Синдром "профессионального выгорания" социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности проявления синдрома «профессионального выгорания» у социальных работников.
Для реализации установленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к проблеме изучения синдрома «профессионального выгорания» в трудах отечественных и зарубежных авторов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Проблема профессионального выгорания работников ............... … 5
1.2. Признаки профессионального выгорания ........................................ 7
1.3. Стадии и симптомы профессионального выгорания ..................... 11
1.4. Профилактика профессионального выгорания .............................. 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ МУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ..................................................................... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 32
ЛИТЕРАТУРА …………………………………....................................... 33

Файлы: 1 файл

Курсовая проф выгорание.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

Существенную роль в борьбе с профессиональным выгоранием отводят  самому сотруднику. Для профилактики выгорания целесообразно:

  • использование «технических перерывов» на предприятии, это необходимо для обеспечения физического и психического благополучия сотрудников;
  • обучение способам управления стрессом
  • изменение организационного, социального и психологического окружения рабочего места;
  • построение психологических «мостов» между домом и работой;
  • освоение приемов визуализации, релаксации, самопрограммирования, ауторегуляции;
  • профессиональное развитие и самосовершенствование: обмен профессиональным опытом за пределами коллектива путем общения на симпозиумах, конгрессах, конференциях и курсах повышения квалификации;
  • избегание ненужной конкуренции (чрезмерное стремление выигрывать делает работника агрессивным, порождает у него тревогу, это в свою очередь способствует возникновению синдрома выгорания);
  • изменение установок к жизни, к смыслу жизни, восприятие ситуации профессионального выгорания как возможности переоценить и переосмыслить свою жизнь;
  • поддержание здоровья и хорошей физической формы: ограничение курения и употребления алкоголя, сбалансированное питание, коррекция массы тела и др.17

Указанные меры профилактики должны способствовать повышению жизненных  ресурсов сотрудника.

Одним из эффективных методов  профилактик синдрома профессионального  выгорания признана балинтовская группа. В работе балинтовской группы делается акцент на неудачах, реакциях и трудностях, на особенностях взаимоотношений, которые сами консультанты выносят на обсуждение группы. Группа сотрудников встречается один-два раза в месяц, длительность встречи 1,5 — 2 часа. Занятия в балинтовской группе проводятся в демократическом стиле и позволяют участникам прояснять стереотипы тех действий, которые препятствуют решению их проблем, устанавливать эффективные отношения с клиентами. В работе группы могут быть использованы элементы психодрамы, ролевые игры, приемы невербальной коммуникации и эмпатического слушания и др.

В целях профилактики синдрома профессионального выгорания социальных работников следует обдуманно распределять нагрузки; проще относиться к различным  конфликтам на работе; учиться переключению с одного вида деятельности на другой; не стараться быть всегда и во всем лучшим. Помнить, что работа и профессиональная деятельность это не вся жизнь, но только часть ее.

В.А. Винокур указывает  в исследованиях указывает, что синдром профессионального выгорания у работников социальной работы является источником формирования деструктивной среды и снижает качество оказываемой социальной помощи. В последнее время активно развивается тенденция причислять состояние здоровья работников как важным факторам оценки эффективности работы организации, т.к. это показывает степень удовлетворения интересов как клиентов, так и специалистов, оказывающих им социальные услуги. Одним из выводов, исходящих из исследований синдрома профессионального выгорания, является мысль о принципиальной возможности сделать менее стрессовой, но более эффективной работу социальных работников без снижения требований к ней путем добавления новых «степеней внутренней свободы».18 Т.е. внимание к собственному здоровью должно быть частью профессиональной культуры работников и в определенной мере показателем их профессиональной компетентности.

Таким образом, синдром профессионального  выгорания у социальных работников представляет комплекс поведения и  психических переживаний, которые  сказываются на психологическом  и физическом  самочувствии, на работоспособности  сотрудников, а также влияет на интерперсональные отношения работника. Профессиональное выгорание – это ответная реакция на хронические рабочие стрессы. Несмотря на то, что данный синдром относительно стабилен, организация профессиональной среды сотрудников, использование ими стратегий «восстановления внутренних ресурсов», должны оказывать определенное корректирующее воздействие.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ  СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ МУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Проблема профессионального  выгорания специалистов, работающих с пожилыми людьми, является актуальной, так как профессиональное выгорание  оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на тех, кто находится рядом  с ними. В первую очередь, это родственники и друзья, а также клиенты. Пожилые  люди вынуждены обращаться за помощью  к специалистам, и поэтому нередко становятся «заложниками синдрома».

Синдром профессионального  выгорания социальных работников, вызван рядом особенностей их профессиональной деятельности. К их числу относятся:

- ответственность за здоровье  и жизнь клиентов пожилого  и старческого возраста;

- длительное пребывание  под воздействием отрицательных  эмоций;

- заработная плата сотрудников  явно не соответствует степени  их социальной ответственности,  что вызывает чувство неудовлетворенности  профессией.

Поэтому так важна целенаправленная работа по профилактике коррекции синдрома профессионального выгорания социальных работников. Для этого необходимо выяснить, что влияет на появление  синдрома выгорания и что может остановить процесс.

Целью исследования было выявление  особенностей синдрома профессионального  выгорания у социальных работников МУ ЦСО Неклиновского района Ростовской области, работающих с пожилыми людьми.

Исследование проводилось  в марте - апреле 2013 года на базе МУ ЦСО Неклиновского района Ростовской области. Выборку составили 16 человек (женщины, средний возраст - 42,4 года).

Для выявления особенностей синдрома профессионального выгорания  социальных работников нами была использована «Методика диагностики уровня профессионального  выгорания» В.В. Бойко. Для определения  уровня стрессоустойчивости была использована методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лина. Методику В.А. Розанова «Стрессоры» мы использовали для выявления доминирующих стресс-факторов социальных работников.

Результаты исследования показали:

Существует отрицательная  взаимосвязь между возрастом  социальных работников и симптомом  «редукция профессиональных обязанностей». С увеличением возраста работники  не стремятся сократить или облегчить  те обязанности, которые требуют  больших эмоциональных затрат.

Взаимосвязи между степенью проявления синдрома профессионального выгорания и общим стажем социальной работы выявлено не было. Социальные работники независимо от стажа социальной работы в центре подвержены формированию синдрома профессионального выгорания. Это значит, что работники с любым стажем работы подвержены профессиональному выгоранию в одинаковой степени.

Обнаружена зависимость  между подверженностью синдрому профессионального выгорания и  уровнем образования социальных работников.

Социальные работники, имеющие  среднее образование, подвержены в  большей степени формированию симптома «психовегетативные и психосоматические нарушения» и «истощение», чем сотрудники, имеющие высшее образование. Эти симптомы проявляются в том, что на уровне психического и физического самочувствия многое, что касается субъектов социальной деятельности, провоцирует отклонения в психических или соматических состояниях. Иногда даже мысль о клиентах или контакт с ними вызывают плохое настроение, бессонницу, дурные ассоциации, чувство неприятные ощущения, сосудистые реакции.

Сотрудники центра со средне-специальным образованием подвержены в большей степени, чем работники с высшим образованием формированию симптомов «загнанность в клетку», редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстраненность, эмоциональный дефицит, фазы «Истощение» и «Резистенция». Проявляются эти симптомы в том, что работники находятся в состоянии интеллектуального и эмоционального тупика; сотрудники неадекватно «экономят» на эмоциях, в ходе общения с клиентами ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования, действуют иногда по принципу «хочу или не хочу»; сотрудники центра социального обслуживания пытаются сократить или облегчить те обязанности, которые требуют больших эмоциональных затрат. К социальным работникам приходит ощущение, что эмоционально они уже не могут помогать своим клиентам - не могут войти в их положение, сопереживать и сочувствовать. Постепенно все реже проявляются положительные эмоции и все чаще появляются отрицательные. Социальные работники постепенно исключают эмоции из сферы своей профессиональной деятельности и почти ничто не может вызвать эмоционального отклика: ни отрицательные обстоятельства, ни позитивные.

Реагирование на выполнение своей работы без эмоций и чувств является наиболее ярким симптом  выгорания. Симптом свидетельствует о происходящей профессиональной деформации личности социального работника и наносит ущерб субъекту социальной работы, в данном случае клиентам-пенсионерам. Пожилые люди обычно очень переживают безразличие, проявленное к ним, и могут быть травмированы этим. Особенно, когда социальный работник показывает всем своим видом: «мне плевать на вас».

Специалисты предполагают, что более низкая подверженность синдрому профессионального выгорания  социальных работников со средним специальным  образованием связано с тем, что  отсутствие подготовки снижает возможность  выбора профессии. Как следствие, это  снижает уровень притязаний в  профессии, внутреннее напряжение по вопросу  соответствия профессиональной деятельности ожиданиям сотрудника ниже.

У сотрудников, имеющих высшее образование, есть больше возможностей выбора профессиональной деятельности. Кроме того, для них социальная работа по сравнению с другими  видами профессиональной деятельности имеет больше «плюсов». Это и возможность  совмещать социальную работу с другой профессиональной деятельностью, с  увлечениями и т.д. Поэтому отношение  сотрудников с высшим образованием к своей профессиональной деятельности более позитивное, что как раз  выступает средством профилактики профессионального выгорания.

Социальные работники, имеющие  средне-специальное образование, в большей степени, чем другие сотрудники, подвержены формированию симптомов профессионального выгорания. Это связано с тем, что социальные работники не принимают их положение, которое связанно с профессиональной деятельностью. С одной стороны у них есть диплом о специальном образовании и профессия, а с другой стороны их профессиональная деятельность не престижна и «не радует». Т.е. в наличии определенный разрыв между профессиональными притязаниями и реальным положением, что и проявляется в подверженности синдрому профессионального выгорания.

Отсюда вывод, что работой  по коррекции и профилактике синдрома профессионального выгорания в  первую очередь должны быть охвачены сотрудники центра, имеющие средне-специальное образование.

Нами выявлена также зависимость  между семейным положением социального  работника и формированием симптомов  синдрома профессионального выгорания. В большинстве случаев проявляются  такие синдромы как «психовегетативные и психосоматические нарушения», «эмоциональная отстраненность», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Этим симптомам подвержены те женщины, которые состоят в разводе; симптомам «расширение сферы экономии эмоций», «психовегетативные и психосоматические нарушения», «эмоциональная отстраненность», «эмоционально-нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей» больше подвержены незамужние женщины. Неудовлетворенность семейным положением и переживания по этому поводу способствуют формированию синдрома профессионального выгорания. Поэтому работой по коррекции и профилактике синдрома профессионального выгорания должны быть охвачены разведенные, незамужние женщины и женщины, никогда не состоявшие в браке.

Более половины исследуемых  социальных работников (61% выборки) обладают низким уровнем стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, 30% сотрудников обладают средним уровнем стрессоустойчивости и только 9 % сотрудников составляют социальные работники с высоким уровнем стрессоустойчивости в своей профессиональной деятельности.

Наблюдается взаимосвязь  между уровнем стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и подверженностью формированию синдрома профессионального выгорания. Чем ниже уровень подверженности стрессам, тем больше подвержены социальные работники формированию синдрома профессионального выгорания (См. таблицу 1).

 

Таблица 1.

 Значения коэффициентов  линейной корреляции по Пирсону  между уровнем стрессоустойчивости и симптомами синдрома профессионального выгорания

Информация о работе Синдром "профессионального выгорания" социальных работников