Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми отсвашимеся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить особенности возникновения социального сиротства;
Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;
Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот
Введение……………………………………………………………….……..……4
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
Понятие социального сиротства…………………………………………..…5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации……………………………………………………………………...6
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае……………..……………………………………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………….……...….26
Библиографический список……………………………………………….….....27
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Лесосибирский филиал
Кафедра ГСПД
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория социальной работы»
на тему: «Сиротство как социальная проблема»
(ГСПД 000000.003 ПЗ)
Руководитель:
________Е. В. Соколова
(подпись)
_____________________
(оценка, дата)
Разработал:
студент группы 22-1
_______ К. Д. Корнеев
(подпись)
_____________________
(дата)
Лесосибирск, 2013
Реферат
Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы» включает в себя 28 страниц печатного текста. Работа содержит введение, две главы, заключение и библиографический список. При написании было использовано 17 литературных источников.
В курсовой работе были использованы следующие ключевые слова: cоциальное сиротство, дети-сироты, меры поддержки детей-сирот, социальная политика.
Цель данной работы:
проанализировать проблемы
В данной работе были рассмотрены различные подходы к определению детей-сирот, проблемы российского социального сиротства, реализация социальной политики в стране.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
1.2 Социально-психологическая
характеристика детей-сирот и проблемы
их социализации………………………………………………
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот
в Красноярском крае……………..…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………….…....
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем.
Социальная значимость исследования данной проблемы заключается в том, что необходимо более глубокое изучение причин и условий возникновения сиротства, без выявления которых, невозможно дальнейшая социализация детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Объектом нашей работы являются дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Проблема социальной помощи детям-сиротам в России пока не совсем готова к современным методам её артикуляции и разрешения - и в социально-практическом, и в теоретическом аспектах. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, резкого усиления социального неравенства и социальной дискриминации, которая усугубляется многочисленными социальными конфликтами. К тому же, до недавнего времени, вопросы социальной защиты детей-сирот в качестве самостоятельной социальной проблемы почти не рассматривались в отечественной науке.
Целью нашей работы является рассмотрение
возникновения сиротства и
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1 Характеристика сиротства как социального явления
История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности. Еще в 879 году в летописи упоминалось, что после смерти родителей заботу о ребенке-сироте несли опекуны – ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Нередко сироты попадали в монастыри. В то время даже появилось понятие «монастырские детеныши». Вспоминаются случаи, когда младенцев оставляли на пороге монастырей или обеспеченных домов. Христианские устои общества не допускали рождение детей вне брака, но отказ от рожденного ребенка считался еще более страшным грехом. Общество презирало таких людей.
Чаще дети становились сиротами в том случае, когда их родители уходили из жизни. И так на протяжении всей истории нашей страны болезни, войны, нищета способствовали развитию сиротства. Государство, церковь и весь общественный уклад в целом становились опорой в жизни осиротевших детей.
К основным видам сиротства относят:
1) собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
2) родителей, отказавшихся от родительских прав;
3) дети родителей, лишенных родительских прав;
4) дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
5) домашние сироты – дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. В лучшем случае, они чужие друг другу, в худшем — находятся в антагонистических отношениях.
На сегодняшний день проблема сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Сегодня дети могут лишиться попечения единственного или обоих родителей по следующим причинам:
1) смерть родителей;
2) лишение или ограничение родительских прав;
3) признанием родителей безвестно отсутствующими;
4) признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), например, в связи с пребыванием в лечебных учреждениях;
5) отбывание родителями наказания в виде лишения свободы или нахождения в местах содержания под стражей в связи с подозрением или обвинением в совершении преступлений;
6) уклонение от воспитания детей и от защиты их прав и интересов.
Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство – актуальные проблемы современности.
Основная причина социального сиротства – добровольный отказ родителей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка. В основном отказ происходит от новорожденного в родильном доме. Отказ от ребенка подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители могут изменить решение, и ребенка возвратят в семью.
Случается принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны.
Известный психиатр В.И. Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности их видение будущего не связано с ребенком. Он остается «немыслимым» в будущем женщины.
Исследования показали, что
основные причины социального сиротства
кроются в психической и
Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.[11]
Таким образом решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.
Говоря о типичных проблемах детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, следует особо подчеркнуть их социальную дезадаптацию, нарушения эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности, отставание в физическом развитии, наличие нервно-психических расстройств.
Можно выделить два ведущих симптомокомплекса, определяющих высокий уровень психической дезадаптации детей-сирот: эмоционально-волевую неустойчивость и неразвитость коммуникативной сферы. Определяющим фактором, приводящим к дисгармонии личности и психической дезадаптации, является ранняя депривация ребенка. При этом психологическая дезадаптация усиливается при длительном сроке пребывания в детском доме. Так дети, находящиеся в сиротском учреждении с рождения и пребывающие в нем длительное время, отличаются высокой тревожностью, неадекватностью эмоциональных реакций, сниженной активностью и волевой регуляцией. Помимо фактора ранней психической травматиза- ции, негативное влияние на психологическую адаптацию детей-сирот оказывает неконструктивная оценка их личностных особенностей педагогами и воспитателями. Пассивность, эмоциональная изоляция ребенка воспринимаются сотрудниками интернатных учреждений как позитивные характеристики, отражающие дисциплинированность детей и, следовательно, поощряются, в то время как активность, лидерство, творческие проявления, неординарность, эмоциональная открытость подавляются.
Для детей-сирот характерно нарушение механизмов эмоциональной привязанности. В психологии под привязанностью понимают стремление к близости с другим человеком и желание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека, для детей же это — жизненная необходимость. Младенцы, лишенные эмоционального тепла, могут серьезно болеть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, что крайне негативно сказывается на их познавательной активности и интеллекте. Вся внутренняя энергия ребенка уходит на попытки справиться с тревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его постоянного дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно интенсивное и эмоционально позитивное общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота со стороны взрослых о физическом и психическом здоровье и недостаточность общения приводят к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Потребность в привязанности у детей врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы привязанности:
1) негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет внимания, даже негативного, провоцируя родителей на наказания и стараясь вызвать их агрессию. Это становится для ребенка единственным подтверждением наличия между ним и родителями хотя бы какой-то эмоциональной связи. Появляется как в результате отвержения, так и гиперопеки;