Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение процесса формирования общественного мнения под воздействием социальной рекламы.
Для достижения этой цели необходимо решить основную задачу – выявить сущность и какое значение оказывает социальная реклама на формирование общественного мнения.
При этом можно выделить дополнительные задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру общественного мнения.
2. Узнать, как формируется общественное мнение.
3. Выделить основные функции общественного мнения в обществе.
Введение 4
1. Общественное мнение как социальный феномен 7
1.1. Понятие и структура общественного мнения 7
1.2. Формирование общественного мнения 11
1.3. Функции общественного мнения в обществе 13
2. Социальная реклама в аспекте общественного мнения 18
2.1. Социальная реклама как фактор общественного мнения и ее особенности 18
2.2. Восприятие и воздействие социальной рекламы на общественное мнение 34
3 Социологическое исследование социальной рекламы на тему:
«Воздействие рекламы на телевидение на сознание людей». 42
Заключение 54
Библиографический список 58
Общественное сознание можно рассматривать на уровне общества, классов, социально-демографических, социально-профессиональных групп, а также на уровне отдельных регионов и коллективов. Его правомерно рассматривать по экономическим, политическим, нравственным, правовым и т. д. вопросам жизнедеятельности людей.
Необходимо учитывать признаки общественного мнения: публичность высказывания мнения, широкую распространенность его в массах, подвижность, динамичность; оно выступает продуктом взаимодействия людей, затрагивает общие интересы и формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.
Часто общественное мнение считают неустойчивым, быстро развивающимся и изменяющимся. Все это так. Однако ему присуща и определенная стабильность. И причинами этого выступают общественные потребности и интересы людей. Именно этим можно объяснить складывающиеся в обществе (группе, слое) традиции, обычаи, имеющие долговременный характер и активно воздействующие на формирование мнений людей по многим другим проблемам общественной жизни.
Субъектами (носителями) общественного мнения выступают устойчивые общности людей, которым принадлежит мнение, чьи интересы оно выражает, с позиций которых оно оценивает то или иное явление социальной действительности, определяет отношение к нему.
Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и даже отдельный человек.
Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения[11, с. 5 – 8].
По этому поводу можно сделать следующие предположения:
1. Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.
2. Критерием
отбора при формировании
3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.
4. Общественное
мнение выступает в качестве
специфической побудительной,
5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
1.2 Формирование общественного мнения
Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты (узости) общественных интересов, уровней развитости (не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом.
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения.
Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе.
Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности.
Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) его формирования — внушение, убеждение, подражание и т. д.
Раскрывая факторы формирования общественного мнения, необходимо учитывать этапы этого процесса: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, образование общей точки зрения и единой позиции действия. Появление социально значимой проблемы предопределяет зарождение общественного мнения. Появление той или иной социально значимой общественной проблемы с необходимостью вызывает и потребность в определении путей и средств ее решения. Из практики известно, что процесс формирования общественного мнения протекает, как правило, так: публичные выступления — отклики — разнообразие, противоречивость суждения — сближение точек зрения — выработка общей точки зрения — согласованность позиции действия.
Сформировавшемуся общественному мнению присущи следующие качественные характеристики: его направленность, интенсивность, стабильность, динамизм, распространенность, зрелость[5, с.229 – 236].
Выделяют три вида направленности общественного мнения: позитивную, негативную и нейтральную.
Для социологического анализа следует обратить внимание на такую характеристику общественного мнения, как его интенсивность. Она выражает:
1.3 Функции общественного мнения в обществе
Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы[7, с. 75 – 81].
Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
По мере развития
и совершенствования
Посредством функции воспитания общественного мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться[8, с. 217 – 225].
Особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
Общественное мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы.
Начнем с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения.
Сущность контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц». «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства».
Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных фактов выстраивать модель общественного развития».
Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о ее проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место»[8, с. 279 – 283].
Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы, их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.
Самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности.
Не менее важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают».
Также нужно
обратить внимание на информационную
функцию общественного мнения, т.к.
с каждым годом расширяется
Разобрав все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить «отчего зависит проявление той или иной функции общественного мнения?
Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и содержанием объекта мнений.
Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции.
В-третьих «вызов к действию» какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять её проявление[14, с. 235 – 239].
Анализируя функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание.
Социальная реклама – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.
Информация о работе Слухи в аспекте социологии общественного мнения