Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми отсвашимеся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить особенности возникновения социального сиротства;
Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;
Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..……4
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
Понятие социального сиротства…………………………………………..…5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации……………………………………………………………………...6
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае……………..……………………………………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………….……...….26
Библиографический список……………………………………………….….....27

Файлы: 1 файл

KURSAK_KIRILL.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

2) амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: привязанность-отвержение, любовь-ненависть. При этом перепады в отношении являются резкими, довольно частыми, сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители сами непоследовательны и амбивалентны в своем отношении к ребенку;

3) избегающая-ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив поведения — недоверие и враждебность. Возникает, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и чувство горя не пережито полностью, либо если разрыв воспринимается как предательство;

дезорганизованная - ребенок научился выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привя занности в пользу насилия. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности[6].

По мнению Е. Г.Трошихиной, нарушение механизмов эмоциональной привязанности обусловливает такое явление как «множественное материнство». Многие дети-сироты не способны дифференцировать взрослых на своих и чужих. Например, всех женщин, работающих в детском доме или приходящих в качестве волонтеров, они готовы называть «мамой», при этом, оказавшись в новой семье, часто остаются по отношению к приемным родителям эмоционально холодными, отчужденными.

Другая особенность развития воспитанников детского дома выражается в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности центральной нервной системы (более 50 % воспитанников имеют задержку психического развития), в недоразвитии речи. Выявлено значительное отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях, и по показателям интеллектуального развития.

Перечисленные факторы крайне негативно сказываются на общем  развитии детей-сирот, что обусловливает  необходимость функционирования внутри каждого интернатного учреждения комплексной психолого-социальной службы.

Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот  является трудовая подготовка. В связи  с этим в образовательных учреждениях  трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения – 2013 и в вузы – 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование  детей-сирот – актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого  социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы – апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между  их представлениями о жизни и  реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в  современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение  и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие  трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых  регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял  в группе «риска» - был бомжем, находился  под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками  из общеобразовательной школы у  детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается  в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные  биологические и социальные факторы  – причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся  в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком  родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает  отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности  и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части  воспитанников есть психологические  проблемы противоположного плана: после  эмоционально теплого семейного  детства они оказываются без  родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера  наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих  в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников  выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как  правило, в детских домах концентрируются  подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое  и физическое насилие.


Педагоги стремятся учитывать  интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах – от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных  проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.


 

1.3 Профилактика социального сиротства

Социальное сиротство - один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это только официальные данные.

Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно  влияющих на статистику сиротства –  материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой – воспитывать ребенка в одиночестве. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится. Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России же подобных методов профилактики раннего социального сиротства до сих пор не существует.

Но это лишь одна из проблем. Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Ведь тот факт, что родители не отказались от ребенка сразу и пытаются его воспитывать, еще ни о чем не говорит. Очень часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Очень часто подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Дети оказываются на улице или в интернате, пусть даже самом лучшем, но, все же, не способном заменить им семью. Программа по профилактике социального сиротства должна включать взаимодействие с такими семьями на всех стадиях. И сегодня для этого уже делаются некоторые шаги.

Главные пути преодоления  социального сиротсва:

1) cтабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;

2) возрождение духовной культуры нации;

3) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

4) возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения;

5) Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;

6) Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Профилактикой социального  сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются у нас органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в  наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие  общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация – самые  тонкие и чуткие (в кавычках) психологи  советского государства. Создатели  системы не сомневались, что неблагоприятные  случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой  профилактике социального сиротства  в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.

Сегодня, как на государственном  уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки  профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального  сиротства как явления говорить еще очень преждевременно. К примеру, не так давно правительством Москвы был принят проект о профилактике социального сиротства. Одно из основных положений этого документа предполагает тщательное выявление неблагополучных  семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей  должно входить в обязанности  сотрудников всех учреждений, работающих с населением – милиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях.

Помимо государства в  деле преодоления социального сиротства  огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального  сиротства и защиты детей от жестокого  обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам  насилия в семье или находящимся  в условиях социальной депривации. В 2010 году стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому  обращению с детьми и нарушению  прав ребенка.

Государственными и общественными  организациями внедряются комплексы  обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства  для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения  родителей, для тех, кто готов  их усыновить, сегодня предусмотрены  специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры  усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая  практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Таким образом, сиротство  – одна из сложных проблем нашего общества. Дети, попавшие в эту категорию, не развиваются полноценно, что влечет за собой изменение в психики. Значительные преобразования происходят в социальной сфере личности: круг общения уменьшается, происходит градация на “своих” и “чужих”.Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.

 

 

 

 

 

 

2 Социальная защита детей  сирот


2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот

 

 

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным направлением государственной социальной политики. В соответствии с нормами российского и международного законодательства, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию ребенка несут семья и государство. Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями, либо уклоняются от их выполнения, то государство становится безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по его защите и обеспечению.

В настоящее время защиту прав и законных интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляют органы опеки  и попечительства, действующие на муниципальном уровне, а ее правовое регулирование реализуется посредством  Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (2008 г.), ряда постановлений Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с действующим  российским законодательством жизнеустройство  детей-сирот осуществляется путем  передачи их в другую семью или  в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, психоневрологические интернаты и др.).

Информация о работе Сиротство как социальная проблема