Система социальной защиты в городе Минске: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:51, доклад

Описание работы

Одним из главных вопросов развития социальной политики столицы является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения.
Бесспорно, содержание и направления развития системы социальной защиты обусловлены социально-демографической структурой населения, которая в настоящее время характеризуется увеличением доли пожилых людей и снижением удельного веса детей в возрасте 0-15 лет.

Файлы: 1 файл

Система социальной защиты в городе Минске.doc

— 2.45 Мб (Скачать файл)


Система социальной защиты в городе Минске:

состояние и перспективы развития

 

Одним из главных вопросов развития социальной политики столицы является создание эффективной и действенной  системы социальной защиты населения.

Бесспорно, содержание и направления развития системы социальной защиты обусловлены социально-демографической структурой населения, которая в настоящее время характеризуется увеличением доли пожилых людей и снижением удельного веса детей в возрасте 0-15 лет.

Справочно: на начало 2012 года по сравнению с 1999 годом доля лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 19,9% до 14,6%; в трудоспособном возрасте увеличилась с 64,2% до 64,8%; старше трудоспособного возраста увеличилась с 15,9% до 20,6%.

Каждый пятый житель г. Минска старше трудоспособного возраста, в то время как в 1999 году им был каждый шестой.

В целом по городу число пенсионеров (степень пенсионной тяжести) на 1000 граждан в трудоспособном возрасте выросло с 247 до 317.

В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более. На начало 2012 года доля этой части населения в г. Минске составила 10,9%.

Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая сегодня составляет 73,5 лет.

Число детей приходящихся на 1000 граждан трудоспособного возраста (степень замещения трудовых ресурсов) уменьшилось с 311 до 225. К существенному снижению удельного веса детей в возрасте 0 - 15 лет привело падение рождаемости в конце 90-х годов.

Суммарный коэффициент рождаемости в 2011 году по городу Минску составил 1,2236, что меньше на 18,4% от ожидаемого результата (1,50). Такой уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения.

В городе по-прежнему доминируют однодетные (72,7% или 165 103 семьи). Вместе с тем, прослеживается тенденция по увеличению вторых и последующих рождений детей. Доля вторых рождений возросла с 29,7% в 2005 году до 36,8% в 2011 году, третьих и более - с 5,7% до 9,5%.

Уменьшение численности  детей и их удельного веса в общей численности населения означает снижение численности населения в будущем.

Наметившаяся демографическая тенденция является многоаспектной, охватывающей интересы в целом: от экономических последствий как с точки зрения влияния на рынок труда и пенсионные реформы, так и с позиций оказания помощи пожилым гражданам и семьям, воспитывающим детей.

В сложившихся условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Ее ведущими организационно-правовыми формами в настоящее время являются:

социальное обеспечение;

социальная поддержка населения;

социальное обслуживание населения.

Социальное обеспечение представлено в виде двух направлений – это пенсионное обеспечение и выплата социальных пособий.

Пенсионная система в Беларуси является распределительной.

В основу распределительной системы  положен принцип солидарности, который заключается в смене поколений на рынке труда и передаче эстафеты содержания людей состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка. Иными словами, тот, кто трудится сегодня, отдает часть своего заработка тем, кто трудился вчера. Действующая пенсионная система базируется на текущем финансировании пенсионных выплат за счет страховых отчислений на пенсионное страхование, производимых работодателями и работниками. В настоящее время функции государственного социального страхования и его основной части – пенсионного страхования в Республике Беларусь осуществляется различными государственными органами. Сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также финансирование соответствующих выплат и контроль за правильностью уплаты и расходованием страховых взносов производят органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Назначение и выплату пенсий осуществляют структурные подразделения соответствующих органов местного управления.

Распределение средств осуществляется посредством пенсионной формулы, в которой одним из главных параметров является заработок. Статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» содержит механизм определения заработка для исчисления пенсий таким образом, чтобы в пределах имеющихся средств обеспечить (1) дифференциацию в размерах пенсий и (2) относительно приемлемый уровень минимальных выплат.

Размер пенсии каждого пенсионера определяется индивидуально в соответствии с установленной законодательством пенсионной формулой и зависит, прежде всего, от продолжительности трудового стажа и величины индивидуального коэффициента заработка, из которого уплачивались страховые взносы. С одной стороны, представляется справедливым, чтобы размеры пенсий были увязаны с прошлым заработком и стажем. Однако степень такой зависимости ограничена: пенсионная система, являясь социальным институтом, несет предусмотренные законодательством расходы на выплаты, не связанные с уплатой страховых взносов. В частности: (1) по финансированию так называемых «кредитных» периодов, засчитываемых в стаж работы (учеба, служба в армии, уход за малолетними детьми, получение пособия по безработице и т. д.); (2) на выплату пенсий, назначаемых ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (например, в связи с инвалидностью), а также детям и другим иждивенцам, потерявшим кормильца; (3) на обеспечение минимальных пенсий лицам, имевшим низкий заработок (работники сельского хозяйства и др.); (4) для выплаты надбавок на уход и прочие расходы.

Механизм увеличения (индексация) трудовых пенсий основан на росте средней заработной платы работников в республике. Это позволяет обеспечивать повышение пенсий, сопоставимое с темпами роста доходов занятых в экономике. Минимальные и социальные пенсии, кроме того, ежеквартально индексируются исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах последнего месяца квартала.

Справочно: в органах социальной защиты города Минска на 1 сентября 2012 г. на учете состоит 434 509 получателей пенсий. За 2012 год количество пенсионеров выросло на 6 788 человек (на 1 января 2012 г. на учете состояло 427 721 получатель пенсий). Основная доля (424 741 человек или 97,8%) – получатели трудовых пенсий. Социальные пенсии в городе выплачиваются 9 168 гражданам (2,1%).

Удельный вес работающих пенсионеров – 35,9% (157 100 человек).

Ниже бюджета прожиточного минимума пенсию получают 12 337 человек (2,8% от общего числа получателей пенсий). На 1 января 2012г. данный показатель был равен 6,1% (25 881 человек).

Средний размер пенсий (всех видов) составил в столице в сентябре 2012 года 1 756 333 руб., трудовых – 1 777 156 руб., социальных – 783 680 руб.

В соответствии со ст. 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» пенсии перерасчитываются, если рост заработной платы в истекшем квартале составляет более 15% по сравнению с величиной заработной платы, примененной при предыдущем перерасчете.

В начале текущего года Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2012 № 35 «О повышении пенсий» было предписано произвести перерасчет трудовых пенсий с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября исходя из средней заработной платы работников республики за истекший квартал независимо от процента ее увеличения.

С целью поддержания достойного уровня жизни пожилых людей установлены доплаты к пенсиям неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим возраста:

75 лет, - в размере 75 процентов минимального размера  пенсии по возрасту (размер доплаты в сентябре 2012 г. – 158 226 руб., 38 701 получатель);

80 лет, - в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (размер доплаты в сентябре 2012 г. – 210 968 руб., 40 302 получателя).

Кроме этого, Указом № 35 определено, что в 2012 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике будет произведен четыре раза: с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября.

Действующим пенсионным законодательством  предусмотрена возможность самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии путем «отложенного» выхода на нее. Так, если человек достиг пенсионного возраста и не получает пенсию, то за каждые два месяца работы ее размер по действующему законодательству увеличивается на 1% заработка, принятого для исчисления пенсии.

С 1 октября 2012 года при продолжении  работы без получения государственной  пенсии по возрасту после приобретения права на нее размер пенсии прогрессивно увеличивается:

за первый год – на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

за два года размер повышения  составит 14 % (повышение на 8% за второй год суммируется с повышением на 6% за первый год);

за три года – на 24% (14% за два  года плюс 10% за третий год);

за четыре года – 36% (24% за три года плюс 12% за четвертый год);

за пятый и каждый последующий  год предусматривается повышение  пенсии на 14% заработка, которые также  суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период (за 5 лет – 50%, за 6 лет - 64%).

С 1 октября 2012 года в г. Минске в соответствии с указанной  нормой будет увеличена пенсия 247 получателям. При чем размер пенсии в отдельных случаях увеличивается более чем на 1,5 млн. рублей.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий  граждан.

Справочно: назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий:

по беременности и родам;

в связи с рождением ребенка;

женщине, ставшей на учет в медицинском  учреждении до 12-недельного срока беременности;

по уходу в возрасте за ребенком до 3-х лет;

по уходу за детьми от трех до 16 (18) лет;

по уходу за ребенком – инвалидом до 18 лет;

по уходу за детьми в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита или больных СПИДом;

по безработице;

на погребение и др.

 

Для социальной защиты семьи, укрепления ее положения в обществе, охраны материнства и детства Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» предусмотрены следующие основные виды пособий: пособие по беременности и родам, пособие в связи с рождением ребенка, пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и пособие на детей старше 3 лет.

Назначение и выплата пособий  осуществляются по месту работы (службы), учебы (в дневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать не работает и не учится – по месту работы (службы) или учебы отца ребенка.

Размер пособия устанавливается  в зависимости от величины бюджета  прожиточного минимума (БПМ). В связи с изменением БПМ (величина БПМ с 01.08.2012 – 843 870 рублей) с 1 августа 2012 года увеличились размеры детских пособий. Основной размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составляет 843 870 рублей, старше 3-х лет 421 935 рублей.

Справочно: получателями государственных пособий на детей в органах социальной защиты города Минска являются 14 502 человека.

Выплата государственных пособий  индексации не подлежит.

С 01.01.2013 вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон).

Справочно: основные новации, включенные в вышеуказанный Закон, состоят в следующем.

 

 

Действующая редакция

(до 31.12.2012)

Новая редакция  
(с 01.01.2013)

1. Выплата пособия по беременности и родам в минимальном размере,  
т.е. 50% бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ)

в настоящее время такой нормы  для данной категории женщин в  законодательстве нет

будет производиться женщинам, за которых взносы в Фонд уплачивались менее чем за  
6 мес.

2. Расчет размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

исходя из величины БПМ, причем размер пособия не зависит от очередности  рождения детей в семье  
(с 01.08.2012 по 31.10.2012 –  
843 870 рублей)

исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике (далее – среднемес. зарплата), причем размер пособия будет дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей.  
Так, на первого ребенка пособие будет выплачиваться в размере 35% среднемес. зарплаты (с 01.08.2012 по 31.10.2012 его размер составил бы 1 232 520 рублей),  
на второго и последующих детей – в размере 40% среднемес. зарплаты (с 01.08.2012  
по 31.10.2012 его размер составил бы  
1 408 590 рублей).

3. Выплата пособия на детей старше 3 лет

в настоящее время (т.е. в 2012 г.) пособие на детей старше 3 лет выплачивается малообеспеченным семьям, среднедушевой доход на члена семьи в которых за 2011 год не превышает 60% или 80% БПМ в ценах сентября 2011 г., т.е 344 870 рублей и 459 830рублей соответственно. В первом случае пособие выплачивается в полном размере, т.е. 50% БПМ (421 930 рублей), а во втором -  
25% БПМ (210 960 рублей).

Уровень дохода не учитывается  вовсе при назначении данного вида пособия след. категориям семей:

  1. семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
  2. семьям, воспитывающим детей, инфицированных ВИЧ;
  3. неполным семьям, в которых родитель не работает, не является занятым и при этом ему установлена I или II гр. инвалидности;
  4. семьям военнослужащих, проходящих срочную военную службу.

Малообеспеченным семьям выплата пособия на детей старше 3 с учетом совокупного дохода семьи производиться не будет.

Право на данный вид пособия будут  иметь лишь те семьи, которым в  настоящее время пособие выплачивается  без учета доходов,  
а также:

  • полные семьи, в которых обоим родителям установлена I или II гр. инвалидности;
  • полные семьи, в которых одному родителю установлена I гр. инвалидности, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие по уходу за инвалидом I гр.

 

Размер данного вида пособия  не изменится, за исключением детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на них пособие будет выплачиваться в размере 70% БПМ)

4. Надбавки, выплачиваемые к государственным пособиям

в настоящее время к пособию  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и к пособию на детей  старше 3 лет выплачиваются надбавки на:

  1. детей, рожденных женщинами вне брака (при этом мать воспитывает его самостоятельно);
  2. детей-инвалидов в возрасте до  
    18 лет, воспитываемых в семье;
  3. детей, усыновленных (удочеренных) одинокими лицами;
  4. детей, воспитываемых одним родителем, расторгнувшим брак и не вступившим в новый брак, в случаях, когда другой родитель уклоняется от уплаты алиментов;
  5. детей, находящихся под опекой или попечительством, в случаях, когда родители уклоняются от уплаты алиментов;
  6. детей военнослужащих, проходящих срочную военную службу, детей курсантов военных учебных заведений, учебных заведений органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

будут исключены

Информация о работе Система социальной защиты в городе Минске: состояние и перспективы развития