Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать систему управления, а также рассмотреть ее функционирование на практике.
Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть организацию как сложную систему
2. Изучить эволюцию основных научных подходов к исследованию организаций
3. Проанализировать систему управления организацией, ее функции и основные элементы
4. Выявить требования к системе управления
5. Исследовать основные направления совершенствования систем управления.
6. Изучить систему управления конкретной организации.
Введение………………………………………………………………………..-3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………-5
Организация как сложная система…………………………..-5
Иерархия управления организацией…………………………-7
Субъекты и объекты управления……………………………-10
Система управления организацией, ее функции……………-14
Требования, предъявляемые к системе управления………..-16
Основные направления системы управления………………-19
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..-21
Глава 3. Предложения по совершенствованию систем управления организации…………………………………………………………………- 29
Заключение…………………………………………………………………….-36
Список литературы………………………
Однако на тех предприятиях, на которых необходимо производить научные разработки, готовить производство, производить продукцию, осуществлять контроль за производимой продукцией и т. д. "уложиться" при создании управленческой системы в небольшое количество звеньев оказывается практически невозможным.
Можно заметить, что упомянутые нами проблемы имеют как бы противоположно направленное действие. Снижение нормы управляемости для руководителя предприятия часто может быть обеспечено лишь за счет удлинения управленческой цепочки, а ее укорачивание приводит к увеличению нормы управляемости.
Действительно, если мы хотим снизить число работников, которые подчиняются одному руководителю, мы должны этих работников разбить как минимум на две части, подчинив двум разным руководителям. Но тогда приходится вводить дополнительное управленческое звено общего руководителя для этих двух руководителей. И наоборот, при устранении управленческого звена возрастает число рабочих, управляемых прямо одним руководителем.
Какое сочетание нормы управляемости и длины управленческой цепочки установить для организации, является делом стратегического выбора руководителя организации при формировании ее управленческой структуры[10, c.140].
1.3. Субъекты и объекты управления
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй в позиции объекта управления.
Субъект управления представляет собой управленческий аппарат, объединяет в себе сотрудников, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение.
Объект управления представляет собой непосредственно предприятие, которое осуществляет выполнение поставленных перед ним задач. В задачу объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.
Субъект управления и объект управления связаны прямой и обратной связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемый в обратном направлении.
Рис. 2. Структурная схема системы управления экономическим объектом [4, c.97]
Директивная информация порождается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на неё внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно - политическая ситуация в регионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления: она поставляет информацию и управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика).
Взаимосвязь информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему экономического объекта.
Потребность в управлении возникает при необходимости координации деятельности членов трудового коллектива, объединенных для достижения поставленных перед ними локальных и глобальных целей. Первоначально любая цель носит обобщенный характер и лишь в процессе уточнения она формализуется управленческим аппаратом в виде целевых функций.
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем, только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы субъект управления осуществлял управление объектом управления. Часто условия осуществления управления сводятся только к условиям осуществления управленческой деятельности субъектом управления. Такой подход в силу того, что вместо диалектического единства субъекта и объекта управления рассматривается одностороннее воздействие субъекта управления на объект, приводит к неверным выводам по поводу сущности и природы возможности осуществления управления.
Потребность
управлять, отражая определенные внутренние
потребности субъекта управления, выступает
по отношению к ним средством
их удовлетворения. Поэтому его управленческая
деятельность приобретает определенную
направленность в зависимости от
того, какие мотивы побуждают субъекта
управления к руководству, какие
цели он при этом преследует. В том
случае, когда цели управления (желаемое
состояние объекта или желаемый
результат его
Полная
привязка потребности субъекта управления
управлять к результатам
Более того,
эта потребность зачастую связана
со стремлением субъекта управления
удовлетворять свои исходные потребности,
используя управление, но, не ориентируясь
при этом на конечные результаты, а
в определенных случаях и во вред
конечным результатам. Чтобы предотвратить
данную ситуацию, собственник должен
создавать такую систему
1.4.
Система управления
Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Для системы управления организаций необходимо:
– разработать миссию организаций;
– распределить функции производства и управления;
– распределить задания между работниками;
– установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
– приобрести или модернизировать технологию производства;
– наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
– организовать производство.
Осуществление
перечисленных мероприятий
Рис.3. Система управления организаций
СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (рис. 4).
Рис. 4. Структура элементов системы управления организацией
Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала. Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Основными группами функций системы управления являются:
1) функции принятия
решений (преобразования
2) рутинные функции
обработки информации
3) функции обмена
информацией связаны с
1.5. Требования, предъявляемые к системе управления
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
• детерминированность элементов системы;
• динамичность системы;
• наличие в системе управляющего параметра;
• наличие
в системе контролирующего
• наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.
В системах
управления детерминированность (первый
признак организованности системы)
проявляется в организации
Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.
Любые воздействия
среды оказывают возмущающее
действие на систему, стремясь нарушить
ее. В самой системе также могут
появиться возмущения, которые стремятся
разрушить ее «изнутри». Например, в
организации нет достаточного количества
квалифицированных кадров, отсутствует
по разным причинам ряд ответственных
работников, плохие условия работы
и т.д. К внешним возмущениям
следует отнести указы
Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.
С целью
обеспечения быстрого перестроения
системы в условиях изменения
среды в системе управления должен
быть элемент, фиксирующий факт появления
возмущения; система должна обладать
минимально допустимой инерционностью,
чтобы своевременно принимать управленческие
решения, в системе управления должен
быть элемент, фиксирующий факт упорядочения
состояния системы в
Под управляющим
параметром в системе управления
следует понимать такой ее параметр
(элемент), посредством которого можно
управлять деятельностью всей системы
и ее отдельными элементами. Таким
параметром (элементом) в социально
управляемой системе является руководитель
подразделения данного уровня. Он
отвечает за деятельность подчиненного
ему подразделения, воспринимает управляющие
сигналы руководства
При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.
Информация о работе Система управления как объект исследования