Система открытого образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:26, лекция

Описание работы

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

DO_ak_sociolog1.doc

— 865.50 Кб (Скачать файл)

Человек не только использует то, что  предоставляет ему социальная среда, но и преобразует ее, что также является важнейшим фактором формирования его как личности. Главное в личности – не физическая природа, а ее социальное качество, личностным проявлением которого выступает осуществляемая индивидом социальная деятельность. Задача статистики личности – выявление закономерностей массовой социальной деятельности людей в зависимости от различных социальных факторов. Поэтому обязательной подсистемой в системе показателей статистики личности будет блок, описывающий поведение людей в изучаемой совокупности. При конструировании такого блока необходимо определить, какие именно элементы поведения можно описать с помощью статистических данных. Межличностные отношения людей, их склонности, настроения – самые неопределенные явления с точки зрения количественной оценки и потому менее всего фиксируются статистикой. А вот поведение людей, влияющее на изменение различных структур общества (демографической, образовательной, профессиональной), можно оценить с помощью количественных статистических показателей. Таким образом, в статистике личности надо рассматривать и такие действия людей, которые изменяют социальную структуру их общества.

В заключение перечислим основные структуры, традиционно изучаемые статистикой: демографическая структура населения (по полу, возрасту, а также брачному состоянию); этническая структура населения – распределение населения по признаку национальной, расовой и религиозной принадлежности, различным языковым показателям; распределение населения по общественным группам: семейная структура населения; образовательная структура населения; профессиональная структура населения; распределение населения по источникам средств существования; отраслевая структура населения; структура населения по уровню доходов; структура населения по видам досуговой деятельности.

Необходимо также выделить основные виды поведения членов изучаемой  когорты для определения структуры  блока статистических показателей, характеризующих массовое поведение изучаемых совокупностей людей.

Итак, содержательная структура постоянных подсистем такова:

  • блок институциональных элементов социальной инфраструктуры,
  • блок показателей социальной деятельности (поведения) членов когорты,
  • блок характеристик социального статуса членов когорты.

Важнейший принцип структурирования системы показателей – это  ее временная взаимоувязанность со стадиями социализации индивида. В соответствии с эти мы имеем двумерную систему координат в системе показателей статистики личности, определяемую, с одной стороны, тремя блоками, описывающими условия и результаты процесса формирования человека как личности, а с другой – стадией социализации, на которой рассматривается этот процесс. Таким образом, рассматриваются четыре крупные подсистемы статистических показателей, описывающих жизнедеятельность изучаемых совокупностей людей на стадии ранней социализации личности, стадии социализации молодого человека, стадии социальной зрелости и послетрудовой стадии.3

Тест 1. «Ценностные ориентации» (методика М.Рокича)

Этап 1. Следует уяснить, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру, к другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М.Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Стимульный  материал:

  • активная деятельность (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры; интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Этап 2. Предлагается студентам работать с вопросами последовательно, вдумчиво. Каждой ценности из списка следует присвоить определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое они придают данной ценности в жизни по сравнению с другими. Ранжируя ценности по каждому из списков, они должны задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?»

 

Этап 3. После окончания работы студенты с помощью преподавателя анализируют результаты ранжирования по каждому списку в отдельности. Определяются главные для студента ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, причем их следует сопоставить с теми усилиями, которые делает человек для их осуществления в настоящем и будущем.

Контрольные вопросы к теме №3

(вопросы для  самоконтроля и индивидуального  собеседования)

  1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.
  2. Сущность и структура личности.
  3. Социальный статус личности и его формирование.
  4. Сущность процесса социализации
  5. Основные факторы социализации
  6. Социальные роли, их типология. Понятия «ролевой набор, «ролевой конфликт».
  7. Самореализация личности и смысл жизни.
  8. Социокультурные жизненные стили, их особенности в современном обществе.

Литература

Основная:

  1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
  3. История социологии. Мн., 1998.
  4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.
  5. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.
  6. Смелзер Н. Социология. М., 1984.
  7. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
  8. Социология /Под ред. А.Н.Елсукова. Мн., 2000.
  9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.
  10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.
  11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

 

Дополнительная:

  1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995, 1999.
  3. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология.1999. № 1.  
    С. 35-57.
  4. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.
  5. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
  6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  7. Социологический словарь. Мн., 1991.
  8. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

 

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Лекция 4. Социальные изменения

Основные  понятия:

социальная динамика; социальный прогресс; социальный регресс; эволюция; социальная революция; движущие силы социальной динамики; типы обществ; критерии общественного прогресса; модернизация; вестернизация.

Теоретические представления о  направленности социальных изменений

В I разделе курса «Социология» эта тема занимает особое место, так  как в ней рассматриваются  важнейшие вопросы социальной динамики.

Социальная динамика (греч. dynamis – сила) – понятие, в котором фиксируются источники, причины, характер, движущие силы и направленность изменений, происходящих в обществе. Впервые введено в оборот О.Контом, назвавшим одну из составных частей своей социологической концепции социальной динамикой. Социальная динамика у него дополняет социальную статику, в которой общество анализируется в условно застывшем состоянии, со стороны своих устойчивых структур, обеспечивающих сохранение социального порядка и целостности общества. Сущность социальной динамики является, таким образом, характеристикой, дополняющей схематичное, статичное рассмотрение общества. Главной задачей социальной динамики О.Конта является определение движущих сил общественного прогресса, осуществляющегося эволюционным путем. Не отрицая значимости для социальной эволюции экономических и природных условий, климата и географической среды, О.Конт выделял в качестве основных факторов общественного прогресса духовные и интеллектуальные, которые определяются «состоянием человеческих умов». В соответствии с особенностями духовных характеристик общественного развития им обозначаются три стадии исторического прогресса: теологическая, метафизическая и позитивная. Для первой, которая длилась вплоть до ХIII в., характерно господство религиозного мировоззрения; вторая, метафизическая стадия (ХIV – XVIII вв.), связана с выдвижением на первый план деятелей из гуманитарных областей – юристов, литераторов, философов, метафизиков. Третья, позитивная стадия, которая началась в XIX в., утверждает идеал позитивной, опытной науки и основанного на ней научного, а не умозрительно-спекулятивного мировоззрения.

Каждый новый этап в социальной динамике, вырастающий из недр старой социальной структуры, порождает новые формы общественных связей и отношений, создает новые социальные институты и, естественно, меняет структурные компоненты общества – преобразует социальную статику.

Проблемы социальной динамики разрабатывал в своей социологической концепции П.Сорокин. В работе «Социальная и культурная динамика» он, проанализировав на обширном эмпирическом материале историю развития человеческого общества, пришел к выводам, что в ее основе лежат изменения, происходящие в культуре и связанные, прежде всего, с преобразованием ее главных компонентов – ценностей. По мнению П.Сорокина, развитие общества представляет единый социокультурный процесс. Таким образом, социальная динамика у него преобразуется в социокультурную динамику, в которой, в зависимости от характера господствующих в тот или иной период ценностей, выделяются соответствующие этапы. П.Сорокин выделяет три этапа, которые история человечества уже прошла. Первый (длился до ХII в.) – связан с преобладающим влиянием идеационного типа социокультуры, базирующемся на воображении и разуме; второй (конец ХII – ХIV вв.) – определяется идеалистическим типом культуры, в центре которого относительный баланс между рациональными ценностями, отображающими чувственную природу человека; третий (XV – XIX вв.) – основывался на чувственной культурной суперсистеме, с преобладанием в ней чувственных, эмпирических образцов культурных ценностей. Четвертый этап, начавшийся в конце XIX в., еще только определяется, и связан он с утверждением нового типа великой идеационной культуры, оптимально воплощающей рациональные и чувственные начала в создаваемых культурных ценностях.

Социальная эволюция и социальная революция

Общественное развитие может осуществляться по разным сценариям. Эволюционный путь предполагает постепенное изменение сложившейся системы общественных связей и отношений, предопределяемое различными объективными и субъективными факторами. Идеи эволюционизма содержались уже в работах основателя социологии – О.Конта. Они были существенно развиты и дополнены в концепции Г.Спенсера.

Противоположный сценарий развития общества, предполагающий быстрое, скачкообразное изменение системы общественных отношений был теоретически обоснован в социологии марксизма, в которой социальная революция рассматривалась как «локомотив истории», источником движения которого является классовая борьба.

Маркс допускал разные формы классовой  борьбы. Он полностью не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.

Взгляды Маркса на эту проблему, особенно их эволюция до сих пор глубоко не проанализированы и не изучены. Широко известны его слова «революции - локомотивы истории» и в то же время не востребованы его мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать, что ее конечные результаты зачастую оказываются мало похожими на декларировавшиеся революционерами цели. А Энгельс прямо указывал, что «во всякой революции неизбежно делается множество глупостей».

Главным вопросом революции Маркс  считал вопрос о власти. Это очень  многогранная проблема, которая отнюдь не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как это представлялось в «советском» марксизме. Прежде всего, коснемся того, какие элементы политической реальности марксистская социология относит к власти. Диалектико-материалистический анализ отношений между материальными производительными силами и государственными институтами, общественными учреждениями позволил обосновать идею детерминации экономического и политического целого - взаимозависимости гражданского общества и государства. Даже в ранних работах Маркс и Энгельс жизнедеятельность гражданского общества характеризовали как «истинный очаг и арену всей истории». А в более зрелых работах, подчеркивая единство гражданского общества и государства, они прямо указывали, что первое выступает как содержание, а второе - как форма: «По крайней мере, в новейшей истории, государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений, - решающим элементом. По старому взгляду на государство... оно считалось, наоборот, определяющим, а гражданское общество - определяемым элементом».

Информация о работе Система открытого образования