Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (У. Бронфенбреннер, 1976). Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов.
Осуществляя включение индивида в социальные отношения, социализация может изменять, трансформировать психологический фон личности. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того, предмета или процесса, который он замещает. Например, слово «окно» замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. «расшифровывает» значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации , однако он не единственный.
Таким образом, понятия «развитие психики» и « социализация » пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ.
Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации . Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством саморазвития и саморазвертывания личности.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
1 ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами .
2 центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.
3 это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Если кратко выразить сущность этих преобразований перед нами встает следующая формула: Личность, как Объект воздействия переходит в позицию активного Субъекта.
Близким по смыслу для нас так же будет являться термин Социальная адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Изначально адаптация – понятие биологическое, обозначающее уровни и степень приспособления организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая адаптация определяется активностью личности и (или) группы и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей ) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды); отсюда – адаптивная и , одновременно, адаптирующая активность как самой личности, так и группы (М.П. Бобнева, 1978).
Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами – способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм со стороны личности или группы. Все это зависит прежде всего от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций. Это определяется их самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «мы» группы. Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы: подчинение среде, при котором цели личности или группы и способы их достижения общеприняты, традиционны и полностью соответствуют социальным нормам; обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. Уход от жизни, при котором непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. Бунт, восстание, при котором, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с традиционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения (Б.Ф. Поршнев, 1979).
Важнейшим
условием успешной адаптации является
оптимальное сочетание
Исходя
из всего вышеобозначенного, мы видим,
что эта общая теоретическая
канва позволяет подойти
1.
рассмотрение процессов
2. общение — рассматривается со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.
3.
развитие самосознания
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою естественную историю в системе психологического знания. Логично, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности, но также периоды средней взрослости и старость. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Э.Я. Берне, 1976. С. 53; 71—77). Однако, для советской социальной психологии был характерен акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служили отношения к трудовой деятельности, выделялись три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Институты социализации . Необходимо отметить, что личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. Или у человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией .
Социализация начинается с воздействий на индивида, Поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и , далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.
Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Столин), рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией , но могут составлять основу развития личности. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации . Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.
Семья
рассматривалась традиционно
ДДУ
- дошкольные детские учреждения, к
сожалению, до сих пор оказываются
объектом исследования лишь возрастной
психологии, в то время как специфические
социально-психологические
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации , но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации . Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (У. Бронфенбреннер, 1976).
Группы сверстников - особенно важен акцент в период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Э. Эриксон, Г.В. Андреева, И . Кон). Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период службы в армии или получения высшего образования, должен решаться вопрос и о таких социальных институтах, как армейские подразделения или вузы.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации , является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.
При анализе больших групп был выяснен тот факт, что личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации . Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации , осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От этой системы воздействий также зависит конкретный результат социализации (А.В. Мудрик, 1994).