Социализация и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)
 

 Социализация  — процесс  и  результат включения индивида в социальные отношения.  Она  осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта  и  воспроизведения его в своей деятельности. В процессе  социализации  индивид становится личностью  и  приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться  и  взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин,  И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Процесс  социализации  представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм  и  ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (У. Бронфенбреннер, 1976).  Социализация  осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами  социализации  являются: целенаправленное воспитание, обучение  и  случайные социальные воздействия в деятельности  и  общении.

    Воспитание   и  обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку)  и  формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств  и  свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов.

    Осуществляя включение индивида в социальные отношения,  социализация  может изменять, трансформировать психологический фон личности. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ)  и  «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память  и  др.) есть у животных  и  человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того, предмета или процесса, который он замещает. Например, слово «окно» замещает известный всем предмет,  и  при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. «расшифровывает» значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание  и  пр. Этот уровень психики  и  есть результат  социализации , однако он не единственный.

    Таким образом, понятия «развитие психики»  и  « социализация » пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли),  и  социальное развитие ВПФ. 

    Социализация  есть изменение психики  и  формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так  и  формирование  и  развитие личности не сводимы лишь к  социализации . Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством саморазвития  и  саморазвертывания личности.

    Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса  социализации  индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых  и  новых  видов  деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

      1 ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом  виде  деятельности  и  между  ее  различными  видами .

      2 центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания  на нем  и  соподчинения ему всех остальных деятельностей.

      3 это освоение личностью в ходе  реализации деятельности новых  ролей  и  осмысление их значимости.

      Если  кратко выразить сущность этих преобразований перед нами встает следующая формула: Личность, как Объект воздействия переходит в позицию активного Субъекта.

    Близким по смыслу для нас так же будет  являться термин Социальная адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) социальная,  вид  взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования  и  ожидания его участников. Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний  и  ожиданий субъекта с его возможностями  и  с реальностью социальной среды. Изначально адаптация – понятие биологическое, обозначающее уровни  и  степень приспособления организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая адаптация определяется активностью личности  и  (или) группы  и  выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления»  ей )  и  ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды); отсюда – адаптивная  и , одновременно, адаптирующая активность как самой личности, так  и  группы (М.П. Бобнева, 1978).

    Со  стороны социальной среды адаптация  определяется целями деятельности, социальными  нормами – способами их достижения  и  санкциями за отклонение от этих норм со стороны личности или группы. Все это зависит прежде всего от восприятия  и  оценки этих целей, норм  и  санкций. Это определяется их самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «мы» группы. Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности  и  направленности деятельности личности  и  группы: подчинение среде, при котором цели личности или группы  и  способы их достижения общеприняты, традиционны  и  полностью соответствуют социальным нормам; обновление среды, при котором для достижения общепринятых  и  одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют одобряемые  и  общепринятые способы, строго следуя традициям  и  ритуалам. Уход от жизни, при котором непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными  и  неодобряемыми способами. Бунт, восстание, при котором, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с традиционных позиций, а выдвигают новые цели  и  используют новые способы их достижения (Б.Ф. Поршнев, 1979).

    Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной  и  адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций. Основа этого, описывается как высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый, более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности пли группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определённых социальных условиях. Так в обществе, в котором цели личности не сочетаются с общественными целями, успешная адаптация во многих случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося девиантного поведения, крайние его формы связаны с дезадаптацией социального субъекта ( И .С. Кон, 1978); рассогласованием требований  и  ожидании социальной среды  и  субъекта, проявляющимся в аномии, вплоть до распада деятельности; также как, при анализе систем «человек машина»; в юриспруденции  и  медицине принят термин «реадаптация», означающий адаптацию к прежним социальным условиям после некоторых произошедших с объектом изменений. Также адаптация понимается в узком смысле как процесс приспособления субъекта к определенным жёстко заданным внешним условиям  и  воздействиям (Ю.Д. Александровский, 1976).

      Исходя  из всего вышеобозначенного, мы видим, что эта общая теоретическая  канва позволяет подойти непосредственно  к экспериментальному полю исследования проблемы:

      1. рассмотрение процессов целеобразования   и  достижения определенных результатов.

      2. общение — рассматривается со  стороны его расширения  и  углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

      3. развитие самосознания личности. В самом общем  виде  можно сказать, что процесс  социализации  означает становление в человеке образа его Я (Э. Эриксон). Развитие самосознания в ходе  социализации  — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности  и  общения.

      Вопрос  о стадиях процесса  социализации  имеет свою естественную историю в системе психологического знания. Логично, что в качестве стадий  социализации  называются не только периоды детства  и  юности, но также периоды средней взрослости  и  старость. Косвенным признанием того, что  социализация  продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст  и  юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Э.Я. Берне, 1976. С. 53; 71—77). Однако, для советской социальной психологии был характерен акцент на то, что  социализация  предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служили отношения к трудовой деятельности, выделялись три основные стадии: дотрудовую, трудовую  и  послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Институты  социализации . Необходимо отметить, что личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе  и  пр. Или у человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп,  и  если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких  и  серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести  и  к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться  социализацией . 

    Социализация  начинается с воздействий на индивида, Поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми  и , далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

    Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать  воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Столин), рефлексии, человек  может воздействовать  и  на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются  социализацией , но могут составлять основу развития личности. На всех стадиях  социализации  воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности  и  знаки. Иными словами, можно сказать, что общество  и  группа передают становящейся личности некоторую систему норм  и  ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм  и  ценностей  и  которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов  социализации . Выявление их роли в процессе  социализации  опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

    Семья рассматривалась традиционно как  важнейший институт  социализации : именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности  и  фемининности), осмысливают первые нормы  и  ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Э.Я. Берне, 1986).

    ДДУ - дошкольные детские учреждения, к  сожалению, до сих пор оказываются  объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические  социально-психологические аспекты  при этом не получают полного освещения.

    Школа обеспечивает ученику систематическое  образование, которое само есть важнейший  элемент  социализации , но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе  и  в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества  и  государства, хотя эта зависимость  и  различна в тоталитарных  и  демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт  социализации . Привлекательность этой среды в том, что  она  независима от контроля взрослых, а иногда  и  противоречит ему. Мера  и  степень значимости групп сверстников в процессе  социализации  варьируют в обществах разного типа (У. Бронфенбреннер, 1976).

    Группы  сверстников - особенно важен акцент в период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей  и  т.д. (Э. Эриксон, Г.В. Андреева,  И . Кон). Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию  социализации  период службы в армии или получения высшего образования, должен решаться вопрос  и  о таких социальных институтах, как армейские подразделения или вузы.

    Таким же спорным, как сам вопрос о существовании  послетрудовой стадии  социализации , является вопрос о  ее  институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

    При анализе больших групп был  выяснен тот факт, что личности небезразлично, в условиях какой  большой группы осуществляется процесс   социализации . Так, при определении стадий  социализации  необходимо учитывать социально-экономические различия города  и  деревни, историко-культурные различия стран  и  т.п. Сам институт  социализации , осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От этой системы воздействий также зависит конкретный результат  социализации  (А.В. Мудрик, 1994).

Информация о работе Социализация и её виды