Слухи в аспекте социологии общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотрение процесса формирования общественного мнения под воздействием социальной рекламы.
Для достижения этой цели необходимо решить основную задачу – выявить сущность и какое значение оказывает социальная реклама на формирование общественного мнения.
При этом можно выделить дополнительные задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру общественного мнения.
2. Узнать, как формируется общественное мнение.
3. Выделить основные функции общественного мнения в обществе.

Содержание работы

Введение 4
1. Общественное мнение как социальный феномен 7
1.1. Понятие и структура общественного мнения 7
1.2. Формирование общественного мнения 11
1.3. Функции общественного мнения в обществе 13
2. Социальная реклама в аспекте общественного мнения 18
2.1. Социальная реклама как фактор общественного мнения и ее особенности 18
2.2. Восприятие и воздействие социальной рекламы на общественное мнение 34
3 Социологическое исследование социальной рекламы на тему:
«Воздействие рекламы на телевидение на сознание людей». 42
Заключение 54
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯуу НАУКИ РОССИИ.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ)

 

 

Факультет Социальных наук

Кафедра Социологии

Специальность 040201 – Социология

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: Слухи в аспекте социологии общественного мнения.

по дисциплине «Социальные проблемы изучения общественного мнения»

 

 

 

Исполнитель

студент 963 группы ____________________________ А.Е.Пушкарёва

 

Руководитель

к.ф.н.    _____________________________ Ю.Г.Магницкий

 

Нормоконтроль

К.ф.н.   ______________________________ Ю.Г.Магницкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 59 с, 16 источников

МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ОБЩНОСТЬ, РЕКЛАМА, СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА, ВНУШЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ

 

Объект – общественное мнение как социальный феномен.

Предмет – социальная реклама как фактор формирования общественного мнения.

Цель – рассмотрение процесса формирования общественного мнения под воздействием социальной рекламы.

Методы, использовавшиеся при написании курсовой - теоретические: анализ, индукция, дедукция, синтез и др.; эмпирические: традиционный анализ и нарративное интервью.

Новизна курсовой работы – использование современных источников, систематизация материала.

Результатами  работы стали углубление и конкретизация, закрепление знаний по социологическим  проблемам изучения общественного  мнения. А так же, подробное рассмотрение социальной рекламы как фактора формирования общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            4

  1. Общественное мнение как социальный феномен     7
    1. Понятие и структура общественного мнения     7
    2. Формирование общественного мнения             11
    3. Функции общественного мнения в обществе            13
  2. Социальная реклама в аспекте общественного мнения           18
    1. Социальная реклама как фактор общественного мнения и ее особенности                 18
    2. Восприятие и воздействие социальной рекламы на общественное мнение                   34
  3. Социологическое исследование социальной рекламы на тему:

«Воздействие  рекламы на телевидение на сознание людей».          42

Заключение                  54

Библиографический список                58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, таких как политология, философия, социология, психология. Каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определённой морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением. Также чрезвычайно актуальна проблема отношения общественного мнения к рекламе. Рекламные продукты – неотъемлемый признак современного общества, рыночной модели экономики и общественной жизни в целом. Она окружает нас повсюду, мы видим ее в газетах и журналах, слышим по радио, воспринимает с экранов телевизоров. И разумеется такое навязчивое привлечение внимания не может не вызывать раздражения, негативной реакции, но не у всех. Но в последнее время также практикуется выпуск так называемой «социальной рекламы», которая изготавливается и выпускается не с коммерческой целью, и к ней отношение совсем другое. Изучение реакций общественности на данное явление очень показательно для иллюстрации функционирования института общественного мнения в России.

Общественное  мнение, понимаемое как мнение общества, есть всегда мнение какого-либо субъекта. Если в качестве такового выступает всё общество, речь идёт о мнении общества; если в качестве субъекта мнения выступает та или иная социальная группа, то речь идёт о мнении группы, т.е. некоторой части общества. В любом случае, когда субъектом мнения является не отдельный индивид, групповое мнение в социологической литературе обычно обозначается как общественное.

В содержательном плане общественное мнение есть "коллективное суждение, в котором в форме  оценки (одобрения, осуждения) выражается отношение к чему-либо на основе общего интереса.

Общественное  мнение есть выраженный в форме оценки общий интерес той или иной социальной группы или общества в  целом. Именно в силу этого обстоятельства общественное мнение служит не только отражением действительности, но и  выражением состояния сознания общества или его части, состояния, обусловленного каким-либо значительным фактом или событием в жизни общества и его оценкой этим обществом. Будучи оценкой, "общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, конфликты, то есть на всё то, что составляет живую ткань текущей истории в её конкретных характерных проявлениях.

Общественное  мнение требует уважения к себе как  от правительства, так и от отдельного члена общества. Если правительство не учитывает общественное мнение, ничего не предпринимает, чтобы переманить на свою сторону враждебное общественное мнение, ему грозит крах, лишение власти. Индивиду угрожает изоляция, отвержение сообщества. Результатом признания общественного мнения служит интеграция, укрепление сплоченности и на этой основе – способности действовать и принимать решения. Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации.

Объектом курсовой работы является общественное мнение как социальный феномен.

Предмет – социальная реклама как фактор формирования общественного мнения.

Цель  курсовой работы рассмотрение процесса формирования общественного мнения под воздействием социальной рекламы.

Для достижения этой цели необходимо решить основную задачу – выявить сущность и какое значение оказывает социальная реклама на формирование общественного мнения.

При этом можно  выделить дополнительные задачи:

    1. Рассмотреть понятие и структуру общественного мнения.
    2. Узнать, как формируется общественное мнение.
    3. Выделить основные функции общественного мнения в обществе.
    4. Рассмотреть основные характеристики социальной рекламы: понятие, функции, задачи, методы реализации, типы и др.
    5. Показать, как происходит влияние и формирование социальной рекламы на общественное мнение.

Исходя из поставленных цели и задач, можно обозначить основную гипотезу. Степень воздействия социальной рекламы на общественное мнение велика.

Дополнительная гипотеза: социальная реклама позитивно влияет на общественное мнение.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, приведенный в ней может быть использован при изучении общественного мнения и по другим проблемам современности, а также по общим вопросам изучения общественной жизни России.

Новизна информации, изложенной в работе, обуславливается тем, что при написании работы использовались современные источники, а так же статьи журналов СОЦис, , написанные современными социологами.

При написании работы применялись  такие методы, как:

1. Теоретические – анализ, индукция, дедукция, синтез и др.

2. Эмпирические – традиционный  анализ и нарративное интервью

В ходе написания  данной курсовой работы были использованы в большей степени учебники, материалы журнальных статей, интернет ресурсы и энциклопедические словари.

 

 

 

 

1 ОБЩЕСТВЕННОЕ  МНЕНИЕ

1.1 Понятие и структура общественного мнения

Необходимо  отметить, что общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения.

Содержание общественного мнения нужно раскрывать через уяснение родового понятия «мнение».

Мнение — это суждение об определенном объекте: факте, явлении, событии, принимаемом решении и т. д. Существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей и т. д., а также дескриптивные (описательные), нормативные.

Когда ценностные свойства явлений, процессов рассматриваются как социально значимые, т. е. затрагивают интересы социальных общностей (классов, групп и т. д.), то в этом случае правомерно говорить об общественном мнении.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности групп, организаций, отдельных личностей.

На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные  суждения или практические действия социальных общностей, в которых  выражается их ответная реакция на различные факты, события или  явления общественной жизни».

Для более полного понимания приведем несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: Так В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»[8, С.355 – 357].

 Из определения,  которое приведено в учебном  пособии по социологии  Елсукова  следует, что «общественное мнение  – это специфическое проявление  общественного сознания, сложное  духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом».

А в энциклопедическом  словаре понятие общественное мнение определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей[13,c.324 – 325].

Следует заметить, что термин общественное мнение используется в двух смыслах:

  1. мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе.
  2. доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.

Согласно  первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие общественное мнение может применяться как в первом, так и во втором смыслах.

 Общественное  мнение выражает позицию одобрения  или осуждения по тем или  иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя  существенные признаки этого феномена[5,с.145-147].

Во-первых, следует иметь  в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся  у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.

Во-вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.

В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном  случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).

В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда  оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или  конкретную общность людей.

В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.

В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной  интенсивностью, определенностью и  сохраняться на протяжении определённого  отрезка времени, что и дает возможность  фиксировать его в качестве общественного феномена».

Необходимо  учитывать, что общественное мнение — это один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т. д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т. д.). Это своеобразный сплав рационального и эмоционального, особое сочетание теоретического и обыденного сознания.

Информация о работе Слухи в аспекте социологии общественного мнения