Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и объект социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.
6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.
7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.
9.Основные психологические школы в социологии.
10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.
11. Типы обществ с позиции социологической науки.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.
13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.
14. Форма социального движения – революция.
15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.
16. Теории культурно-исторических типов общества.
17. Понятие социальной структуры общества.
18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.
19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.
20. Теория социальной стратификации.
21. Социальная общность и социальная группа.
22. Социальные связи и социальное взаимодействие.
23. Основные социальные институты и их функции.
24. Понятие социальной организации.
25. Понятие личности в социологии. Черты личности.
26. Социальный статус личности.
27. Социальные черты личности.
28. Социализация личности и ее формы.
29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.
30. Социальная активность личности, их формы.
31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.
32. Социальная сущность брака.
33. Социальная сущность и функции семьи
34. Исторические типы семьи.
35. Основные типы современной семьи.
36. Кризис семьи как социального института.
37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.
38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.
39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.
40. Понятие культуры, ее структура и содержание.
41. Основные элементы культуры.
42. Социальные функции культуры.
43. Формы культуры.
44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
45. Массовая культура, ее характерные черты.
46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.
47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.
48. Конфликт как социологическая категория.
49 Концепция социального конфликта.
50. Функции социальных конфликтов и их классификация.
51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.
52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.
53. Виды и формы девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации.
55. Социальная сущность общественной мысли.
56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.
58. Политическая система общества и ее структура.
59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.
60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.
61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.
62. Программа социологического исследования, ее структура.
63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.
64. Основные методы сбора социологической информации.
65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.
66. Метод наблюдения и его основные виды.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.
· нестандартизированное и стандартизировное наблюдение;
· невключаемое и включаемое наблюдение;
· полевое и лабораторное наблюдение;
· системное и случайное наблюдение;
· контролируемое и неконтролируемое наблюдение
Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок-группы и т.д. Данный метод применяется также при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный характер, а также в экстремальных случаях − для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода − невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", и включенное, осуществляемое при участии самого наблюдателя. Скажем, образ жизни и поведение подростков, вовлеченных в уличные шайки, можно наблюдать со стороны, невключенно, а можно, внедрившись в одну из таких шаек.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
Анкетирование – самый распространенный в социологии метод опроса. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемые рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой, называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ней применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Основные виды анкетного вопроса – открытые и закрытые вопросы. В открытых вопросах после текста вопроса социолог оставляет место и просит сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов. Полузакрытая форма вопроса употребляется в ситуациях, когда социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Зарытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые – используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование − метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.
Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. В основе интервью − беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное − означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное - имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь − получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
Опрос − это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то, проводящим опрос. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты - это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
· раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)
· почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)
· прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
· телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его доков осущся с помощью телетайпно-телеграфной сети).
По типу исследовательских задач опросы бывают :
· глубинный (нацелен на получение поисковой информации)
· фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
· стандартизированный (нацелен на получение статистической инф-ии)
· социометрический (нацелен на получение инф-ии о взаимоотношениях в малых группах)
По уровню компетентности респондентов различают :
· массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
· массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает инф-ую помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)
· симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
· экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).
Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования.
Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным − исследователя с респондентом − поиском истины, методически близка к экспертному опросу. Метод экспертной оценки применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект − носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц − экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов − экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Чем отличается экспертная оценка от информации, получаемой в результате анкетирования? Экспертная оценка стремится к согласованности, единообразию оценок и мнений. Кроме этого, достоверность данных не зависит от большой численности опрошенных, так как, в связи с высокой компетентностью экспертов, мнение даже одного эксперта может оказаться достаточно обоснованным и достоверным.
Методы опрашивания используются для того, чтобы выяснить, понимают ли исследуемые те или иные задачи, жизненные ситуации, а также с целью получить информацию об интересах, взглядах, чувстве, мотивы деятельности и поведение личности. Названные методы используются для собирания информации, источником которой есть словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Они основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредствованной (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Различают опрашивание социологическое (оно направлено на получение информации о внешнем объекте деятельности опрашиваемых, результаты переносятся на функционирование общественных групп и общества в целом) и социально-психологическое (опрашивание, которое проводится в социально-психологических исследованиях, предусматривает выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков - та психологическая реальность, которая его предопределяет).
В ходе беседы получение информации происходит на основе вербальной (словесной) коммуникации. Руководитель, используя этот метод, ставит себе целью выяснить определенные представления работника, его мысли, понятие, цели, какие человек ставит перед собою в своей профессиональной деятельности, ее трудовые интересы, трудность, содержание переживаний, отношение к работе и т.п.. Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ситуациях, возможность обобщить опыт практиков и обнаружить вопросы, которые потом поддаются специальной экспериментальной проверке.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:
· вводную
· содержательную (основную) часть
· заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты ( характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов — открытым или закрытым — отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах — недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др
Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки — событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.