Сиротство как социальная проблема, пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - определение проблем сиротства в современной России и путей их разрешения.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;
2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;
3) определить значение сиротства в современной России;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 3
1.1 Сиротство: сущность понятия, причины, виды 5
1.2 Проблемы детей-сирот в современной России 9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА 15
2.1 Меры государственной политики по решению проблем сиротства 15
2.2Деятельност общественных организаций по предупреждению сиротства 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Велика роль и ответственность  федеральной законодательной власти в решении проблемы усыновления. Депутаты всех комитетов Государственной  Думы должны провести мониторинг профильного  законодательства в сфере поддержки  материнства и детстве, в сфере  развития институтов усыновления и  способствовать скорейшему положительному рассмотрению тех профильных законопроектов, которые внесены в Госдуму. Совершенствование  законодательной базы – важная составляющая общего процесса по решению данной проблемы. [4].

Проблема сиротства должна решаться на всех уровнях власти. Субъекты Российской Федерации должны будут  принять региональные программы, направленные на профилактику социального сиротства, а органы местного самоуправления – аналогичные муниципальные программы.

Но главное формировать мотивацию  к усыновлению детей у российских граждан, проводить активную просветительскую деятельность, повышать нравственность российского общества. Это является базой для развития национального института усыновления, без которой не будут эффективными никакие социально-экономические меры. Только такой комплексный подход даст максимальному числу российских детей обрести полноценную семью.

Отрадно, что ежегодно возрастает количество усыновлений в российские семьи. Мы будем всесторонне содействовать  не только поддержанию, но и развитию этой позитивной тенденции».[16].

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или не может более оставаться в таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые  государством [1, 20].

В Российской Федерации задачей  государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального  развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в  современном обществе. Для этого  предусматривается комплексное  осуществление мероприятий, как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной  политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную  интеграцию в обществе [5, 41].

     Меры государственной  поддержки детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  а также лиц из их числа  в возрасте до 23 лет, предусмотрены  Федеральным законом. «О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [6], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти  следующие гарантии:

  1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения [6,ст.6,п.4]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования [6,ст.6,п.3]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [6,ст.6 п.5].
  2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [6, ст.9].
  3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [6,ст.7].
  4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья,  контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений,  контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

      Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а также дети, находящиеся  под опекой (попечительством), имевшие  закрепленное жилое помещение,  сохраняют на него право на  весь период пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального  обслуживания населения. А также  в учреждениях всех видов профессионального  образования независимо от форм  собственности, на период службы  в рядах Вооруженных  Сил  Российской Федерации, на период  нахождения в учреждениях, исполняющих  наказание в виде лишения свободы  [6, 3-8]. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм [6, ст.8].

    Рассмотрение  всех вопросов, связанных с отчуждением  жилой площади, заключением, а  также изменением всевозможных  договоров, косвенно или напрямую  запрашивающих законные права  и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье. Либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечения. А также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссии (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возможны функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

    Наличие закрепленной  жилой площади у выпускников  детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает  жилищный вопрос, так как возврат  в ранее сохраненные за ними  жилые помещения не способствует  их нормальной дальнейшей жизни.  Зачастую происходит возврат  в асоциальную обстановку, к лицам  лишенных родительских прав, страдающим  алкоголизмом, наркоманией, ведущим  аморальный образ жизни, психически  больным. А также в жилые  помещения, не отвечающие санитарным  и техническим требованиям. Кроме  того, пользуясь тем, что выпускники  детских государственных учреждений  в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения. Криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией и совершением правонарушений.

          Необходимо отметить, что Федеральный  закон предусматривает разработку  и реализацию органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации целевых программ по  охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

     Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

          Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений  образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Таким образом, мы видим, что  правительственные методы по решению  проблемы социального сиротства  многочисленны и разнообразны. Но, к сожалению, в России это решение  направлено не на уничтожение причин возникновения этого явления, а  уже на последствия. Поэтому решение  затягивается на долгие годы, и с  каждым годом все труднее и  труднее ликвидировать эту проблему.

 

2.2 Деятельность  общественных организаций по  предупреждению сиротства.

              Негосударственный путь решения  проблемы социального сиротства  включает в себя деятельность  общественных организаций, а также  отдельных граждан.

              НКО-некомерческая общественная организация осуществляет работу как по профилактике социального сиротства,так и непосредственно оказывает помощь детям-сиротам.Так например работа с матерями,бросившими детей,и с неблагополучными семьями,и работа по поиску замещающих семей для тех детей,вотношении которых возвращение в семью маловероятно.Также организации осуществляют работу с днтьми,находящимися в доме ребенка,и в приютах,детских домах. Роль некомерчиских организаций заключается в том,что они действуют не вместо государства,а вместе с ним,закрывая те сферы,где государство по каким-либо причинам действует недостаточно результативно.

Работа  некоммерческой организации  осуществляется на федеральном и  региональном уровне.

На федеральном уровне работает Национальный фонд защиты детей  от жестокого обращения. . Примером такой программы является программа «Помощь детям-сиротам в России» (АРО), она реализуется с 1999 года Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, финансируется же Агентством США по международному развитию.

В деятельность Национального  фонда защиты детей от жестокого  обращения входит[23]:

·   вовлечение в решение проблемы социального сиротства все общественные сектора;

·   поддержка реформы системы социальной защиты детства;

·   инновационная работа на местном и на федеральном уровнях;

·   оказание экспертных и консультационных программ;

·   распространение информации и аналитических материалов;

·   реализация образовательных программ.

Важным пунктом деятельности Национального фонда защиты детей  от жестокого обращения является то, что фонд не только помогает государственным  учреждениям и некоммерческим организациям в работе с детьми-сиротами, но и  стремится поддержать проекты, которые  препятствуют появлению новых сирот  в России.

Профилактические мероприятия   фонда   проводятся по следующим  направлениям:

·   работа с неблагополучной семьей с целью предотвращения безнадзорности детей;

·   организация досуга детей и подростковой занятости;

·   помощь семьям, воспитывающим ребенка-инвалида для того, чтобы не допустить отказа родителей от ребенка;

·   помощь в обеспечении семейного жизнеустройства детям, которые нуждаются в государственной защите (поддержка замещающих семей: патронатных, приемных, семейно-воспитательных групп);

·   социальная адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов;

·   профилактика социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

Центральное внимание в работе по социальной защите детства уделяется  не отдельному ребенку, а семье, так  как эффективная помощь ребенку  возможна только после помощи всей семье. «Спасая семьи, мы спасаем  детей»[16].

  На сегодняшний момент довольно много благотворительных организаций,занимающихся проблематикой сиротства на федеральном уровне,-не распологающие собственными средствами,а привлекают их с « рынка»,занимаются фандрайзингом.Это, например,известная волонтерская организация Отказники.ру(Волонтеры в помощь детям сиротам),Фонд детям-сиротам «Кто если не я!»,  «Детские домики».Все эти организации созданы и управляются людьми неравнодушными к проблеме сиротства.[23].

Информация о работе Сиротство как социальная проблема, пути её решения