Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми отсвашимеся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить особенности возникновения социального сиротства;
Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;
Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..……4
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
Понятие социального сиротства…………………………………………..…5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации……………………………………………………………………...6
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае……………..……………………………………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………….……...….26
Библиографический список……………………………………………….….....27

Файлы: 1 файл

KURSAK_KIRILL.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Важнейшие задачи органов  опеки и попечительства- это обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.

К компетенции органов  опеки и попечительства в отношении  детей относится издание распоряжений по следующим вопросам:

1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;

2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

3) о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) об опеке, попечительстве;

5) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

6) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

7) о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;

8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;

9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

13) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

Основой работы по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть закреплено юридически, с  четким установлением прав и обязанностей сторон - родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.

Органы опеки и попечительства составляют план по защите прав ребенка, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией). План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План утверждается районной комиссией по защите прав детей.

Предполагается, что все  действия по защите прав ребенка планируются органом опеки, осуществляются силами специалистов уполномоченных служб, а затем оцениваются и пересматриваются органом опеки, с учетом результатов и меняющихся обстоятельств.

Очевидно, что такая работа не может осуществляться исключительно силами административных сотрудников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т.е. создания специальных уполномоченных организаций, образующих систему социально-педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям.

В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (учреждения):

1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату;

2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя;

6) готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

7) заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка;

8) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;

в установленном законом  порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов  подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

9) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

10) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

11) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

12) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;

13) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;

14) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

15) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя; в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, даюг заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

17) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;

18) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;

19) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации;

20) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

21) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

Также присутсвует модель «пошаговой» деятельности уполномоченных организаций по практической социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, либо относящимися к группе риска по социальному сиротству:

- Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты.

- Составление плана обеспечения безопасности ребенка.

- Осуществление патроната над ребенком в семье.

-Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.

-Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью.

-Устройство ребенка в новую семью на постоянной основе (при невозможности).

Деятельность органов  опеки и попечительства в нашей  стране основана на использовании модели процессного управления. Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка системой профессиональных служб. Они обеспечивают потребности ребенка на каждом этапе — от момента выявления кризиса в семье до снятия с учета, в ситуации, когда ребенок больше не нуждается в помощи.

В функции органа опеки  входят принятие решения о мерах  и формах защиты прав ребенка, пересмотр  и оценка эффективности результатов соблюдения исполнительных форм процессуального производства в отношении правовой поддержки детей. При этом организации, уполномоченные органа опеки, профессионально обеспечивают подготовку и реализацию данных решений.

Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на следующих системных принципах  в рамках теории систем:

1) Системность - организация системы социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.

2) Приоритетность - направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.

3) Комплексность — разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.

4) Непрерывность и своевременность - постоянство деятельности в рамках социальной защиты детей-сирот и детей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.

5) Перспективность - долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках региональной системы социальной защиты детей-сирот.

6) Индивидуальность и адресность - учет индивидуальный особенностей и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе принятия решений. [1,2,3].

Одной из важнейших задач  социальной политики государства и  его регионов на сегодняшний день является совершенствование системы  социальной защиты детей-сирот.

Система социальной защиты детей-сирот в условиях институционализации (воспитание ребенка в учреждениях) и деинституционализации (воспитание ребенка в семье) это альтернатива родительской заботы, осуществляемая государством, органами местного самоуправления, обществом в целом и гражданами в отдельности и направленная на обеспечение прав и интересов ребенка и обеспечение его гарантий.


2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае


 

В красноярском крае осуществляются следующие меры поддержки детей-сирот  и детей оставшихся без попечения родителей, которые регламентируются Законом Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка»

Это обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы.

Для обучения на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования с соответствующим заявлением.

К заявлению прилагаются  следующие документы:

Информация о работе Сиротство как социальная проблема