Сиротство как социальная проблема, пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - определение проблем сиротства в современной России и путей их разрешения.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;
2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;
3) определить значение сиротства в современной России;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 3
1.1 Сиротство: сущность понятия, причины, виды 5
1.2 Проблемы детей-сирот в современной России 9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА 15
2.1 Меры государственной политики по решению проблем сиротства 15
2.2Деятельност общественных организаций по предупреждению сиротства 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

Регистрационный № _____

от «___» ________________ 20___г.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  социологии»:

«Сиротство как  социальная проблема, пути её решения»

Специальность 020300 (040201.65) –  «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

очного отделения

Упорова Н.М.

 

Научный руководитель:

ст. преп. Чуднова О.В.

 

Работа защищена «____» _________ г.

с оценкой _______________

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2013 г.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА                                                                                                           3                                                                                                            

1.1 Сиротство: сущность  понятия, причины, виды                                              5

1.2 Проблемы детей-сирот в современной России                                               9

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА       15

2.1 Меры государственной  политики по решению проблем   сиротства          15                

2.2Деятельност общественных организаций по предупреждению сиротства 22

Заключение                                                                                                             26

Список  использованной  литературы                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько  существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ  жизни детей, оставшихся без попечения  родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей  вследствие их смерти. «Дети-сироты –  это лица в возрасте до 18 лет, у  которых умерли оба или единственный родитель». В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Социальное сиротство - обусловлено  недостаточными усилиями общества по преодолению и профилактике негативных явлений в социуме, в оказании своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.

Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических  ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении  по социальным и психологическим  критериям. Рост числа детей, живущих  без родительского попечения, на фоне снижения общей численности  детского населения в последние  годы ставит социальное сиротство в  ряд важных национальных проблем, что и определяет актуальность данной курсовой работы.

Объектом настоящей курсовой работы являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет курсовой работы – особенности проявления и распространения социального сиротства в современной России.

Цель данной курсовой работы - определение проблем сиротства в современной России и путей их разрешения.

Задачи курсовой работы:

1) дать определение понятия сиротства  и выявить его сущность;

2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;

3) определить значение сиротства в современной России;

4) проанализировать приоритетные направления деятельности как государства в целом, так и учреждений, взаимодействующих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по решению проблем сиротства.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения списка использованной литературы.

При написании данной курсовой работы автором были использованы

монографии следующих  авторов: Васильков Т.В, Василькова Т.А, Мардахаева Л.В, Павленок П.Д и др. Периодическая литература: журналы «Первое сентября», «Молодой ученый», «Социологические исследования». Нормативно-правовые источники: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, кроме того учебная и справочная литература.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ СИРОТСТВА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1.Сиротство: сущность понятия, причины, виды

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба  или единственный родитель[7;45-46].Социальный  сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. [9;299].

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. [9;300].

Сиротство – социальное явление, характеризующее  образ жизни детей, оставшихся без  попечения родителей. Длительное время  к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти.  В XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. [11;221-224].

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. [9;299-301].

Дети  считаются сиротами в связи с  уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав. [9;299-300].

Социальные  сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии). [9;300-302].

Ученые  выделяют и так называемую категорию  «скрытых сирот», к которым относят  детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними.[18;353-355].

Таким образом, социальный сирота –  это ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин.

Сегодня социологи выделяют три волны социального сиротства. Первая волна-это гражданская война  и то состояние, которое было после  нее, связанное со сталинскими репрессиями. Вторая-это Великая Отечественная  и ее последствия. Третья-это девяностые годы, которые «превзошли» вторую мировую войну-не было массовой гибели людей, из-за чего дети могли остаться беспризорными. Но наше государство повело себя так,что началась война социального сиротства.[17;95].

Духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей  с тем или иным уровнем социальной дезорганизации.

Кризисные явления в  российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических  заболеваний, расширив потоки детского неблагополучия. Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое  явление  как отказ от ребенка. В связи с этим можно выделить ряд причин добровольного отказа родителей от новорожденных.    [18;299].

    • мать-отказница живет за чертой бедности;
    • мать-сама бывшая воспитанница детского дома, не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного отдельного проживания;
    • роженица находится в юном возрасте;
    • родился больной ребенок.

 

 

 

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие: [18;226-231].

Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, не возможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.

Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие  связи поколений, безнадзорность  детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

Неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

Исчезновение системы воспитательной работы с детьми,подростками  и родителями по месту жительства;

Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

Рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

Недостаточное развитие службы  помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих  социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно  отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. [18;353-355].

Проблема  отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства. [18;353-355].

Информация о работе Сиротство как социальная проблема, пути её решения