Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми отсвашимеся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить особенности возникновения социального сиротства;
Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;
Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот
Введение……………………………………………………………….……..……4
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
Понятие социального сиротства…………………………………………..…5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации……………………………………………………………………...6
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае……………..……………………………………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………….……...….26
Библиографический список……………………………………………….….....27
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Важнейшие задачи органов опеки и попечительства- это обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.
К компетенции органов
опеки и попечительства в отношении
детей относится издание
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об опеке, попечительстве;
5) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
6) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
7) о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
13) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
Основой работы по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть закреплено юридически, с четким установлением прав и обязанностей сторон - родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.
Органы опеки и попечительства составляют план по защите прав ребенка, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией). План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План утверждается районной комиссией по защите прав детей.
Предполагается, что все действия по защите прав ребенка планируются органом опеки, осуществляются силами специалистов уполномоченных служб, а затем оцениваются и пересматриваются органом опеки, с учетом результатов и меняющихся обстоятельств.
Очевидно, что такая работа не может осуществляться исключительно силами административных сотрудников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т.е. создания специальных уполномоченных организаций, образующих систему социально-педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям.
В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (учреждения):
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату;
2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя;
6) готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
7) заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка;
8) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
9) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
10) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
11) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
12) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
13) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
14) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
15) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя; в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, даюг заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
17) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
18) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
19) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации;
20) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
21) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
Также присутсвует модель «пошаговой» деятельности уполномоченных организаций по практической социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, либо относящимися к группе риска по социальному сиротству:
- Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты.
- Составление плана обеспечения безопасности ребенка.
- Осуществление патроната над ребенком в семье.
-Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.
-Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью.
-Устройство ребенка в новую семью на постоянной основе (при невозможности).
Деятельность органов опеки и попечительства в нашей стране основана на использовании модели процессного управления. Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка системой профессиональных служб. Они обеспечивают потребности ребенка на каждом этапе — от момента выявления кризиса в семье до снятия с учета, в ситуации, когда ребенок больше не нуждается в помощи.
В функции органа опеки входят принятие решения о мерах и формах защиты прав ребенка, пересмотр и оценка эффективности результатов соблюдения исполнительных форм процессуального производства в отношении правовой поддержки детей. При этом организации, уполномоченные органа опеки, профессионально обеспечивают подготовку и реализацию данных решений.
Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на следующих системных принципах в рамках теории систем:
1) Системность - организация системы социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.
2) Приоритетность - направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.
3) Комплексность — разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.
4) Непрерывность и своевременность - постоянство деятельности в рамках социальной защиты детей-сирот и детей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.
5) Перспективность - долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках региональной системы социальной защиты детей-сирот.
6) Индивидуальность и адресность - учет индивидуальный особенностей и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе принятия решений. [1,2,3].
Одной из важнейших задач социальной политики государства и его регионов на сегодняшний день является совершенствование системы социальной защиты детей-сирот.
Система социальной защиты детей-сирот в условиях институционализации (воспитание ребенка в учреждениях) и деинституционализации (воспитание ребенка в семье) это альтернатива родительской заботы, осуществляемая государством, органами местного самоуправления, обществом в целом и гражданами в отдельности и направленная на обеспечение прав и интересов ребенка и обеспечение его гарантий.
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае
В красноярском крае осуществляются следующие меры поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые регламентируются Законом Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка»
Это обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы.
Для обучения на курсах по подготовке
к поступлению в краевые
К заявлению прилагаются следующие документы: