Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:40, курсовая работа
В 60-70-е гг. XX в. проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 г. термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса.
Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
1.1Введение……………………………………………………………3
Основная часть
1Кризис 3-х лет……………………………………………………...6
2 Краткая характеристика речи детей четвёртого года жизни……
2Психофизиологическая характеристика
детей дошкольного возраста (3-7 лет)……………………………8
4Кризис 6-7 лет…………………………………………………….12
2Потребности детей дошкольного возраста……………………...13
3Сензитивные периоды актуализации
сущностных сил детей……………………………….…………..14
2Ведущая деятельность ребенка
к концу раннего детства………………………………………….20
2Роль игры в развитии ребенка…………………………………...21
1.2Факторы и механизмы социализации личности………………..22
5Программа мероприятий…………………………………………26
Список литературы……………………………………………….30
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд. Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию. На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе. Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.
В первый период детства (3-5 лет) начинают развиваться способности, при этом происходит созревание психики и становление социальных свойств человека, от которых зависит, куда будут направлены его способности. В детстве формируется характер, то есть выкристаллизовываются структуры личности. Все это обусловлено совокупностью психико-физиологических факторов.
В 3—5-летнем возрасте резко увеличивается скорость роста, к шести годам ребенок достигает обычно половины длины тела взрослого человека. Он становится способным совершать, практически, все физические действия.
Черепная коробка достигает к этому возрасту 4/5 своего окончательного размера. Ребенок становится способным к элементарной интеллектуальной деятельности. Психика 3—5-летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию, происходит вулканообразный всплеск познавательной потребности. Возрастной период от 3 до б лет часто называют возрастом "почему?». Ребенок проявляет живой интерес к занимательным явлениям и событиям окружающей его действительности, и вопрос "почему?" нуждается в ответе.
Разнообразна речевая деятельность детей этого возрастного периода, они не только слушают и пересказывают сказки, но и сами пытаются их сочинять, они рассказывают стихи, считалки, пословицы и поговорки. С помощью слова уже трехлетний ребенок способен обозначить предмет, его признак, состояние, действие. Он способен к разного рода обобщениям (треугольник, высокий, дерево и т.п.), понимает временные связи, способен понять поставленную перед ним задачу. Во время игры-театрализации дети, говоря за свои игрушки, ставят мини-спектакли, а к пяти годам ребенок довольно понятно может объяснять условия игры.
3—5-летний возраст - это период буйного расцвета воображения - первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально "сжигает» потребность создавать что-либо из песка и пластилина, в рисунке и музыке, в игре и конструировании.
Развитие ребенка 3-5 лет теснейшим образом связано с актуализацией его способностей к рисованию, лепке, конструированию, пению, музицированию, танцу, занятиям аппликацией, вышивкой и т.п., то есть с актуализацией личностных особенностей, привлекающих внимание других, обеспечивающих высокие достижения в той или иной деятельности, успех. Таким образом, проявляется стремление ребенка к самоутверждению, потребность в признании его "Я" и поддержке.
Формирование и развитие ребенка происходит в процессе общения и, в первую очередь, общения с родителями. Родители являются для детей образцом моральных норм и правил, эталоном поведения. Их слово - руководство к действию. Вместе с тем, уже к трем годам у ребенка появляется ярко выраженная потребность общения со сверстниками, что создает условия для их совместной целенаправленной деятельности.
У ребенка в этом возрасте начинает активно развиваться чувство симпатии (а ведь это зачатки понимания другого человека), чувствительность к отношению к нему сверстников.
Таким образом, первый период детства характеризуется возникновением качественно новой, по сравнению с предыдущим этапом развития, социальной ситуацией развития ребенка. Однако, следует иметь ввиду, что у детей 3—5-летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция. Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой, но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у детей этой возрастной группы меньше, чем средние нормативы взрослого человека. В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 3-5 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт, монотонные, блеклые картинки и т.п.
Для организации ребенка 3-5 лет характерны генерализованные физиологические реакции, то есть в ответ на внешние воздействия организм реагирует активизацией самых разнообразных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
В силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга, которая "отвечает" за сознательное поведение человека, поступки 3—5-летних детей не всегда адекватны происходящему вокруг, недостаточно мотивированы, спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный, физиологически обусловленный процесс.
Итак, за пять лет жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире, выработан свой стиль общения. Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера. Он, в известной степени, уже личность, ибо знает где живет, какое место занимает среди других, особенно в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив “я должен” начинает преобладать над мотивом ”я хочу”. Иными словами, к шести годам ребенок начинает нащупывать свою нишу в социальной пространственно-временной среде. (1, с.103-105)
Дети до 6 лет уже могут сосредоточить своё внимание на определённом объекте в течение 15–20 минут. Поэтому создаётся возможность систематических занятий, но продолжительностью не более 15–20 минут. Важно также то, что уменьшается значение внешнего торможения, то есть внезапно возникший внешний раздражитель не столь сильно влияет на образовавшиеся условные рефлексы как в предыдущие годы. Усиливается внутреннее торможение. Возникшее торможение удерживается относительно дольше, что способствует более чёткому формированию поведенческих актов. Однако такие виды торможения, как дифференцировка и угасание условных рефлексов происходит довольно трудно, при большом напряжении вегетативных процессов: учащается сердцебиение, изменяется дыхание и т.д. В 5–6 лет резко возрастает значение второй сигнальной системы. Словесное мышление начинает играть всё более возрастающую роль, появляется внутренняя речь. Обобщается функция слова, приближается к таковой у взрослого, но обобщение происходит лишь по одному признаку и по действию, которое непосредственно производится с предметом. С шестилетнего возраста дети начинают пользоваться понятиями, абстрагированными от действия, для них становится доступным выделение общих, или групповых, признаков. В этом возрасте приступают к обучению письму и чтению.
К 7 годам морфологически созревает лобный отдел головного мозга, и в этот же период появляется способность удерживать программу действия из нескольких движений и предвидеть результаты действия. Изучение биоэлектрической активности мозга показало, что при выполнении заученных движений наибольшая активность появляется в двигательной области коры головного мозга, а при составлении собственной программы действия – в лобном отделе. Таким образом, можно говорить о том, что высшая нервная деятельность ребёнка 7 лет находится на более высоком уровне по сравнению с детьми младшего возраста.
Кризис 6-7 лет
К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению. Становление ее предпосылок обусловлено кризисом 6–7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (т. е. обобщением переживаний). Е. Д. Божович связывает кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе.
К 6–7 годам выделяются две группы детей:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность;
2) дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны.
Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, ярким воображением. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами.
Относительно хорошо развита наглядно-образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может понимать услышаное, связно излагать свои мысли. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний. Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению. (6, с. 20-25)
Потребности детей дошкольного возраста
К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: потребность в безопасности, эмоциональные потребности и когнитивные (познавательные) потребности. Естественно, у всех детей они проявляются в разной «пропорции» - это зависит от типа темперамента ребенка, от других его индивидуальных особенностей.
Потребность в безопасности основана на инстинкте самосохранения; ряд исследователей считает её основной на протяжении первого года жизни малыша, когда его выживание еще полностью зависит от окружающих взрослых. Именно повышенная потребность в безопасности делает многих карапузов, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания (ребенок чувствует себя спокойно, только ощущая рядом взрослого). Если потребность ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность.
Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов, тоже относит их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена – ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен); с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих ( в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность «быть безоговорочно принятым» психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.
Когнитивные потребности – необходимость изучать окружающий мир и формировать о нем определенное представление – особенно сильно проявляются у ребенка после того, как он в достаточной степени научится владеть своим телом и взаимодействовать с окружающей средой (примерно после года). Правда, отметим, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!
Примерно, после 3-4-х лет у ребенка
появляется потребность в социальном
самоутверждении, духовные потребности
обычно актуализуются ближе к подростковому
возрасту. (http://detyvradost.ru/