Социализация детей 3-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В 60-70-е гг. XX в. проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 г. термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса.
Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Содержание работы

1.1Введение……………………………………………………………3
Основная часть
1Кризис 3-х лет……………………………………………………...6
2 Краткая характеристика речи детей четвёртого года жизни……
2Психофизиологическая характеристика
детей дошкольного возраста (3-7 лет)……………………………8
4Кризис 6-7 лет…………………………………………………….12
2Потребности детей дошкольного возраста……………………...13
3Сензитивные периоды актуализации
сущностных сил детей……………………………….…………..14
2Ведущая деятельность ребенка
к концу раннего детства………………………………………….20
2Роль игры в развитии ребенка…………………………………...21
1.2Факторы и механизмы социализации личности………………..22
5Программа мероприятий…………………………………………26
Список литературы……………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 216.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Сензитивные периоды актуализации сущностных сил детей

 

 

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии показывают, что существуют сензитивные (от лат. чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка, юноши (девушки) в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

Важное значение представлений о сензитивных периодах состоит в том, что они выявляют качественное своеобразие отдельных этапов развития и указывают на огромные потенции детства.

 У каждого человека  существует своеобразная возрастная  чувствительность, то есть особая  отзывчивость на окружающее, некая избирательная активность, которая по-своему характеризует каждый этап его развития. А. В. Запорожец называл эти периоды особой чувствительности, в которые наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества "сенсибильными" , обращая внимание на то, что именно в годы детства на каждой возрастной ступени возникают "временные состояния", выражающие своеобразную готовность к развитию.

Сензитивные периоды обусловлены физиологическими, психологическими и социальными факторами, воздействующими на индивида не изолировано, а в связке, при непременном преобладании одного из них.

В связи с сензитивными периодами правомерно говорить о возрастных предпосылках способностей, имея в виду эти обусловленные возрастом повышенные возможности развития. Предпосылки развития способностей, специальные для отдельных детских возрастов, это та почва, на которой вырастают индивидуальные способности.  

Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Разумеется, эти возрастные особенности ни есть некий абсолют, и, тем более, они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени, зависящие от социальной среды.  В специальной литературе часто обращаются к феномену Маугли для выяснения самых разнообразных процессов жизнедеятельности человека. Интересен он и для выявления сензитивных периодов. В. Бахур описывается случай происшедший в 1920г. вблизи одной индийской деревни. Местные жители заметили, что время от времени из джунглей выходят два загадочных существа, похожие на людей, но передвигавшиеся на четвереньках. Об этом стало известно психологу Риду Сингху , который с помощью охотников выследил необычных существ. Оказалось, что это были две девочки в возрасте примерно двух и восьми лет, живущие в волчьей семье вместе с волчьим выводком. Р.Сингх забрал их с собой, чтобы заняться их "очеловечиванием". Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, которую назвали Камалой, дожила до 17 лет. 

Вначале она вела себя как настоящий волчонок: бегала на четвереньках, пугалась людей, по ночам выла по-волчьи, а большую часть дня спала. Лишь через б лет она научилась ходить на двух конечностях, однако если надо было бежать, она по-прежнему становилась на четвереньки. Через 7 лет жизни среди людей она выучила лишь 45 слов. В последующем ее словарный запас несколько пополнился, но все же не превышал сотни слов. По состоянию психики 17 летняя Камала производила впечатление четырехлетнего ребенка.

Этот выразительный пример является ярким подтверждением того, что то, что не приобретено в сензитивном периоде развития человека почти безвозвратно утеряно. Так, сензитивный период для научения ходьбе 5 - 15 месяцев, а научению разговорной речи от внутриутробного развития до трех лет (здесь есть свои подэтапы: четвертый - девятый месяцы внутриутробного развития составляет период элементарного научения восприятию слов; в период от рождения до двух лет происходит понимание слов и простых фраз; а период 2-3х летнего возраста это пора сложного анализа  слова и соотношения его с тем или иным предметом, явлением, ощущением). Потеря этих периодов ведет, как это показывает случай с Камалой, к невосполнимости тех или иных функций, как физиологических, так и психологических, а вслед за этим и сознательных. 

  Более того, психолог Р.Заззо анализируя феномен Маугли (а их описано в научной литературе более 30) пришел к заключению, что если к моменту возвращения "детей - зверенышей" в человеческое общество исполнялось 10-12 лет, то в направлении их "очеловеченивания" ничего сделать не удавалось, что указывает на то, что основные человеческие функции природа реализует до этого (подросткового) возраста. То есть, основные фазы социализации человека завершаются на предпубертатном периоде, когда закладываются физиологические и психологические предпосылки индивида. (1, с. 108-109)

Непосредственной аналогией феномена Маугли оказываются истории детей из неблагополучных семей. Например, семей, где родители страдают алкоголизмом и им нет никакого дела до своих детей, и любых других дисфункциональных семей.  Нам известно, что дети из таких семей отстают в развитии, и их дальнейшая социализация стоит титанических усилий для педагогов и в ряд «нормальных» они уже все равно не попадут.

  40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально –волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними. 
Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства. Практически, все дети из дисфункциональных и деструктивных семей страдают от  эмоционально-волевой депривации. Если такого ребенка спросить: «что ты чувствуешь?»; ответ, скорее всего будет: «усталость».

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на волнующие ребенка события) - качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей.(11, с 6-8)

Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, они все равно начинают защищать свою семью. Дети переживают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказ о своих чувствах.

Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется повышенной эмоциональной чувствительностью к потрясениям и испугам, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства. 
Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта. 
Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, стресс подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Можно выделить следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заикания, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой депривации имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения в предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социализацию.

Все последующие фазы (тяготеющие к мировоззренческой плоскости) выстраиваются исключительно на основе предыдущих, а то, что не приобретается в сензитивный период развития человека, безвозвратно теряется, во всяком случае в своем наивысшем качестве.

Первый период детства (3-5 лет) характеризуется интенсивным развитием нервной системы. Исследователи этого возрастного периода отмечают у них быстрое образование условных рефлексов, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развитие торможения как физиологической основы сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания.

В этот ответственный период детства происходят резкие качественные скачки. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.

Информация о работе Социализация детей 3-7 лет