Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми отсвашимеся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить особенности возникновения социального сиротства;
Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;
Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот
Введение……………………………………………………………….……..……4
1 Характеристика сиротства как социального явления……………………...…5
Понятие социального сиротства…………………………………………..…5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации……………………………………………………………………...6
1.3 Профилактика социального сиротства………………………………...…..10
2 Социальная защита детей сирот……………………………………….……..13
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот…….........….13
2.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае……………..……………………………………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………….……...….26
Библиографический список……………………………………………….….....27
2) амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: привязанность-отвержение, любовь-ненависть. При этом перепады в отношении являются резкими, довольно частыми, сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители сами непоследовательны и амбивалентны в своем отношении к ребенку;
3) избегающая-ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив поведения — недоверие и враждебность. Возникает, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и чувство горя не пережито полностью, либо если разрыв воспринимается как предательство;
дезорганизованная - ребенок научился выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привя занности в пользу насилия. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности[6].
По мнению Е. Г.Трошихиной, нарушение механизмов эмоциональной привязанности обусловливает такое явление как «множественное материнство». Многие дети-сироты не способны дифференцировать взрослых на своих и чужих. Например, всех женщин, работающих в детском доме или приходящих в качестве волонтеров, они готовы называть «мамой», при этом, оказавшись в новой семье, часто остаются по отношению к приемным родителям эмоционально холодными, отчужденными.
Другая особенность развития воспитанников детского дома выражается в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности центральной нервной системы (более 50 % воспитанников имеют задержку психического развития), в недоразвитии речи. Выявлено значительное отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях, и по показателям интеллектуального развития.
Перечисленные факторы крайне негативно сказываются на общем развитии детей-сирот, что обусловливает необходимость функционирования внутри каждого интернатного учреждения комплексной психолого-социальной службы.
Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения – 2013 и в вузы – 306 человек. На работу было устроено 609 чел.
Воспитание и образование
детей-сирот – актуальная социально-педагогическая
проблема. Дети-сироты в силу их особого
социального статуса часто
Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.
В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.
Заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).
По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы – причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Проблемы педагогического
Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах – от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.
Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.
1.3 Профилактика социального сиротства
Социальное сиротство - один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это только официальные данные.
Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно влияющих на статистику сиротства – материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой – воспитывать ребенка в одиночестве. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится. Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России же подобных методов профилактики раннего социального сиротства до сих пор не существует.
Но это лишь одна из проблем.
Кроме психологической
Главные пути преодоления социального сиротсва:
1) cтабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
2) возрождение духовной культуры нации;
3) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
4) возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения;
5) Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
6) Совершенствование системы устройства детей-сирот.
Профилактикой социального
сиротства и работой с
Сегодня, как на государственном
уровне, так и в среде наиболее
инициативных общественных организаций,
предпринимаются определенные попытки
профилактики сиротства и безнадзорности,
однако о полной ликвидации социального
сиротства как явления говорить
еще очень преждевременно. К примеру,
не так давно правительством Москвы
был принят проект о профилактике
социального сиротства. Одно из основных
положений этого документа
Помимо государства в
деле преодоления социального
Государственными и
Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.
Таким образом, сиротство – одна из сложных проблем нашего общества. Дети, попавшие в эту категорию, не развиваются полноценно, что влечет за собой изменение в психики. Значительные преобразования происходят в социальной сфере личности: круг общения уменьшается, происходит градация на “своих” и “чужих”.Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.
2 Социальная защита детей сирот
2.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот
Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным направлением государственной социальной политики. В соответствии с нормами российского и международного законодательства, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию ребенка несут семья и государство. Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями, либо уклоняются от их выполнения, то государство становится безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по его защите и обеспечению.
В настоящее время защиту
прав и законных интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, осуществляют органы опеки
и попечительства, действующие на
муниципальном уровне, а ее правовое
регулирование реализуется
В соответствии с действующим
российским законодательством