Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи: Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю и понятие СМИ;
2.Рассмотреть виды СМИ;
3.Определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4.Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ.
5.Провести исследование на предмет влияния СМИ на людей с разным уровнем образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ).
1.1 История и понятие СМИ………………………………………………5
1.2. Виды СМИ……………………………………………………………15
1.3.Интеграция СМИ в общественное мнение………………………….16
ГЛАВА2. СМИ КАК СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.
2.1.Особенности манипулятивных технологий на телевидении……….20
2.2.Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах………26
2.3.Влияние СМИ на людей с разным уровнем образования…………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...37
Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.
ГЛАВА 2. СМИ, КАК СУБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.
2.1. Особенности манипулятивных
технологий на телевидении.
В настоящем самым мощным техническим средством манипулирования является телевидение (степень воздействия – 90%). Выделяют: 1) телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия – на зрение и слух; 2) телевидение является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ; 3) телевидение характеризуется экранностью, т.е. передает информацию посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Это обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, их доступность для самой широкой аудитории; 4) личностный характер передачи информации,телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему; 5) мгновенность передачи. Телевидение способно сообщить в аудиовизуальной форме о действии в момент его свершения. Это создает эффект присутствия зрителя на месте событий, сопричастности, что придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность; 6) простота информационной обработки.
В России, несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными телевизионными компаниями (ОРТ, РТР и НТВ), телеканалы предлагают схожие по форме и содержанию программы. Ярким примером этого является «Ледниковый период» (ОРТ), в ответ на которую канал «Росия» выпустил однотипную программу «Шоу на льду». Также многие каналы (ОРТ, «Россия», НТВ, СТС, ТНТ) транслируют бесконечные сериалы, затрагивающие одни и те же темы (темы любви, измены, проблем отцов и детей, современной Золушки, предательства).
Итак, можно сделать вывод – несмотря на различия форматов различных телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы. Выделим наиболее популярные:
1. Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников («К барьеру», НТВ). «На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно». «Контрастность также может проявляться в использовании цвета. Сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают неудовольствие».
2. Немаловажным
фактором привлечения внимания
аудитории к информации
3. Прием "спираль умолчания". Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов. Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Опросы общественного мнения нередко недостоверны.
4. То, как
будет выглядеть политик по
телевидению, во многом
1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).
2) Характер передачи:
- прямой
эфир. В прямом эфире политик
застрахован от искажения
- передача в записи. Если передача дается
без купюр, то для политика это даже комфортнее,
чем прямой эфир, т.к. постоянное давление
отсутствует. С другой стороны, журналист
может добавить после официальной записи
свои комментарии, на которые политик
уже не в состоянии отреагировать.
- атмосфера интервью: формальная – неформальная,
доверительная – враждебная, агрессивная
– доброжелательная и т.д. Атмосфера задает
тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет
дальнейшие оценки зрителей. Если журналист
говорит: «А сейчас посмотрите интервью
с лидером так называемых патриотов N»,
то зрителю уже задаются оценочные рамки,
и он еще до интервью принимает ту или
иную сторону, что лишает смысла весь разговор.
Когда журналист представляет «виднейшего
деятеля движения X», то зрителю через СМИ
дается сигнал благожелательно отнестись
ко всему, что скажет данный собеседник.
5. Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры, чтобы вызвать у аудитории неприятие.
6. Значительную
роль в формировании установок
потребителей информации
- эффект очередности
информации. Информация, непосредственно
направленная на изменение установок,
должна предшествовать любой другой, не
связанной с решением этой задачи. В итоге
лучше всего запоминается та информация,
которая располагалась в начале или в
конце информационного блока (например,
сообщения об украинских президентских
выборах всегда располагались в начале
новостного блока).
- эффект первичности коммуникационного
воздействия. Если реципиент получил какое-то
важное сообщение, в его сознании возникает
готовность к восприятию последующей,
более детальной информации, подтверждающей
первое впечатление.
7. Кроме
важности расположения сюжета
в блоке информационных
1) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).
2) Учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Все эти техники используются ведущими на канале ОРТ в программе «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная и крайне важная.
3) Подкрепление
речевой динамики
8. Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве (часто транслируются «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Девчата» и т.д.).
9. Использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на ОРТ доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности – примерно 17%). Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем.
10.Особое
место в процессе манипулирования занимают новости и
11. Многие телеканалы изобилуют ток-шоу, которые посвящены различным темам – от насилия до оптимального количества детей в семье. Объединяет их ряд свойств: а) ток-шоу предлагают готовые модели поведения, навязывают обществу определенные ценности; б) несмотря на представление различных мнений, непосредственные реакции и эмоции участников, у зрителя создается ощущение наигранности, спланированности, разыгрываемого спектакля; в) хотя ток-шоу предлагают зрителям делиться своими мнениями посредством звонков в студию, часто ведется рейтинг, все ток-шоу заранее отсняты. За подготовкой этих программ обычно стоят профессиональные психологи. В результате влияния ток-шоу снижаются нравственные и моральные нормы, поскольку в них можно увидеть драки и бранные ссоры между участниками (что тоже спланировано, ведь подробности из жизни людей, особенно неприглядные, всегда интересовали массовую аудиторию). Ярким примером скандального ток-шоу является отшумевшие «Окна» на ТНТ. У каждого человека на протяжении жизни происходят определенные ситуации, которые происходят также и в жизни других людей. Интерес к ток-шоу высок, поскольку они предлагают своим зрителям готовые модели поведения в ситуациях, которые знакомы каждому. Ток-шоу рассказывают о подробностях личной жизни своих героев, затрагивая при этом стремление людей быть членом общества и чувствовать, что такие же проблемы существуют и у других людей.
12. Тенденция
последних лет – появление
реалити-шоу («Дом-2», «
Итак, телевидение на сегодняшний день является самым мощным оружием манипулирования общественным мнением.Телевидение обладает «убаюкивающим эффектом», обеспечивающим пассивность восприятия12.
Телевидение не отражает реальность, а создает ее, конструируя квазиреальность. «Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью»13.
2.2. Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах.
Газеты и журналы. Согласно многочисленным
исследованиям, человек лучше всего воспринимает
информацию в письменном виде. Это можно
объяснить тем, что у читателя газеты или
журнала всегда есть возможность вернуться
к прочитанному, обдумать его и сделать
выводы. По данным www.brandmedia.ru на долю аудиовосприятия
информации приходится 15%, зрительного
восприятия – 75%. Следовательно, по степени
воздействия на аудиторию пресса занимает
второе место (75%) после телевидения (90%).