Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:39, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности проявления синдрома «профессионального выгорания» у социальных работников.
Для реализации установленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к проблеме изучения синдрома «профессионального выгорания» в трудах отечественных и зарубежных авторов;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Проблема профессионального выгорания работников ............... … 5
1.2. Признаки профессионального выгорания ........................................ 7
1.3. Стадии и симптомы профессионального выгорания ..................... 11
1.4. Профилактика профессионального выгорания .............................. 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ МУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ..................................................................... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 32
ЛИТЕРАТУРА …………………………………....................................... 33
Симптомы |
Уровень стрессоустойчивости |
переживание психотравмирующих обстоятельств |
0,389*** |
неудовлетворенность собой |
0,308** |
«загнанность в клетку» |
0,331*** |
тревога и депрессия |
0,352*** |
Фаза «Напряжение» |
0,479*** |
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
0,214* |
эмоционально-нравственная дезориентация |
0,104 |
расширение сферы экономии эмоций |
0,289** |
редукция профессиональных обязанностей |
0,241* |
Фаза «Резистенция» |
0,328*** |
эмоциональный дефицит |
0,284** |
эмоциональная отстраненность |
0,142 |
личностная отстраненность |
0,289** |
психосоматические и психовегетативные нарушения |
0,436*** |
Фаза «Истощение» |
0,403*** |
Примечание: rкр = 0,197* при р≤ 0,05; rкр = 0,256** при р≤ 0,01; rкр = 0,324*** при р≤ 0,001.
Сотрудники центра, у которых такие личностные качества, как широта интересов, способность к самопознанию, гибкость поведения, принятие ценностей других людей, активность, имеют высокий уровень развития, обладают и высоким уровнем устойчивости к стрессам.
Наблюдается взаимосвязь
между уровнем развития личностных
качеств социального работников
и степенью выраженности симптомов
синдрома профессионального выгорания.
Чем выше уровень развития личностных
качеств, тем меньше формируется
синдром профессионального
В профессиональной деятельности работников центра, работающих с пожилыми людьми, всегда присутствуют такие стрессовые факторы как перегрузка, конфликтность, напряженность в отношениях с руководством.
Больше всего сотрудников подвергаются таким стрессовым факторам, как напряжение в отношениях с руководством (для 24,7% исследуемых это сильный стрессор, для 29,7% - стрессор средней силы). На втором месте у сотрудников находится перегрузка (для 18,53% - это сильный стрессор, для 28,6% сотрудников - стрессор средней силы). Далее расположены сфера профессиональной деятельности (13,1% - сильный стрессор, 27% - стрессор средней силы) и конфликтность (6,2% - сильный стрессор, 23,9% - стрессор средней силы).
Чем большее влияние оказывают на социальных работников эти группы стрессоров, тем выше будет степень выраженности синдрома профессионального выгорания. Снижение степени воздействия указанных стрессовых факторов будет способствовать коррекции и профилактике синдрома выгорания работников социальных служб, работающих с пожилыми людьми. (См. таблицу 2).
Таблица 2.
Значения коэффициентов линейной корреляции по Пирсону между показателями стрессовых факторов и симптомами синдрома профессионального выгорания
Симптомы |
конфликтность |
перегрузка |
сфера деятельности |
напряженность в отношениях с руководством |
переживание психотравмирующих обстоятельств |
0,136 |
0,451*** |
0,329** |
0,189 |
неудовлетворенность собой |
0,212* |
0,326** |
0,170 |
0,175 |
«загнанность в клетку» |
0,155 |
0,339*** |
0,242** |
0,192 |
тревога и депрессия |
0,163 |
0,366*** |
0,291** |
0,122 |
Фаза «Напряжение» |
0,221* |
0,519*** |
0,373** |
0,241* |
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
0,116 |
0,266** |
0,209* |
0,179 |
эмоционально-нравственная дезориентация |
0,108 |
0,138 |
0,034 |
0,087 |
расширение сферы экономии эмоций |
-0,024 |
0,357*** |
0,234* |
0,057 |
редукция профессиональных обязанностей |
0,277** |
0,381*** |
0,235* |
0,189 |
Фаза «Резистенция» |
0,177 |
0,437*** |
0,269** |
0,192 |
эмоциональный дефицит |
0,113 |
0,388*** |
0,221* |
0,161 |
эмоциональная отстраненность |
0,141 |
0,286** |
0,194 |
0,207* |
личностная отстраненность |
0,118 |
0,348*** |
0,266** |
0,247* |
психосоматические и психовегетативные нарушения |
0,093 |
0,314** |
0,241* |
0,110 |
Фаза «Истощение» |
0,158 |
0,461*** |
0,311** |
0,242* |
Примечание: rкр = 0,197* при р≤ 0,05; rкр = 0,256** при р≤ 0,01; rкр = 0,324* при р≤ 0,001;
Результаты сравнения степени подверженности синдрому профессионального выгорания сотрудников МУ ЦСО Неклиновского района показали, что у большинства работников сформированы:
- симптомы «редукция
- симптом «переживание
психотравмирующих
- симптомы «эмоциональная
отстраненность» и «
Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам определить каким образом необходимо оказывать помощь сотрудникам центра, а также содержание работы по коррекции и профилактике профессионального выгорания социальных работников, работающих с пожилыми людьми.
В первую очередь помощь должна оказываться: социальным работникам, имеющим средне-специальное образование; молодым специалистам; разведенным, вдовым и одиноким женщинам.
Работа по коррекции и профилактике профессионального выгорания должна быть направлена на повышение стрессоустойчивости, на развитие личностных качеств социальных работников, таких как: широта интересов, способность к самопознанию, гибкость поведения, принятие ценностей других, производительность и активность, на повышение устойчивости к действию таких стрессовых факторов как: перегрузка, конфликтность и напряженность в отношениях с руководством.
Это возможно достигнуть благодаря уверенности в себе, повышению самооценки, способности самопознания, развитию самоотношения; формированию чувства «важности» и «нужности» их профессии, потребности в расширении своего кругозора, широта интересов, выработке коммуникативных навыков сотрудников, отработке навыков конструктивного поведения сотрудников трудных жизненных ситуациях и конфликтных ситуациях, осознанию социальными работниками положительных моментов и позитивных результатов их профессиональной деятельности; развитию навыков у сотрудников управлять временем, навыков аутогенной тренировки, саморегуляции, дыхательных техник, медитации и релаксации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, профессиональное выгорание - это механизм, выработанный личностью для психологической защиты в виде частичного или полного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Результатом профессионального выгорания могут быть различные дисфункциональные следствия, выгорание отрицательно сказывается на отношениях с родными, коллегами, партнерами, также негативно влияет на выполнение профессиональной деятельности.
Профессиональное выгорание опасно своими последствиями. Если не обратить внимания на первые появившиеся признаки выгорания, то далее последуют такие серьезные последствия, как психосоматические, нервные срывы, депрессии.
Больше всего
Особенно сильно профессиональному выгоранию подвержены сотрудники с интровертированным характером и чьи индивидуально-психологические особенности не согласуются с профессиональными требованиями их деятельности. У них нет избытка жизненной энергии, они характеризуются застенчивостью и скромностью, склонны к концентрации на предмете своей профессиональной деятельности и замкнутости.
Однако, есть люди, которые переживают синдром выгорания с меньшими рисками для своего здоровья и у них менее выражено снижение эффективности. Это люди, которые имеют хорошее и целенаправленно и сознательно заботятся о своем физическом здоровье. Также это те люди, которые уверены в себе, своих способностях и возможностях, и имеют высокую самооценку.
ЛИТЕРАТУРА
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
Орел В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. д-ра пс. н. / В. Е. Орел. – Ярославль, 2005.
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П. Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 3 – 16.
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
Елдышова О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях. //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. –С. 38–41.
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
Ронгинская, Т. И.Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19 – 24.
Информация о работе Синдром "профессионального выгорания" социальных работников