Система социальной защиты в городе Минске: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:51, доклад

Описание работы

Одним из главных вопросов развития социальной политики столицы является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения.
Бесспорно, содержание и направления развития системы социальной защиты обусловлены социально-демографической структурой населения, которая в настоящее время характеризуется увеличением доли пожилых людей и снижением удельного веса детей в возрасте 0-15 лет.

Файлы: 1 файл

Система социальной защиты в городе Минске.doc

— 2.45 Мб (Скачать файл)

выплата единовременного социального пособия бывшим выпускникам интернатных учреждений из числа детей и молодежи, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, в размере не более БПМ, действующего на дату подачи заявления (один раз в год). Помощь получили 875 человек на сумму 126,9 млн. рублей;

доплата в размере 2,1 процентов базовой величины к денежным нормам расходов на питание в день для учащихся учреждений образования. Помощь получили 18103 учащихся на сумму 2998,9 млн. рублей;

предоставление бесплатного одноразового питания в учреждениях общего среднего образования г. Минска воспитанникам детских домов семейного типа, приемных и опекунских семей, детских деревень (городков). Помощь получили 919 воспитанников на сумму 569,4 млн. рублей;

- обеспечено предоставление коммунальным транспортным унитарным предприятием «Минсктранс» бесплатного проезда всеми видами транспорта (кроме такси) в регулярном сообщении в г. Минске: учащимся или воспитанникам учреждений общего среднего и специального образования г. Минска на основании справки о том, что гражданин является учащимся или воспитанником соответствующего учреждения образования.

В целом по городу социальную помощь получили около 64 тыс. чел., сумма расходов составила 140,9 млрд. рублей, в том числе местный бюджет 58,3 млрд. руб., республиканский – 82,6 млрд. руб.

В среднем на 1 чел. сумма социальных выплат в месяц составила 365,1 тыс. руб.

С целью оказания дополнительных мер социальной поддержки в г. Минске организовано обеспечение продовольственными и непродовольственными товарами на льготных условиях отдельных категорий жителей г. Минска (более 19 тыс. чел.).

Справочно: одинокие неработающие пенсионеры по возрасту с размером пенсии до бюджета прожиточного минимума; неработающие инвалиды 1 и 2 групп с размером пенсии до бюджета прожиточного минимума; многодетные семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, в которых инвалиды 1 или 2 группы воспитывают несовершеннолетних детей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; получатели пособий по уходу за инвалидом 1 группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста.

 

С сентября 2010 г. в Минске организована работа спецавтотранспорта «Социальная служба», услуги которого в настоящее время предоставляются: на бесплатной основе инвалидам I группы, инвалидам-колясочникам, неработающим инвалидам II группы старше 70 размер пенсии которых не превышает 1,5 бюджета прожиточного минимума (1 265 805 рублей); детям-инвалидам с сопровождающим лицом; на условиях частичной оплаты (стоимость поездки 0,15 базовой величины 15000 рублей) - неработающим инвалидам II группы старше 70 лет, размер пенсии которых превышает 1,5 бюджета прожиточного минимума (за 1 полугодие 2012 года затраты бюджета составили в сумме 2,3 млрд. рублей, выполнено 21 364 заявки).

Удовлетворение потребности жителей  столицы в качественных социальных услугах выступает одной из основных задач развития системы социальной защиты.

Инфраструктуру системы социального обслуживания населения на территории г. Минска определяет сочетание стационарных и нестационарных форм социального обслуживания, которые предоставляют государственные учреждения.

Стационарные  учреждения

 

Наличие в системе стационарных форм обслуживания является целесообразным, поскольку существует потребность в социальных учреждениях, предназначенных для проживания лиц, пребывание которых в домашних условиях по ряду причин невозможно.

В городе Минске функционируют 9 стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживают 2331 человек, из них 2 – учреждения общего типа для пенсионеров, инвалидов и пожилых граждан на 600 мест.

Справочно: в г. Минске работают пять социальных учреждений психоневрологического профиля, в том числе для детей, (на 1490 мест) (предназначены для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, признанными в установленном порядке недееспособными и нуждающимися в уходе, бытовом и медицинском обслуживании), а также:

государственное учреждение «Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов» на 455 мест (предназначено для постоянного и временного (до шести месяцев) проживания пожилых людей (женщины-55лет, мужчины-60 лет) и инвалидов 1 и 2 групп с общими соматическими заболеваниями);

государственное учреждение «Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов №1», 185 квартир (предназначен для постоянного проживания граждан и супружеских пар пенсионного возраста, а также инвалидов 1, 2 групп, как одинокие, так и имеющие трудоспособных детей);

государственное учреждение «Городской дом-интернат для  ветеранов войны и труда «Свiтанак» на 150 мест (предназначенного для постоянного и временного (до 6 месяцев) проживания пожилых людей и инвалидов с общими соматическими заболеваниям);

государственное учреждение «Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства», 92 койко-места (основной задачей ДНП БОМЖ является предоставление гражданам, не имеющим постоянного места жительства, но имевшим ранее прописку в г. Минске, койко-места на ночное время (в случае недомогания и в дневное время), а также восстановление утраченных ими документов и общественно - полезных связей, содействие в трудоустройстве и жилье. Приём производится на добровольных началах. Обязательным условием для проживания является медицинский осмотр. Направление на медосмотр выдается администрацией ДНП. Противопоказаниями к приему являются туберкулез в активной стадии процесса, заразные заболевания кожи и волос, онкологические и венерические заболевания в острой и заразной стадии, лихорадящие состояния. Срок пребывания в учреждении до 12 месяцев).

В учреждениях созданы благоприятные условия для проживания, питания, медицинского обслуживания, отдыха пенсионеров и инвалидов.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 сбор и оформление документов на помещение инвалидов и пенсионеров в учреждения системы социальной защиты города Минска, производится управлениями социальной защиты администраций районов по месту жительства гражданина.

Общими противопоказаниями к приему в социальные учреждения являются:

туберкулез в активной форме,

заразные заболевания кожи и  волос,

острые инфекционные заболевания,

злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы злокачественного процесса,

венерические заболевания.

В психоневрологические интернаты города Минска помещаются граждане, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалиды I и II группы, признанные в установленном порядке недееспособными, утратившие полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающиеся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании.

В стационарные учреждения общего типа бесплатно и на платных условиях поселяются инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры по возрасту, утратившие полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающиеся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании.

Лицам, находящимся на государственном  обеспечении и проживающим в  государственных стационарных организациях социального обслуживания, детских интернатных учреждениях, выплачивается 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в  таком же порядке, но не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального процента пенсии по возрасту.

Примерная стоимость платного пребывания в месяц в домах-интернатах общего типа составляет 2500,0 тыс. рублей, психоневрологического типа – 2900,0 тыс. рублей.

Местные исполнительные и распорядительные органы, в оперативном управлении которых находятся стационарные учреждения, могут принимать решение на основании ходатайств местных администраций по месту постоянной регистрации гражданина об уменьшении платы стоимости проживания в домах-интернатах или освобождении от нее.

Справочно: всего в отчетном периоде в дома-интернаты поселено 210 человек (психоневрологические интернаты – 62 человека, интернаты общего типа – 148 человек).

В целях развития сети и улучшения  условий функционирования учреждений в рамках Программы развития социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 78 (подпрограмма «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания», далее – подпрограмма) осуществляется строительство и проектирование новых корпусов стационарных социальных учреждений и реконструкция существующих:

на территории ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3 г. Минска» в 4 сентября 2012 года состоялось торжественное открытие спального корпуса на 156 мест;

осуществляется реконструкция ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1»;

осуществляется строительство  санитарно-бытового корпуса в ГУ «Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства»;

 КУП «Минскпроект» разрабатывает проектную документацию на строительство дополнительного корпуса на 250 мест (4-й и 5-й пусковые комплексы) на территории ГУ «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак».

Для решения вопроса по уменьшению очередности в дома–интернаты психоневрологического  профиля (очередь сохраняется в  количестве 420 чел.) комитетом дополнительно  рассматривается вопрос о строительстве  дополнительных жилых корпусов на территориях ГУ «Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» (170 мест) и ГУ «Психоневрологический дом-интернат № 4 г. Минска» (150 мест), а также рассматривается возможность создания дополнительных мест в ГУ «Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства» (192 места).

Справочно: для приведения в соответствие с санитарными требованиями площадей жилых помещений действующих домов-интернатов городу необходимо еще 560 мест.

Нестационарные  учреждения

На современном этапе ведущая роль в социальном обслуживании жителей г. Минска отводится нестационарным учреждениям, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам конкретной группы населения, а их расположение - к месту проживания последней.

Нестационарное социальное обслуживание в последние годы практически  стало альтернативой стационарному. Как показывает практика, эта форма  обслуживания остается самой востребованной и экономически выгодной.

В столице повсеместно создана  сеть нестационарных учреждений социального обслуживания. В 9 территориальных центрах социального обслуживания населения и ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» (далее – Центры) функционирует 50 структурных подразделений.

Все девять Центров столицы (по одному в каждом административном районе) имеют развитую структуру и включают отделения: первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; срочного социального обслуживания; социальной помощи на дому; социальной адаптации и реабилитации; дневного пребывания для инвалидов.

 

Деятельность Центров основана на принципах добровольного обращения, доступности, адресности, конфиденциальности и осуществляется по следующим направлениям:

оказание гражданам (семьям) социальной поддержки, в том числе предоставление психологических, социальных и иных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также ставшими жертвами торговли людьми;

оказание юридической помощи в  целях защиты прав и законных интересов граждан;

почасовой дневной уход (услуги сиделки) за нетрудоспособными гражданами, утратившими  способность к самообслуживанию;

предоставление услуг по прокату  технических средств социальной реабилитации;

предоставление услуг няни по уходу  за детьми при рождении в семье троих (тройни) и более детей;

оказание социально-бытовой помощи и услуг на дому постоянного и  разового характера (бесплатно, на условиях частичной либо полной оплаты), клубная работа и организация досуга населения и др.

 

Справочно: в 1 полугодии 2012 г. зафиксировано 115 тысяч обращений (посещений) граждан в центры. Различные виды помощи и услуг получили более 109 тысяч человек.

 

 

Социальное обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, которое является одним из важнейших направлений работы территориальных центров социального обслуживания населения, осуществляется на возмездной и безвозмездной основе.

Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2001 № 858 «Об утверждении перечня  бесплатных и общедоступных социальных услуг»

бесплатно обслуживаются:

- малообеспеченные одинокие граждане;

- малообеспеченные одиноко проживающие граждане (семьи), не имеющие на территории Беларуси трудоспособных лиц, обязанных по закону их содержать;

на условиях частичной  оплаты:

- нетрудоспособные граждане и нетрудоспособные семьи, не имеющие в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Размер частичной оплаты за социальное обслуживание и (или) социальные услуги составляет:

для нетрудоспособного гражданина – 50% тарифа,

для нетрудоспособной семьи – 40% тарифа;

на условиях полной оплаты обслуживаются:

- нетрудоспособные граждане (семьи), имеющие в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону;

- нетрудоспособные граждане, проживающие совместно с трудоспособными членами семьи.

 

Стоимость нормо-часа для социальных услуг - 1300 рублей. Полная стоимость одного визита социального работника составляет 2380 рублей. Стоимость социального обслуживания в месяц рассчитывается исходя из количества визитов.

Справочно: в 1 полугодии 2012 года численность пожилых людей и инвалидов, пользующихся социальными услугами на дому, составила 7 208 человек, что на 21,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года (5 932 чел.).

Информация о работе Система социальной защиты в городе Минске: состояние и перспективы развития