь, проводящий дискуссию, должен быть опытным психологом, умело направлять дискуссию, не поддаваясь давлению группы и не навязывая свое мнение респондентам.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"