Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Наблюдение – сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. Виды наблюдений: 1) формализованные и неформализованные (первые проводятся с использованием заранее подготовленного дневника или журнала наблюдений с фиксированными показателями, вторые – нет); 2) включенные и невключенные (в первом случае социолог сам участвует в исследуемом событии, во втором – нет); 3) включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми (когда исследуемые индивиды предупреждены о наблюдении за ними, или наблюдение производится в тайне от них); 4) полевые (проводятся в естественной среде: в вузе, трудовом коллективе, на улице) и лабораторные (в специально отведенном и оборудованном для наблюдений месте).

 

4. Эксперимент – позаимствован социологами из естественных наук и предполагает изучение социальных процессов и явлений в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента: 1) натурный (проводится на малых группах и подразделяется на лабораторный и полевой); 2) мысленный (модельный) (проводится в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа).

 

5. Анализ документов (разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах). Виды документов: 1) письменные (текст); 2) статистические (цифровая информация); 3) иконографические (кино-, фотодокументы); 4) фонетические (аудиозаписи). Виды анализа документов: 1) традиционный (классический) – субъективное толкование исследователем содержания документа; 2) контент-анализ – формализованный метод, предполагающий подсчет тех или иных смысловых единиц в определенном информационном массиве (например, частота упоминания определенного события в средствах массовой информации в течение года).

 

Конкретносоциологические методы обычно разделяют на два вида:

 

1) качественные, снабжающие исследователя преимущественно качественными данными, которые отвечают на вопросы "кто?" и "почему?" (к ним относят наблюдение, включенное наблюдение, свободное интервью, анализ личных документов);

 

2) количественные, снабжающие исследователя преимущественно количественными данными и отвечающими на вопрос "сколько?" (к ним относят анкетирование, интервьюирование, данные официальной статистики). При проведении любого социологического исследования возникает проблема соотношения качественных и количественных методов. В каждом конкретном случае социолог вправе отдать предпочтение тем из них, которые, по его мнению, способствуют наиболее адекватному анализу объекта исследования. Однако общепринято считать, что любое серьезное исследование, претендующее на объективность, должно включать как качественные, так и количественные методы, которые дополняют и уточняют результаты, полученные при их использовании.

 

Результаты социологического исследования в значительной степени зависят от выбора методов сбора эмпирических данных, достоверность которых − определяющий фактор социологических исследований. При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.

 

Анализ документов − метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

 

При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение − представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.

 

Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартные).

 

Социологическое наблюдение также может быть кратковременным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный.

 

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

 

Интервьюирование − представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).

 

Письменный вид опроса − анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет − респондент отвечает на вопросы самостоятельно.

 

По формам проведения опросы делятся на:

 

· очные и заочные,

 

· индивидуальные или групповые.

 

Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса. Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.

 

Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть:

 

· открытыми,

 

· полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет,

 

· содержательными,

 

· функциональными.

 

Заключительным этапом социологического исследования является обобщение и анализ эмпирическийх данных.

 

Можно выделить следующие этапы социологического анализа:

 

1. Проверка предметности инструментария, выбраковка, редактирование полученной информации.

 

2. Обработка данных осуществляется с помощью ЭВМ или иногда возможна ручная обработка.

 

3. Анализ данных (упорядочивание, классификация, интерпретация).

 

4. Подготовка и написание отчета и рекомендаций по результатам проведенного исследования.

 

 

 

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов

 

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.

 

По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения, и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).

 

По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социологические показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме – письма, книги, пресса).

 

Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.

 

Существуют два основных метода анализа документов:

 

· традиционный

 

· формализованный или контент-анализ.

 

Традиционный анализ − самостоятельный творческий процесс, который зависит от:

 

1) содержания и направленности самого документа;

 

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

 

3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.

 

Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

 

Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.

 

В психологической литературе условно документы разделяют на следующие типы:

 

· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

 

· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

 

· по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опрашивания); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

 

· по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы). Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки: важно владеть знаниями по определению достоверности информации, представленной в документах (установить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, пересказал ли ее со слов других, составил ли документ на основании данных, полученных от других и т.п.).

 

В зависимости от источника информации документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы основаны на данных непосредственной фиксации событий. Вторичные − являются результатом определенной, иногда вносящей искажения, обработки первичных документов. При использовании анализа документов как метода социологического исследования особое значение придается проблеме смешения надежности и подлинности самого документа с достоверностью содержащихся в нем сведений. Чтобы избежать ошибок, связанных с подобным смешением, выработан ряд правил. Первое и главное правило: необходимо четко различать описание событий и их оценку. Второе − попытаться путем анализа выяснить намерения, которыми руководствовался составитель документа. Третье −знание метода получения первичных данных. Например, если документ содержит группировку данных, следует выявить ее основания. Четвертое − знание и учет обстановки, в которой составлялся документ. Следующие правила полезны при оценке достоверности личных документов. Сведения, содержащиеся в личном документе, заслуживают доверия, если: а) никак не затрагивают интересы автора документа; б) наносят определенный ущерб автору; в) в момент «регистрации» были общеизвестны; г) недоброжелательно оцениваются автором.

 

66. Метод наблюдения и его основные виды

 

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем направленного визуального и служебного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования сведений касающихся изучаемого объекта.

 

Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий и т.д. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на его оценку и интерпретацию. В процессе исследования, наблюдение всегда является селективным, т.е. избирательно направленным. В социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного числа факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются. Поэтому только хорошо организованное, неоднократное наблюдение может обеспечить исследователю достоверную информацию. По этой причине наблюдение как метод сбора первичной социальной информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

 

В зависимости от целей и задач осуществляемого социального наблюдения, положения и роли наблюдателя в изученной ситуации, по степени формализации, по условиям организации выделения нескольких видов наблюдения.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"