Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи: Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю и понятие СМИ;
2.Рассмотреть виды СМИ;
3.Определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4.Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ.
5.Провести исследование на предмет влияния СМИ на людей с разным уровнем образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ).
1.1 История и понятие СМИ………………………………………………5
1.2. Виды СМИ……………………………………………………………15
1.3.Интеграция СМИ в общественное мнение………………………….16
ГЛАВА2. СМИ КАК СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.
2.1.Особенности манипулятивных технологий на телевидении……….20
2.2.Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах………26
2.3.Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования…………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...37
Пресса в основном настроена на семантическое восприятие аудитории. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Если телевидение, прежде всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса - к логике и здравому смыслу человека. Поэтому часто используются такие приемы, как наклеивание ярлыков, перенос положительного, отрицательного образа, ссылок на авторитеты, использование рейтингов и данных опросов общественного мнения.
Прежде всего, читатель обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним цветной журнал. Подбор фотографий зависит от тех целей, которые ставят перед собой авторы материала. Например, подобрать невыигрышное для того или иного политика фото или, наоборот, фото, выгодно показывающее его. Также в качестве манипулятивного приема могут выступать подписи к иллюстрациям. Комментарии к фотографиям могут создать как положительную, так и отрицательную оценку увиденного.
Вообще,
политики, различные корпорации и
организации не только выступают
в роли манипуляторов, но зачастую сами
становятся жертвами манипуляций со
стороны СМИ, принадлежащих их оппонентам.
Политики и представители различных
организаций предоставляют
В прессе
часто используется следующий прием:
в лиде (заходе, самом начале статьи)
автор дает оценку событию или
личности, о которой в ней идет
речь, что, естественно, влияет на мнение
читателей. Лид «освещает главную
тему, наиболее важный элемент сообщения
и устанавливает тон
Отдельно
следует сказать о заголовках.
Также к манипулятивным приемам в прессе относится расположение сообщения в структуре печатного издания и на полосе.Сообщение, которое должно запомниться, следует располагать в начале, когда внимание читателя еще не успело притупиться, и он способен воспринимать информацию адекватно. Вероятность того, что читатель отложит газету при ознакомлении с первыми полосами, очень мала (если, конечно, ему предложен интересный материал). Если цель состоит в том, чтобы читатель воспринял сообщение как незначительное, его следует помещать в середине издания.На восприятие материала оказывает влияние его расположение на полосе. Очень трудно понять смысл материала, который раздроблен большим числом фотографий, различных справок и ссылок. Восприятие оказывается перегружено дополнительной информацией, поэтому главный смысл теряется. Если материал большой по объему, нужно обязательно выделять главные мысли, разбивать его на части несколькими фотографиями и подзаголовками, а также выделять основные мысли цветом.
Таким образом, к основным манипулятивным приемам, применяющимся в газетах и журналах, относятся: 1) подбор фотографий; 2) едкие комментарии к выражениям и фотографиям; 3) цитаты, вырванные из контекста и сопровожденные нужным автору комментарием; 4) использование в заголовках выделения шрифта цветом, размером, использование цитирования, сопровождение статьи заголовком, не соответствующим содержанию; 5) особенности расположения сообщения в структуре газеты и на полосе.
Радио. Несмотря на наличие серьезной конкурентной борьбы за внимание аудитории с другими каналами СМИ, радио удается сохранить свою привлекательность. Жизнеспособность радио обуславливают его природные свойства, к которым относятся:
1) из всех
СМИ радио является самым
2) радиовещание
оказывает несомненное
Среди манипулятивных приемов, используемых на радио, можно выделить: 1) трюизмы – утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью. Часто они используются в рекламе на радио, например: «Все мы, конечно, под богом ходим. И все же укорачивать себе жизнь не стоит. Наша новая методика позволяет…» - и дальше следует скрытое коммерческое предложение для курильщиков и алкоголиков; 2) дополнительное свидетельство («стоматологическая практика показала», «специалисты знают»); 3) использование авторитетов («по словам Ф. Киркорова, путешествие в Грецию доставит Вам огромное удовольствие»); 4) расположение сообщения в информационном блоке (лучше воспринимается сообщение, находящееся в начале или конце блока); 5) использование тона для предопределения оценок слушателей; 6) использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах (демократия, тиран, свобода); 7) учет речевой динамики (для лучшего восприятия сообщения предпочтителен высокий темп речи, уверенный голос, использование пауз и интонаций); 8) создание контрастности посредством звукового оформления передач (контраст тихой и громкой музыки, музыки разных направлений – классика/рэп). Манипулятивные приемы используются на радио в основном в рекламе (особенно в рекламе медицинских препаратов) и новостях.
Интернет. Данный канал СМИ был создан как способ передачи текстовой информации. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации (так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post). 1)Интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время; 2) в Интернете наблюдается рост ресурсов, которые используют все мультимедийные возможности в рамках одного СМИ. Это дает возможность одному СМИ выступать в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного издания одновременно; 3) неограниченное количество интернет-каналов и сайтов; 4) неограниченный архив информации; 5) интерактивность (участие в обсуждении различных вопросов).
Можно наблюдать тот факт, что Интернет уже активно используется в для влияния на общественное мнение, поскольку он доступен в любое время и может вмещать неограниченное количество информации. И если ранее его использование было не очень эффективно, т.к. доступ к нему имела лишь небольшая часть населения России, то благодаря росту доступности виртуального ресурса, манипулятивные технологии уже проникли на данный канал СМИ. Можно выделить следующие: 1) фабрикация фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, ее цитируют остальные сайты, а далее ее подает радио- или телеканал, который за это предварительно получил деньги. После этого информационную волну подхватывают другие СМИ и политическая провокация готова; 2) использование слухов; 3) ссылки на якобы сенсационные новости в виде кричащих и интригующих заголовков; 4) размещение на различных сайтах компрометирующих фотографий (часто смонтированных) с едкими комментариями.Все эти приемы способны повлиять на представление о том или ином известном человеке, на оценку события и дальнейшее его восприятие.
Проанализировав
основные каналы СМИ, можно с уверенностью
сказать, что самое эффективное
воздействие на человеческое сознание
оказывает телевидение. Сочетание
текста, образов, музыки и домашней
обстановки расслабляет мозг, чему
способствует и умелое построение программ.
Информация, полученная по радио или
из печатных СМИ (только по одному каналу
восприятия), требует того, чтобы
люди «додумывали» ее, включая при
этом свое воображение. Телевидение
же воздействует и на слух, и на зрение
одновременно, поэтому критическое
восприятие человека притупляется и увеличивается
возможность воздействияна него.
2.3.Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования.
Что бы выяснить, как СМИ влияет на людей с разным уровнем образования, был проведён небольшой социологический опрос сотрудников одного из предприятий г.N, путем анкетирования. Всего было опрошено 32 респондентов. Результаты нашего опроса отражены в таблице 1.
Таблица1.
Вопросы и результаты анкетирования.
Образование |
Удовлетворены ли Вы достоверностью получаемой информации от СМИ. | |
удовлетворён |
неудовлетворён | |
Общее среднее |
6человек |
2человека |
Среднее специальное |
5человек |
3человека |
Незаконченное высшее |
3человека |
5человек |
Высшее |
2человека |
6человек |
Результаты нашего анкетирования на тему: «Удовлетворены ли Вы достоверностью получаемой информации от СМИ» изображены на рисунке1.
Рис.1
Гистограмма результатов
Анализ таблицы позволяет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.
Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий. Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.
Можно отметить что посредством манипуляции значениями каких-либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.
В том
числе было уделено внимание развлекательно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ФЗ "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 №87-ФЗ
2. Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. М, 1980.
3. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 1978.
4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.
5. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М., 2000.
6. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М. 1998.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.
8. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2.
9. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.
10. Петев Т. Массовое общение и личность // Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Сборник. М., 1985.
11. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.
12. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2001.
13. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.
14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
15. Шиллер Г Культурный империализм: источники, содержание, современные модели. М., 1980.
16. Манипулятивный потенциал СМИ. - www.temator.ru.
1 ФЗ «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 №87-ФЗ
2 Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000, С. 20.