Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - определение проблем сиротства в современной России и путей их разрешения.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;
2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;
3) определить значение сиротства в современной России;
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 3
1.1 Сиротство: сущность понятия, причины, виды 5
1.2 Проблемы детей-сирот в современной России 9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА 15
2.1 Меры государственной политики по решению проблем сиротства 15
2.2Деятельност общественных организаций по предупреждению сиротства 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Таким образом, можно сказать, что
причины социального сиротства
велики и разнообразны. Актуальность
проблемы социального сиротства
является бесспорной уже на протяжении
нескольких лет, а в настоящее
время особо важной. Поэтому решение
этой действительно серьезной
1.2 Проблемы сиротства в современной России
Как уже говорилось, в настоящее
время Россия переживает третью (после
гражданской и Великой
Низкая рождаемость, которая характерна для России уже в течение нескольких десятилетий, привела к быстрому сокращению общего числа детей. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 34 млн. человек на начало 2000 год до 26 млн. человек на начало 2010 года. Доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет 18,3%. [20].
Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации выявленно свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей. [19;221].
За последние пять лет в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. В частности:
- на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. – 127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения страны, 2011 г. – 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения страны); [21].
- более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. – 1 770 учреждений, 2011 г. – 1 344), и более чем на 35% – численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. – 123 тыс. детей, 2011 г. – 79,9 тыс.); [21].
- на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. – 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. – 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения страны). [21].
В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. – под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. – в приемные семьи. [19;221].
Вместе с тем в настоящее время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье. Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек). [20].
Мировой опыт свидетельствует о том, что для воспитания психологически зрелой и социально адаптированной личности, дети-сироты как можно с более раннего возраста должны быть помещены в семью или же в условия, наиболее приближенные к семейным. России семейное воспитание не нашло еще должного распространения. По международным оценкам, около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России[18;353-355].
Именно поэтому, так важно для государства - развивать систему семейного воспитания в различных ее формах, и, так важно для общественных организаций и частных лиц оказывать всестороннюю поддержку в решении данной проблемы.
Воспитание и образование
Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни[12;164-165].
Кроме того необходимо выделить проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей - сирот.
Специалисты выделяют следующие проблемы детей-сирот:
1.Особая проблема-феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатное) «мы» – совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим – детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, вследствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально- нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.Все это в последствии отражается в нарушение общественных норм как в стенах интерната так и в обществе. [9;304-306].
2. Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки, подвалы соседних кварталов. Без присмотра взрослых такое обособление приводит их к беззрасудным поступкам, побегу и бродяжничеству. [9;304-306].
3.Неумение общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Исследователи А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых единодушны в том, что истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. [12;166-167].
Таким образом проблема социального сиротства в России одна из острейших. Дети-сироты, воспитанные в государственных учреждениях,в большинстве своем не становятся достойными гражданами страны.Только семья может обеспечить полноценную социализацию.Причинами социального сиротства являются экономические, социальные и психологические факторы.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА
2.1 Меры государственной политики по решению проблемы сиротства
Деятельность государства
по решению вопроса социального
сиротства включает в себя издание
различных законодательных
Социальное сиротство - комплексная, многоуровневая социальная и психологическая проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются с детством, прямым или косвенным образом влияет на социальное сиротство: увеличивает или уменьшает его.
Стратегические направления политики государства в области социального сиротства на современном этапе определены следующим образом:
А) создание системы профилактики социального сиротства;
Б) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемные семьи, замещающие профессиональные или более привычно - патронатные семьи, семейно-воспитательные группы);
В) поэтапный вывод детей из сиротских учреждений, создание на их базе учреждений по устройству детей на воспитание в семьи;
Г) нормализация жизни детей в закрытых учреждениях;
Д) постинтернатная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов.
В настоящее время постепенно наращиваются темпы работ по каждому из названных направлений на всех уровнях исполнительной власти. Большой вклад в развитие и оформление новых и все более совершенных моделей оказания различных видов социальных услуг в сфере социального сиротства вносит негосударственный сектор. Потенциал негосударственных организаций при его более широком использовании может стать важным инструментом для решения проблем семей и детей.[23].
Такая позиция обусловлена и особенностями американского законодательства, ставящего интересы приёмных родителей выше интересов усыновлённых российских детей и не защищающего детей от насилия. И отсутствием профилактических мер по предотвращению насилия в отношении усыновлённых сирот после подобных прецедентов. И несовершенством процедуры подбора и анализа кандидатур будущих усыновителей. И непрозрачностью порядка усыновления. И многими другими причинами.
Для того, чтобы действие Соглашения
между Российской Федерации и
Соединёнными Штатами Америки о
сотрудничестве в области усыновления
(удочерения) детей было возобновлено,
Государственная Дума приняла Постановление,
в котором предусмотрена
Принятие соответствующей
Информация о работе Сиротство как социальная проблема, пути её решения