Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и объект социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.
6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.
7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.
9.Основные психологические школы в социологии.
10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.
11. Типы обществ с позиции социологической науки.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.
13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.
14. Форма социального движения – революция.
15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.
16. Теории культурно-исторических типов общества.
17. Понятие социальной структуры общества.
18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.
19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.
20. Теория социальной стратификации.
21. Социальная общность и социальная группа.
22. Социальные связи и социальное взаимодействие.
23. Основные социальные институты и их функции.
24. Понятие социальной организации.
25. Понятие личности в социологии. Черты личности.
26. Социальный статус личности.
27. Социальные черты личности.
28. Социализация личности и ее формы.
29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.
30. Социальная активность личности, их формы.
31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.
32. Социальная сущность брака.
33. Социальная сущность и функции семьи
34. Исторические типы семьи.
35. Основные типы современной семьи.
36. Кризис семьи как социального института.
37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.
38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.
39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.
40. Понятие культуры, ее структура и содержание.
41. Основные элементы культуры.
42. Социальные функции культуры.
43. Формы культуры.
44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
45. Массовая культура, ее характерные черты.
46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.
47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.
48. Конфликт как социологическая категория.
49 Концепция социального конфликта.
50. Функции социальных конфликтов и их классификация.
51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.
52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.
53. Виды и формы девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации.
55. Социальная сущность общественной мысли.
56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.
58. Политическая система общества и ее структура.
59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.
60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.
61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.
62. Программа социологического исследования, ее структура.
63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.
64. Основные методы сбора социологической информации.
65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.
66. Метод наблюдения и его основные виды.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.
- регулятивная – регулирование отношений между людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений;
- воспитательная – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом ("что скажут люди…") (но! Влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть амбивалентным, т.е. двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным);
- оценочная – выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц;
- контрольная – общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность официальных организаций и лиц отвечала этой позиции;
- защитная – отстаивание своих интересов, защита жизненных прав и свобод;
- консультативная – в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем (именно эта функция реализуется в ходе всевозможных опросов общественного мнения);
- директивная – когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер (для этого устраивают плебисциты, проводят референдумы);
- познавательная – синтез теоретического и обыденного сознания, выражающий гносеологическую (познавательную) природу общественного мнения; стремление субъекта общественного мнения к собственному осмыслению объектов действительности, затрагивающих его интересы и отличающиеся дискуссионным характером.
Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они опосредуют важнейшие виды общественного мнения: 1) оценочное – выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам; 2) аналитическое (конструктивное) – связано с принятием какого-либо решения, требующего глубокого и всестороннего анализа; 3) регулятивное – оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д
Общественное мнение как социологический метод исследования..
В общем виде общественное мнение можно определить как отношение социальных групп, классов, слоев общества и народа в целом к различным сторонам действительности. Общественное мнение как специфическое состояние общественного сознания можно анализировать с различиях сторон, гносеологической, социально-психологической, социологической и т.п. При социологическом подходе, как известно, выясняется прежде всего место и роль какого-либо явления или процесса в жизни общества, механизмы и каналы его формирования и функционирования, взаимосвязи с социальным контекстом, социальные функции и пр.
Известно, что изучение коллективных мнений, суждений людей методами социологии обладает большой спецификой в отличие от каких-либо других способов исследования общественного мнения. Данная специфика заключается, прежде всего, в высоком уровне обобщения большой массы фактов о состоянии общественного сознания, в представительности полученной информации. Теоретические разработки помогают глубже проникнуть в сущность общественного мнения, раскрыть его составляющие элементы, показать наиболее оптимальные способы выражения и формирования общественного мнения. Все эти проблемы являются ключевыми в социологии общественного мнения, которая изучает структуру, закономерности, каналы и механизмы формирования и функционирования отношений больших социальных групп, народа в целом, к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.
Современная социология трактует общественное мнение как специфическое проявление сознания и поведения людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой), синтезом обыденного и теоретического сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность, т.е. включенностью в систему общественных отношений.
Социология подходит к анализу сущности мнения, в том числе общественного, с других позиций. Общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценкой людьми того или иного явления, процесса. А, социальная оценка «представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношение которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым». Социальные оценки могут иметь разную степень рациональности. Наиболее рациональным видом социальной оценки является та, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к конкретному факту, событию и т.д.
Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, то оно возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. Однако это общее положение должно быть конкретизировано, ибо общественных интересов существует немало, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу проблем. Видимо все дело в том, что условия для формирования общественного мнения возникают лишь тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективном причинам или в силу субъективных факторов становится в фокусе внимания людей, приобретает высокую степень актуализации.
К особенностям общественного мнения можно отнести и его способность проявления в разных формах. Обычно оно проявляется в вербальной форме, т.е. в виде суждений людей. Однако в некоторых случаях оно четко не формулируется в суждениях, а проявляется непосредственно в поведении людей. Анализ сущности общественного мнения показывает, что оно представляет собой такое проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности через призму общественник отношений.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
Политика − особый вид деятельности, связанный с властными отношениями между классами и отдельными индивидами, политическими институтами, общественными деятелями, организациями, нациями, с целью приобретения, удержания и использования власти в управлении.
Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.
Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это – публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.
Политика – это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.
Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально-политическое регулирование.
Основные причины возникновения политики:
1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;
2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.
Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.
Политика – это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть – это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.
Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект – это непосредственные носители, агенты власти. Субъект – её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный – политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.
Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется прежде всего политической культурой населения.
Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей – важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта. Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.
Субъект и объект – два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.
58. Политическая система общества и ее структура
Политическая система общества – особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, культурой и т. д. Это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем на основе использования государственной власти.
Политическая система общества состоит из совокупности учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Важное её звено – политические институты общества.
Политическая система включает в себя следующие структурные элементы:
· институциональный – состоит из различных политических институтов и учреждений;
· функциональный – совокупность тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социальными институтами, так и их группами;
· регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы;
· коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы;
· идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций.
Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация, представляющая собой совокупность конкретных организаций и учреждений. К её главным компонентам относят:
· органы государства, законодательную и исполнительную власти;
· армию;
· правоохранительные органы (суд, прокуратура, милиция);
· государственный арбитраж;
· политические партии;
· политические движения;
· общественные организации.
Все элементы политической структуры соответствуют определенным звеньям социально-классовой структуры общества. Последняя базируется и функционирует на основе существующих экономических отношений. Развитие политической системы зависит от всей совокупности присущих обществу социально-экономических и духовных отношений. В свою очередь, влияние политической системы на эти отношения весьма существенно. И чем совершеннее политическая система, механизмы её взаимодействия с другими сторонами общественной жизни, тем большее влияние она оказывает.