Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи: Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю и понятие СМИ;
2.Рассмотреть виды СМИ;
3.Определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4.Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ.
5.Провести исследование на предмет влияния СМИ на людей с разным уровнем образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ).
1.1 История и понятие СМИ………………………………………………5
1.2. Виды СМИ……………………………………………………………15
1.3.Интеграция СМИ в общественное мнение………………………….16
ГЛАВА2. СМИ КАК СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.
2.1.Особенности манипулятивных технологий на телевидении……….20
2.2.Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах………26
2.3.Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования…………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ).
1.1 История и понятие СМИ………………………………………………5
1.2. Виды СМИ……………………………………………………………15
1.3.Интеграция
СМИ в общественное мнение……………
ГЛАВА2. СМИ КАК СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.
2.1.Особенности манипулятивных технологий на телевидении……….20
2.2.Манипуляция
в печатных СМИ, радио и
2.3.Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования…………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.
Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации (СМИ) играют значительную роль в обществе. Важность СМИ заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причём, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.
Мне захотелось поглубже узнать каким образом происходит воздействие на людей со стороны СМИ, насколько оно сильно и от каких факторов зависит то, что они нам предлагают. Именно поэтому я выбрал для работы эту тему. Тему касающуюся роли СМИ в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
Целью работы является анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Объектом исследования в данной работе является манипулирование массовой аудиторией посредством СМИ.
Предмет – влияние СМИ на общественное мнение.
Задачи: Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю и понятие СМИ;
2.Рассмотреть виды СМИ;
3.Определить,
какие манипулятивные
4.Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ.
5.Провести
исследование на предмет
Гипотеза - предполагается, что, чем образованнее и интеллектуальнее человек, тем он менее подвержен манипуляции со стороны СМИ.
Практическая значимость работы: знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
шести параграфов, заключения, списка литературы. В работе использованы периодические издания, Правовые основы деятельности СМИ, научная литература отечественных и зарубежных авторов. Проведено практическое исследование: «Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования».
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ).
1.1 История и понятие СМИ.
Сегодня человечество живёт в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомлённость общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о её источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – всё это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека – начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.
Согласно Федеральному закону «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 № 87-ФЗ, массовая информация – это «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»1. Другими словами – это любая информация, к которой можно свободно получить доступ на территории государства, установившего этот закон. Но, к примеру, книга, разговор на кухне, или запись детского утренника не являются таковой. В чём же разница. Согласно этому же закону, под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что СМИ – это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:
- массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);
-периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
-принудительность:
один источник сигнала
Естественно, законодательно существуют различные формы ограничения в использовании СМИ, недопустимости злоупотребления в использовании СМИ, например, не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Всё это оговаривается в законе и соответствующих подзаконных актах. Другими словами, в вещании СМИ разрешено всё, что не запрещено.
Но для
того чтобы получить статус СМИ, информационное
издательство проходит проверку, получает
лицензию и т.п. Стать источником
массовой информации не так просто.
За относительно ещё недолгой историей
телевидения, долгое время основным
СМИ была печатная продукция. Можно
сказать, что история СМИ началась
с первого печатного
Россия тоже стремилась не
отставать, а в чём – то
даже и подражать западным
соседям. Первая российская
Появившаяся в 2 января 1703 года газета «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах») являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили не государственным, а в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина. Синявин начал работать в «Ведомостях» в 1719 году, и сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие репортажи из провинции. Также интересен тот факт, что первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор «Истории государства российского», исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.
И все-таки журналистика, как и все западное в то время в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а «сверху» как элемент государственной политики. И предназначалась эта новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и феодальное общество России на тот момент времени только-только созданные еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты. Им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые к тому времени уже существовали в Великобритании и Франции, потому как образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Можно сказать, что полноценные средства массовой информации начали появляться в России только в начале 18 века. Первое время они были малозаметны и маловлиятельны, но постепенно набрали силу и стали играть заметную роль в жизни страны и общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты и лишь к концу 50-х годов 18 века появилось первое частное издание.
Как результат, вследствие создания газет появились информационные агентства печати. Первые агентства возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под «Телеграфное бюро Вольфа»3.
Русское телеграфное агентство, получившие название из-за распространения телеграфа (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их.Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Их телеграфные агентства снабжали полученной информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы.
В 70-80-годы 19 века в прессу приходят люди далекие от журналистики в частности и от литературы вообще - купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты пестрят сплетнями и пересудами, многие печатают частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался словами «по слухам».
В конце 19 века в России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство ежедневных газет старались максимально возможно достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни. «В то время частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительные доходы. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми услугами подписчикам, премиями в виде книг. Печатная пресса - это Клондайк того времени. Читатель, еще неискушенный, неопытный и наивный поглощал все с необычайным интересом.»4 Российские издательства не стояли на месте и заимствовали приемы западных коллег. В частности, популярны становится публикация криминальных материалов и судебных очерков, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые «материалы человеческого интереса». Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов.
Постепенно изменилось и содержание газетных полос, более политизировалось, так как внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной печати. Изменился стиль изложения материала, верста газет, изменился формат газеты. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. По словам редактора «Русского слова» Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 годов позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти на уступки.
После октябрьской революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года существовавшее тогда Петроградское Телеграфное Агентство (ПТА) было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА. 7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путем присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все существующие на тот момент советские информационные агентства. Основной задачей РОСТА было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны.